«Тогда они попробовали вскарабкаться на мою голову сзади, стараясь влезть на неё по волосам. Один из них, забравшись мне на лоб, закричал: «Хекина дэгуль!», и остальные повторили этот возглас, который, как я потом узнал, означал: «Какое чудовище!» Еще один из человечков захотел залезть ко мне в левое ухо, и тут я сделал такое резкое движение рукой, что мне удалось её высвободить. Вся толпа маленьких человечков, окружавшая меня, закричала, словно стая испуганных птиц. Мне между тем удалось оторвать свободной рукой с левой стороны волосы от земли, к которой они были каким-то образом прикреплены, но тогда один из толпы закричал: «Толью фонак!» - и я почувствовал, как целая сотня маленьких стрел вонзилась мне в руку, точно сотня комаров ужалила её. Следующие стрелы попали мне в лицо. Человечки пробовали также колоть меня в бока своими маленькими мечами, но на мне был кожаный жилет, и все их усилия пропали даром».
Так описывает Ламюэль Гулливер первые минуты своего пробуждения на берегу страны Лилипутии, куда он был выброшен могучим штормом.
Книгу Джонатана Свифта «Приключения Гулливера» называют сатирико-фантастическим романом, «в котором ярко и остроумно высмеиваются общественные пороки». Добавим, что имеются в виду пороки Великобритании середины XVIII столетия. Однако бессмертные произведения оттого и живут вечной жизнью человеческого духа, что в них отражён вечный человек с его вечными грехами. Велико ли отличие сцены пробуждения Гулливера в ХVIII веке от реакции политиков Европейского союза на появление Дональда Трампа на мировом политическом небосклоне в веке ХХI?
Главный шок лилипуты испытали оттого, что неведомый пришелец являлся «Человеком-горой». Пришелец был невообразимо далёк от партийных страстей, пронизывавших схватки низкокаблучников и высококаблучников Лилипутии, он с едва скрываемым сарказмом относится к персоне самого императора и, о Боже, ему было глубоко наплевать, с какого конца разбивать яйцо - с тупого или с острого! А ведь войны между тупоконечниками и остроконечниками носили безжалостный характер!
И разве «культурный шок» свифтовских лилипутов не похож на шок современных европейцев, увидевших в Дональде Трампе «Человека-гору», которому безразличны их лилипутские устои жизни?
Ведь он начал с заявления о том, что блок НАТО устарел!
Эффект от этого заявления в Европе можно приравнять к реакции язычников на осквернение в капище их главного идола. Тысячи современных лилипутов в натовских униформах и без них, кормящихся от этой непомерно раздувшейся структуры, надсадно заверещали: не позволим посягнуть! Президент Франции лепечет что-то пафосное и патетическое насчёт совместной обороны, но «Человека-гору» героически выпяченная грудка французского президента нисколько не трогает. Хотя он, наверное, даже и не знает, что много лет назад во время подписания Акта о капитуляции фашистской Германии фельдмаршал Кейтель, увидев за столом французскую делегацию, спросил своего адъютанта: «Что, французы тоже нас победили?» Если бы знал, он бы очень смеялся.
Ну ладно, французы известны задиристым нравом. Однако и старый атлантист из битой-перебитой Германии, министр Вольфганг Шойбле тоже трубит так громко, чтобы «Человек-гора» услышал: НАТО не трогать! Блок всегда служил залогом нашей общей безопасности!
А Дональд Трамп, судя по всему, давно понял, что европейские лилипуты сначала устраивают себе опасные ситуации, а потом борются за свою безопасность. И при этом не стесняются залезть в американский карман. Еще неизвестно, кому принадлежала инициатива расширения НАТО до российских границ - Европе или США. Очень может быть, что это дело европейских лилипутов. А платить за эти военные приключения придётся Америке, которую Трамп планирует перевести на рельсы хозяйственного возрождения. Ему натовские расходы ни к чему, и такие извилистые пути обеспечения безопасности кажутся слишком сложными.
Вообще, Дональд Трамп приверженец простых решений. И он, не стесняясь, о них говорит: да, блок устарел; да, европейцы вносят в него мало денег; да, североатлантическое хозяйство нужно перетряхивать.
И тогда в него летят стрелы, и маленькие человечки пытаются колоть его своими мечами.
Не меньший переполох вызвало заявление «Человека-горы» о намерении обложить немецкие автомобили БМВ 35%-ной пошлиной при ввозе их в США из Мексики. Чем закончатся эта и другие подобные истории, пока можно только гадать, но совершенно понятно, что экономический миропорядок, который устраивал транснациональные корпорации, нового президента США во многом не устраивает. Он будет и его перетряхивать.
С появлением Дональда Трампа в мире неожиданно обнаружилась интересная и удивительная вещь. Для масштабов западной политики это действительно «Человек-гора». Он легко рушит стереотипы, на которых выросли целые поколения западных политических деятелей, которые положены в основу современных международных финансов и «нового мирового порядка».
Хотя никаких чудес здесь нет. Неординарность Трампа происходит из качества, которое американцы называют common sense - здравый смысл, трезвый рассудок.
И вот на фоне проявления признаков этого американского трезвого рассудка Европа обнажается, как страна Лилипутия, которая ввиду отсутствия реального демократического контроля над экономикой валится в пропасть олигархического общественного строя. При отсутствии в правящем классе коллективного трезвого рассудка Европа сама себе создаёт внутренние и внешние угрозы, чтобы потом с ними бороться.
Этим же до появления Трампа занимались и правящие элиты США. Однако его избрание, явившееся, без сомнения, знаком очень крупных перемен, выводит Америку на новую историческую позицию. Президент Дональд Трамп - антиглобалист, он намерен построить сверхдержаву с национально ориентированной экономикой и политикой, движимой национальным интересом. От этого нового американского национализма миру едва ли станет легче, но это уже будет другой мир, другое, более понятное мироустройство.
А Европу ждут сложные времена. Амбициозность её правящего класса, заскорузлого в своей корпоративности, едва ли позволит ей быстро перестроиться. Вот почему реакция этого класса на появление «Человека-горы» так напоминает первую главу романа Джонатана Свифта. Отживший класс упорно цепляется за устои Лилипутии.
И если в недрах этого класса не найдутся люди, способные понять всю масштабность надвигающихся перемен, жёсткое столкновение Европы с интересами США неизбежно.
Пока заявления главных лилипутов Евросюза говорят о том, что они намерены шагать прежним путём.
Тогда, судя по всему, нас ждут интересные времена.
Продолжение следует
ДМИТРИЙ СЕДОВ, fondsk.ru