Закрывается латвийская банковская прачечная, обслуживавшая российскую "элиту"

Aug 23, 2016 19:08

Почему при микроскопических размерах страны на Латвию приходится один процент всех долларовых транзакций?



Латвийская банковская прачечная, безупречно отмывавшая деньги уже нескольким поколениям постсоветской элиты, стала политической историей и еще одним фронтом экономической войны России и Запада.

Дойче банк готовится к закрытию у себя корреспондентских счетов латвийских банков. Как сообщила пресс-служба кредитного учреждения, это решение объясняется пересмотром отношений с клиентами и приведением их «в соответствие со стратегией развития банка до 2020 года». Очевидно, что корреспонденция с латвийскими банками в эту стратегию не вписывается.


Для большинства латвийских банков Дойче был последним окном в «большой долларовый мир». В это большинство входят учреждения, которые работают с нерезидентами - гражданами России и других государств бывшего СССР, которые составляли костяк клиентской базы того, что принято назвать латвийской банковской системой. С нерезидентами работают 14 из 19 местных банков, а доля депозитов нерезидентов в банках Латвии составляла в начале года 53,4%. Таким образом основной удар будет нанесен не только и не столько по банкам, сколько по их клиентам - нерезидентам, которые использовали латвийский канал для вывода денег на Запад.

Теперь этот канал оказался под контролем скандинавских банков, которые контролируют топ «классической банковской системы» Латвии, и еще нескольких учреждений, которые работают исключительно с резидентами. Несмотря на отсутствие формальных запретов работы с иностранцами, эти банки чаще всего отказывают в таком обслуживании. Статус резидента можно было приобрести без особых проблем по закону 2010 года о ВНЖ, но в этом году условия приобретения ВНЖ ужесточились, как считается, по политическим причинам, диктуемым Латвии сверху. О том, что политика ограничений носит системный характер, говорит тот факт, что корреспондентские долларовые счета латвийских банков начали закрываться под давлением американских регуляторов уже несколько лет назад. С января 2014 года корсчета в долларах для латвийских банков закрыл JP Morgan.

Формально это произошло в рамках обычной бизнес-реструктуризации. В реальности долларовые возможности большинства латвийских банков оказались в милости у Дойче банка. Германский банк держался до последнего. Но и ему пришлось пойти на уступки после громких обвинений в отмывании российских денег и готовящихся масштабных судебных процессах.

Спустя несколько дней лет после заявлений Дойче банка, Банк Италии - регулятор финансового рынка страны - принял решение о закрытии итальянского филиала AS PrivatBank, латвийского банка, 46% капитала которого официально контролируется одноименным украинским учреждением.

Это было единственное западное звено в сложной итальяно-латвийско-украинской финансовой цепочке, контролируемой, как известно, лютым «жидобандеровцем» и одновременно жителем Швейцарии Игорем Коломойским.

Следы большой стирки

У закрытия корсчетов и филиала «жидобандеровского» банка есть связь. Дело в том, что Приватбанк стал системным элементом в так называемой «молдавской афере» - выводу из страны около миллиарда долларов - колоссальную для местной финансовой системы сумму. Впрочем, молдавской эту аферу можно назвать очень условно. Так получилось, что территория именно этого государства была использована в качестве прачечной. Сначала сюда через латвийские банки завели деньги из офшоров и раскидали их на три местных банка. Затем уже эти банки были вовлечены в целую серию бессмысленных транзакций, в результате чего упомянутый миллиард был отмыт и покинул территорию страны. Около 900 млн из этой суммы в ноябре 2014 года оказалось на счетах Приватбанка, что позволяет назвать его системным элементом всей схемы.

Широкой публике о молдавской афере стало известно в мае 2015 года, после публикации отчета детективного агентства Kroll.

К этому времени PrivatBank уже был под особым прицелом американских властей из-за того, что оказался вовлечен в отмывание денег, выведенных из России в результате налоговой аферы со счетами фонда «Эрмитаж» (Hermitage).

Осенью 2015 года руководители двух парламентских комитетов латвийского парламента были вызваны на ковер в Вашингтон. Представители Минфина США озвучили вопрос: «Почему при микроскопических размерах страны на Латвию приходится один процент всех долларовых транзакций?». А потом уже представители Госдепа на примере Молдавии объяснили, к каким политическим последствиям ведет такой разрыв в экономических и финансовых показателях. К этому времени Молдавия оказалась в состоянии жесткого политического кризиса, который выплеснулся на улицы, и росту популярности «московской» партии.

Внешнее управление

Латвийские представители сделали выводы и, вернувшись домой, начали наводить порядок. Было заменено руководство регулятора, Приватбанка. Последний был оштрафован на рекордные для страны 2 млн долларов. Впрочем, Латвии не привыкать к подобным выволочкам. За последние десять лет их было много. Началась история еще в 2005 году, когда в Вашингтоне атаковали два латвийских банка - VEF и Multibanka, лишив их возможности проводить расчеты в долларах. Тогда же стало ясно, что главной целью кампании является не столько латвийская банковская система, сколько возможности ее использования внешними силами. Под которыми прежде всего понимались силы российские. Оба банка исторически были связаны с транзитом через Латвию российских нефтепродуктов.

В конечном итоге VEF был ликвидирован (в 2010-м году), а Multibanka стал дочерним подразделением банка СМП в Латвии под названием Meridian Trade Bank.

Затем на волне финансового кризиса 2008 года был национализирован Parex-банк, который в прямом смысле этого слова стал окном в западную финансовую систему для большинства российских частных предпринимателей. В 2010 году на базе старого банка был создан новый - «Citadele», который унаследовал большинство активов старого банка, но категорически отказывается от своего прошлого в смысле бизнес и даже отказывает в обслуживании российских клиентов.

Закрытие долларовых счетов должно стать последней точкой в истории независимой истории латвийской банковской системы. А вхождение страны в ОЭСР, состоявшееся эти летом, фактически закрепляет этот статус. ОЭСР - организация экономического сотрудничества и развития, которую принято называть клубом промышленно развитых государств (из состава СССР в нее помимо Латвии входит лишь Эстония), в реальности представляет собой наследницу плана Маршалла, созданного сразу после войны американскими оккупационными войсками для администрирования финансовой помощи, оказываемой Европе. Другими словами, с политической точки зрения это система контроля, реализуемая на уровне методических указаний и правил. По вполне понятным причинам наличие в этом мире пиратской финансовой системы, позволяющей прокручивать какие угодно операции и обходить любые санкции, не приветствуется.

Александр Кузьмин

Источник: https://versia.ru/pochemu-pri-mikroskopicheskix-razmerax-strany-na-latviyu-prixoditsya-odin-procent-vsex-dollarovyx-tranzakcij

Латвия, финансы

Previous post Next post
Up