Кураев ждёт когда же "отомрёт день Петра и Февронии"

Mar 06, 2016 17:02




На прошлой неделе, в субботу, в библиотеке им. Маяковского в Петербурге, протодиакон всея Руси побеседовал с главредом "Коммерсанта" А. Васильевым и корреспонденткой "Эха Москвы" А. Гордеевой. Тема беседы - Б.Н. Ельцин. Разговор продлился более двух академических часов. Как нередко случается с Кураевым во время подобных эфирных марафонов, когда его ментально-вербальный аппарат хорошо разогревается, говорение протодиакона получилось продуктивным - некоторые его фрагменты запомнятся надолго. Вот, к примеру:

"А.КУРАЕВ - И тут до меня доперло то, что я должен был понять еще 16 лет назад. Поскольку мы с вами говорим о Ельцине и патриархе Алексее - вот я говорю - а тут упоминалась старая ситуация передачи власти, как бы завещание Ельцина Путину: «Берегите Россию, Владимир Владимирович». Тут до меня доперло: вообще-то, это мои слова, потому что мне довелось писать речь патриарха Алексея на первой инаугурации Ельцина, и там были эти слова: «Берегите Россию, Борис Николаевич!».
Е.ГОРДЕЕВА - Ничего себе!
А.ВАСИЛЬЕВ - Кстати, да. Он с этими словами пришел и с этими словами ушел. Кстати, дико круто, да.
А.КУРАЕВ - Мне это просто в голову раньше не приходило. Очень интересно".


И не только дико круто, но и дико гениально - ведь не осенит же так, кого попало нереально уникальной синтагмой для напутственной речи. Вот за это мы и любим о. Андрея - как грится, талантливый человек во всём талантлив.

Или вот ещё:
"А.КУРАЕВ - <...> идея с тем, чтобы установить национальный праздник на день Казанской иконы Божьей Матери 4 ноября - это еще при Алексии. Еще раньше первый такой эксперимент, ныне забытый, кстати говоря - какой-то День Героя установили.
Е.ГОРДЕЕВА - День Героя - был такой, но он не прижился, слава богу.
А.КУРАЕВ - Было такое, но не прижился. Это было. Затем вот тоже я жду, когда же отомрет день Петра и Февронии…
Е.ГОРДЕЕВА - Ему покровительствует супруга Медведева.
А.КУРАЕВ - Поэтому я и думал: когда Медведев уйдет, наверное, и праздник вместе с ним. Но пока еще стараниями церкви держится. Но это при Алексии еще начинались вещи".

Те, кто следит за мыслительным процессом о. Андрея, в курсе, что к праздникам у него отношение особенное, я бы сказал: креативное. Три года назад предложил он Рождество с 7 января перенести на другую дату, но не на 25 декабря, как может быть хотелось бы некоторым западничествующим простецам, а на 1 января. В общем, усмотреть логику в его отношении к праздникам без поллитры нелегко. Впрочем, как признался сам протодиакон: "на самом деле соображения формальной логики в данном тезисе несколько вторичны"...

На самом деле, формальная логика скрывается в мировоззрении отца протодиакона. Ведь что такое общенародный праздник? - Для людей, в совокупности составляющих народ, праздник даёт возможность оторваться от повседневности для того чтобы соприкоснуться с вечным и историческим - единым для всех. Чем бы ни были изо дня в день заняты разум и душа человека, когда наступает любая праздничная дата, он вольно или невольно обращает свои мысли к событиям и смыслам, послужившим причинами установления праздника. Случается это синхронно, со всеми без разбора жителями страны.

Большинство к происходящему относится положительно, но у тех, кто больше всего боится слиться с ненавистной серой массой, возникает мучительное чувство внутреннего протеста, требующее немедленного выхода. Эта реакция наиболее наглядно наблюдается у определённой категории наших сограждан на День Победы, проявляясь в болезненном возбуждении, вызываемом у них георгиевскими ленточками.

Ай-яй-яй, и выбрасывают их почём зря после праздника, и пришпиливают их не туды, а главное (какой ужас!), как вопиюще цинично тратятся на них деньги налогоплательщиков в то время когда, ой-ёй-ёй, не все больные вылечены, не все нуждающиеся облагодетельствованы, не все бездомные котики пристроены. К вящему сожалению либеральной общественности не у всякого нашего праздника есть свои ленточки.

Вот и пришлось Кураеву выражать своё фи насчёт Дня народного единства и Дня семьи, любви и верности абсолютно голословно. Хотя, с другой стороны, беседа проходила в кругу своих и предназначена была для своих, понимающих друг друга без лишних слов.

Впрочем, есть один общенародный праздник, к которому либералы благоволят более, чем ко всем прочим, а некоторые и вовсе любят утверждать, что он то и есть наш единственный общенародный и всех объединяющий. Это, понятное дело, Новый год - праздник столь всенародно любимый и столь же скудный на смыслы - эдакое псевдо-рождество из советского прошлого.

Вот только новогодняя ночь с традиционным разгуляевом приходится на рождественский пост, и, несмотря на то, что Церковь с недавних пор практикует новогодние молебны, растёт число ревнителей благочестия, напрочь игнорирующих новогодние торжества. Стало быть, праздник становится не таким уж общенародным, как это было в советское время.

На самом деле, в кураевской идее объединения Рождества и Нового года была своя скрытая логика: любимый постсоветскими либералами полубессмысленный Новый год утверждается в своей универсальности, а Рождество профанируется. И вообще, профанация и профанаторы - кураевская тема. Вспомним истории с панк-молитвенницами и постановкой «Тангейзера» в Новосибирске. Многие православные люди, наблюдая за активностью креативного протодиакона, строят всякие предположения насчёт его национальности и причастности к разным зловредным зарубежным структурам: Госдепу, ЦРУ, Моссаду, далее по списку.

Однако национальность и ангажированность в данном случае вторичны. Кураев вполне искренен в том что он говорит и делает. Вопрос в том, видит ли он за праздниками и всеми вообще проявлениями реального мира реальные смыслы, а не их виртуальные симуляции? Для наглядности можно привести аналогию с не нюхавшим пороха подростком, играющим в компьютерную «бродилку-стрелялку», когда на экране хлещет кровь и плоть рвётся на куски.

Человек виртуальный, которого описал другой диакон - Павел Сержантов - часто воспринимает объективную реальность как виртуальную. И более того, люди этого типа рассматривают свою виртуальную песочницу как идеальную модель мироустройства, утверждению которой мечтаю тёмные массы несчастных, по своей убогости и непродвинутости застрявших в грубой и неправильной объективной реальности - отсюда стремление виртуалов к миссионерству.

У виртуалов, как и обычных людей бывают разные интересы, в том числе и религиозные. Виртуал-богослов может быть вполне адекватен, поскольку виртуальные симуляции смыслов и реальные смыслы очень похожи. Но это не одно и то же. Спорить с виртуалом так же непродуктивно как и, по выражению Пушкина, оспаривать глупца, поскольку речь идёт о разных ментальных пространствах, когда оппоненты за одними и теми же понятиями видят разные смыслы.

Но при этом уважать себя заставить и одёргивать профанаторов необходимо. Как это лучше делать? - это вопрос...

Кураев, праздники, религия, Православие

Previous post Next post
Up