Распродажа экспонатов эрмитажной коллекции в 1929-1934 гг.

Jul 18, 2015 18:57

Оригинал взят у lioubasmir в Распродажа экспонатов эрмитажной коллекции в 1929-1934 гг.

В конце 1920-х гг. советское правительство, испытывая недостаток в валюте для индустриализации - для оплаты растущих долгов при покупке техники и строительства заводов, решило пополнить бюджет распродажей музейных коллекций

Всего из фондов и экспозиции было отобрано 2880 картин, 350 из которых представляли собою произведения значительной художественной ценности, а 59 - шедевры мирового значения

; небольшая часть из них, не найдя покупателя, всё же вернулись обратно, но 48 знаменитых шедевров навсегда покинули Россию - включая работы таких мастеров, как Ян ван Эйк, Тициан, Рембрандт и Рафаэль. Некоторые из этих полотен находились в собрании ещё со времен его основания Екатериной Великой. Также была продана коллекция нидерландской и фламандской живописи (около 700 картин), собранная и завещанная музею П. П. Семеновым-Тян-Шанским, а также часть других собраний, пожертвованных Эрмитажу в поздний период (например, Строганова).

Кроме того, из Эрмитажа распродавалось художественное серебро, бронза, нумизматические коллекции, византийские эмали.  Распорядились пустить на продажу также гравюры, оружие из арсенала , скифское золото из Особой кладовой, предметы античного искусства, Ренессанса, Готики, в основном изделий из золота, драгоценных металлов, слоновой кости и т. п.

Продажу полотен первого ряда предполагалась провести тайно, но информация распространилась между избранными западными торговцами. Первым покупателем шедевров Эрмитажа стал Галуст Гюльбенкян (Calouste Gulbenkian), основатель Iraq Petroleum Company, торговавший с Советской Россией нефтью.


             


Галуст Гюльбенкян                                                             Эндрю Меллон
Еще одним крупным покупателем ценностей Эрмитажа был Меллон. Эндрю Меллон был американским банкиром, министром финансов при президентах У.Гардинге, Кулидже и Г.Гувере, американским послом в Великобритании и собирателем живописи. Он решил основать американскую галерею по образцу Национальной Галереи в Лондоне. Услышав о распродаже эрмитажных шедевров в галерее Knoedler and Co, у своих давних поставщиков, он ухватился за покупку. Меллон снял сливки с коллекции Эрмитажа, которая в то время не имела себе равных

Купленная им за 9 сделок группа картин включала «Благовещение» ван Эйка и «Мадонну Альбу» Рафаэля, причем последняя обошлась в $1 166 400, что было самой большой суммой, заплаченной за произведение искусства до этого времени. К концу 1931 г. он выплатил за все полотна сумму в $6 654 000. Скончавшись в 1937 г., он завещал картины правительству США, и они составили ядро коллекции Национальной галереи искусства в Вашингтоне

Сотрудникам Эрмитажа удалось отстоять и не отдать на требования «Антиквариата» серебряную раку Александра Невского, сасанидское серебро (III-VII вв. н. э.), скифское золото, «Мадонну Бенуа» да Винчи.

В 1932 г. благодаря письму Сталину Иосифа Орбели (заместителя директора Эрмитажа Бориса Леграна, согласно большинству версий, назначенного в музей для проведения торговых операций) удалось в третий раз отстоять сассанидское серебро.

Поскольку Сталин в ответе Орбели касался только предметов Сектора Востока, все западноевропейские экспонаты, предназначенные для отправки в „Антиквариат“, были объявлены связанными с Востоком (например, по изображению на них восточных изделий, в частности ковров, или же по другим, очень отдаленным мотивам). Эта уловка помогла спасти их от экспорта»

Доход от всех этих продаж составил не более одного процента от валового дохода страны, и, по сути, значимого влияния на ход индустриализации не оказал, нанеся при этом значительный ущерб национальному культурному достоянию страны, не говоря уже о международной репутации.

Из Эрмитажа изъяты уже в 1928 году:

«Скачущая лошадь» и «Тайная вечеря» Ван Дейка,

«Вознесение Марии» Рубенса,

«Избиение младенцев» Джорджоне,

«Портрет дожа» Тинторетто

«Голова старика» Рембрандта

«Святого Иеронима» Тициана

«Мадонну с младенцем» Тициана




Тициан, «Венера с зеркалом»
Теперь - в Национальной галерее искусства, Вашингтон


                                                                                              


Ян Ван Эйк, «Благовещение»                                                           Веласкес. «Портрет папы Иннокентия X»
Теперь - в Национальной галерее искусства,                        Теперь - в музее Метрополитен, Нью- Йорк
  Вашингтон




Ван Дейк, «Портрет Изабеллы Брандт»




Сандро Боттичели, «Поклонение Волхвов»




Рафаэль, "Мадонна Альба". Теперь - в Национальной галерее искусства, Вашингтон




Рафаэль, «Святой Георгий и дракон».




Тьеполо, «Пир Клеопатры»


                        


Ван Дейк, «Портрет фламандской дамы».                  Рембранд, «Турок»




Веронезе, «Обнаружение Моисея»




Рембрандт, «Портрет старика»



Перуджино, «Распятие с Марией, Иоанном, Иеронимом и Магдалиной»




Дирк Боутс "Благовещенье" . Продано за бесценок европейскому нефтепромышленнику , уговорившему Shell работать с русской нефтью.


                             


Рубенс, «Портрет Хелены Фоурман»               Ван Дейк, «Портрет Филиппа, лорда Вартона




Х.Аверкамп. «Сценка на льду». Продана неизвестному покупателю, с 1967 г. - в Национальной галерее искусства в Вашингтоне

За последующие три года проданы :

  • Рембрандт, «Портрет Титуса» (куплен Гюльбенкяном)
  • Ватто. «Лютнист». (куплен Гюльбенкяном, затем перепродан музею Метрополитен в 1934)
  • Ван Дейк, «Портрет Сюзанны Фоурмент с дочерью» (куплен Меллоном)
  • Ван Дейк, «Портрет Филиппа, лорда Вартона» (аналогично), 250 тыс. фунтов
  • «Паллада» Рембрандта,
  • «Урок музыки» Герарда Терборха - 120 тыс. за все картины, (включая «Лютниста» Ватто),
  • статуя «Диана» Гудона (аналогично) - 20 тыс. фунтов
  • Рубенс, «Портрет Хелены Фоурман» - 55 тыс. фунтов
  • 15 изделий из серебра - 100 тыс. фунтов (все куплено Гюльбенкяном)
  • Ян Ван Эйк, «Благовещение», (проданный Меллону за 502 899 $)
  • Ван Дейк, «Портрет Изабеллы Брандт» (проданный Меллону за 223 000 $)
  • Рембрандт, «Портрет старика», (продан Гюльбенкяну, 30 000 фунтов) - последняя его покупка
  • Веронезе, «Обнаружение Моисея» (куплен Меллоном)

           Рембрандт, «Иосиф, обвиняемый женой Потифара»

  • Хальс, «Портрет молодого человека».
  • Рембрандт, «Девочка с метелкой». (сегодня атрибутирована как работа мастерской)
  • Рембрандт, «Портрет польского дворянина».
  • Рафаэль, «Святой Георгий и дракон».
  • Веласкес. «Портрет папы Иннокентия X» (этюд, нью-йоркская версия)
  • Сандро Боттичели, «Поклонение Волхвов» - 838 тыс. долл.
  • Хальс, «Портрет Чиновника» (Офицера).
  • Ребрандт, «Женщина с гвоздикой» (атрибутирована как работа мастерской)
  • Шарден. «Карточный домик», (все куплены Мелоном)
  • Рембранд, «Турок» (сегодня атрибутирован как работа мастерской)
  • Ван Дейк, «Портрет фламандской дамы».
  • Перуджино, «Распятие с Марией, Иоанном, Иеронимом и Магдалиной»
  • Рафаэль, «Мадонна Альба». (1 166 400 $)
  • Тициан, «Венера с зеркалом». (все куплены Мелоном)
  • Тьеполо, «Пир Клеопатры», (проданн Knoedler и Галереям Colaghni, теперь в Национальной Галерее Виктории в Мельбурне, Австралия)
  • «Триумф Амфитриты» Пуссена - Художественному музею Филадельфии (США),
  • Парные портреты «Портрет сэра Томаса Грешема» и «Портрет Энн Фернли, жены сэра Томаса Грешема» работы Антонио Моро (аналогично)
  • диптих Ван Эйка «Распятие» и «Страшный суд» - нью-йоркскому Метрополитен-музею. Больше «ван Эйков» в Эрмитаже не осталось.
  • «Отречение Петра» Рембрандта - Городскому музею Амстердама (Нидерланды),
  • Яйца Фаберже
  • Синайский кодекс
  • Ночное кафе (картина ван Гога)
  • 24 предмета французского серебра, исполненных крупнейшими французскими мастерами XVIII века по заказам русских императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II
  • стол-секретер эпохи Людовика XVI работы прославленного парижского мебельщика Ризенера.
  • Также из дублетного фонда отдела нумизматики Эрмитажа выделено 347 золотых и 17 платиновых монет, предоставили для экспорта кирасу и шлем, полный комплект рыцарских доспехов работы немецких оружейников XVI века, полторы сотни гравюр и большую партию не представлявшего ценности для музея фарфора (парадные сервизы «Парижский», «Орловский», «Малтыковский»), картины Ю.Робера, А. Ватто. Ж. Б. Грёза, Л. Лагрене, Ф. Лемуана, Ж. Лоррена, Ф. Ван Мириса, Г. Беркхейде, А. Ван Остаде, Г. Ван Хонхорста, М. Ван Хемскерке, а также иных известных и малоизвестных живописцев XVII-XVIII веков.


Эрмитаж, культура, СССР, живопись, искусство

Previous post Next post
Up