<<< Часть 1 Харалампиев монастырь - дом Малтийских святынь
Поместив прибывшие в Россию Мальтийские святыни в церковь Зимнего дворца, Павел I почтил их, но такое положение не вполне удовлетворяло его замыслу: бесценные святыни должны были быть подобающим образом представлены для поклонения всем богомольцам и в то же время находиться вблизи Царской резиденции. Идеальным местом для этого мог быть только монастырь.
И Павел I принимает решение основать близ Гатчины особую обитель - Харалампиев Гатчинский монастырь.
В первой половине 1800 г. архитектору Адриану Захарову было поручено составление проекта монастыря. В его основу были положены мотивы архитектуры средневековых замков, отвечающие духу мальтийских рыцарей. Возможно, в архитектуре монастыря были отражены формы храма на холме Филермо на острове Родос, где икона находилась долгое время. Монастырь по проекту представлял собой сравнительно небольшой комплекс построек с храмом и двухэтажными корпусами келий. Особую живописность ему придавали нерегулярные очертания монастырского ансамбля, которые естественным образом очерчивали рельеф выбранного под строительство участка.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6713/38094298.d/0_935a5_db1a81ca_L.jpg)
«
Фасад Харалампиева монастыря со стороны Зверинца с церковью. Проект А.Захарова. 1800 г. ГМЗ«Гатчина»» на
Яндекс.Фотках 29 октября 1800 г. император Павел Первый лично утвердил составленный проект. Монастырь предполагалось построить на территории Гатчинского парка. Под него была отведена часть участка Пильной мельницы, отделенная продолжением просеки Зверинца. Своей широкой стороной монастырь выходил к части парка, именовавшейся Старая Сильвия, а задней стеной - к речке Колпанка. Главный фасад со святыми вратами был обращен к Дворцовой ферме, что органично включало его в ансамбль гатчинских парков. Глубокой осенью было расчищено место под монастырь, разобраны стены внешней ограды парка для его расширения.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9308/38094298.b/0_8f0f8_229a37d3_L.jpg)
«
Ферма» на
Яндекс.Фотках Проектная смета на строительство монастыря составила 199710 рублей. Эти деньги по высочайшему повелению были отпущены на строительство из Кабинета его Императорского Величества. Окончание выплат подрядчикам планировалось произвести к сентябрю 1801 г., к этому сроку - осень 1801 г. - видимо планировалось завершить строительство монастырского комплекса.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9515/38094298.d/0_935a6_6c710eca_L.jpg)
«
«Быть по сему. Октября 29 дня 1800 года. Гатчина». Автограф Павла I на плане Харалампиева монастыря.» на
Яндекс.Фотках Ход строительных работ можно восстановить по сохранившимся «счетным ведомостям».
Осенью были завезены строительные материалы, необходимый лес - сосновые и еловые бревна были взяты с дач Софийского помещика барона Фредерикса. Одновременно с этим начались подготовительные работы по устройству фундаментов корпусов. Сохранившиеся документы отмечают необычайно быстрый темп работ, которые производились даже несмотря на зимние условия. 12 января 1801 г. была произведена выплата денег «за вбитие свай» крестьянину А.Иванову. 19 января того же года были выплачены деньги «за обшитие досками вырытых фундаментных рвов».
Параллельно были начаты работы по строительству церкви. К 12 февраля была произведена «выемка земли», а вскоре вбиты особые сваи под церковное здание.
О необычайных темпах строительства говорит тот факт, что уже 15 января 1801 г., одновременно с производством "7 земляных работ, был сделан заказ мастеру Крейдеру на столярные работы. Работы были начаты столь стремительно, что земля под монастырь, выкупленная у частных лиц, оформлялась постфактум, уже в процессе строительства вплоть до лета 1801 г.
Все эти факты свидетельствуют, какое важное значение придавал Павел Первый возводимому монастырю.
После мученической кончины Государя Императора Павла Петровича работы продолжались до середины осени 1801 г. возможно, под наблюдением вдовствующей Императриць Марии Федоровны, хотя очевидно, что темпы строительства заметно замедлились. Так, в июле 1801 г. Павловский купец Варгин поставлял кирпич для строительства: отмечено наличие «железного кирпича - 99.000, красного - 200.000 и черницкого - 92.750 штук». А 22 октября были закончены столярные работы, причем в документе о выплате средств сообщается, что они были выполнены уже для «приостановленного строением монастыря». К ноябрю 1801 г., было освоена почти половина выделенных по смете средств. Основываясь на перечне выполненных работ, можно уверено говорить об устройстве фундамента, и вероятно, подвальных помещений. Фактически все было приготовлено к официальной закладке монастыря.
О степени готовности монастыря к завершению говорит тот факт, что были уже изготовлены даже железные решетки на окна.
Однако, к концу 1801 г. обнаружился очевидный недостаток средств для полного завершения строительства. В итоге к 1802 г. работы были окончательно приостановлены и более не возобновлялись. Заготовленные материалы, в частности, были использованы в 1804 г. при строительстве богадельни у здания Городового госпиталя. Очевидно, что после убийства Павла Первого, все, что было связано с ним, пытались предать забвению. Это тем более относилось к монастырю, с которым у Павла I был связан еще и особый замысел: обитель должна была стать памятником его убиенному отцу Петру III.
И здесь уместно вспомнить, почему монастырь, предназначенный для хранения великих святынь, предполагалось посвятить редко поминаемому
святому мученику Харалампию, а не св.Иоанну Предтече и Матери Божией.
Как и во многих иных своих деяниях Павел Первый запечатлевал важные для себя идеи. Новый монастырь должен был стать также особым прославлением памяти Августейшего Родителя Павла - Императора Петра Третьего, убитого в 1862 г. в Ропше. Его день рождения приходится на 10 февраля ст.ст. (23 февраля по-новому стилю), т.е. на память мученика Харалампия.
Петр III родился в 1728 г. Будучи сыном Цесаревны Анны Петровны, он приходился внуком Императору Петру I. 15 ноября 1742 г. Императрицей Елизаветой Петровной он был объявлен наследником русского Престола, на который вступил по ее смерти 20 декабря 1761 г. Царствовал Петр III всего лишь шесть месяцев и был злодейски убит в результате дворцового переворота. Это было первое в России цареубийство, которое лежало тяжким грузом на памяти его сына Павла I. Одним из первых деяний восшедшего на Престол Императора Павла Петровича было торжественное перезахоронение останков отца в Петропавловской крепости рядом с его супругой Екатериной П.
Основывая этот монастырь, Павел следовал по стопам своего прадеда Петра I, устроившего Александро-Невскую лавру. Харалампиев монастырь продолжил традицию царских обителей, созданных русскими самодержцами. К ним относятся Тихвинский Успенский монастырь, основанный Царем Иоанном Грозным, Троице-Сергиева пустынь близ Петербурга, учрежденная Императрицей Анной Иоанновной, Смольный монастырь, устроенный Императрицей Елизаветой Петровной.
Важно отметить, что новый монастырь должен был стать первым в России, посвященным священномученику Харалампию.
К сожалению, строительство монастыря не было завершено, поскольку он являлся напоминанием не только об убийстве Петра III, но и о невинном убиении самого державного основателя. Но память о «приостановленной» обители сохраняется и доныне. На ее место в Гатчинском парке приезжают богомольцы, чтобы почтить память свмч.Харалампия, а также память убиенных Императоров отца и сына - Петра III и Павла I.
Сегодня Мальтийские святыни хранятся за пределами России. В 1919 году гатчинский протоиерей Иоанн Богоявленский вывез их в Эстонию, затем они были доставлены в Копенгаген, где были переданы вдовствующей Императрице Марии Фёдоровне (1847-1928), супруге императора Александра III (1845-1894).
Мария Фёдоровна скончалась 30 сентября (13 октября) 1928 года. В том же году дочери почившей императрицы великие княгини Ксения и Ольга передали святыни главе Зарубежной Русской Православной Церкви митрополиту Антонию Храповицкому, и они были доставлен в Германию.
Епископ Тихон (Лященко, 1875-1945), окормлявший православную паству Берлина, в 1932г. передал мальтийские святыни в В одной из бывших югославских республик - Черногории они пребывают до сего дня. В 2006 году святыни вновь посетили Россию. Говорят, что черногорское духовенство опасалось того, что они не вернутся назад. Но опасения, разумеется, были напрасными.
Принесение этих великих святынь в Россию в 2006 г. вновь поставило вопрос: вернуться ли они когда-нибудь в Россию окончательно? Этот вопрос безусловно относится к ведению Промысла Божия. Монахи-черногорцы в Цетинском монастыре, когда их спрашивают об этом, говорят, что они готовы вернуть святыни, но только русскому Царю - Помазаннику Божию.
В тексте цитируется издание:
Архимандрит Августин (Никитин),
протоиерей Геннадий Беловолов. «Филермская икона Божией Матери, десница св. Иоанна Предтечи» и часть Креста Господня. Историческое описание». Издательство храма св. Иоанна Богослова «Леушинское подворье». Санкт-Петербург. 2006г.