Видеозапись и текст второй части лекции кандидата педагогических наук, иерея Алексия Мороза.
Другие лекции о. Алексия:
Бог:
ч.1,
ч.2,
ч.3.
Ангельский мир. Причины создания и назначение. Демонический мир и его воздействие на человека.Человек:
ч.1,
ч.2,
ч.3.
История происхождения религий. Церковь:
ч.1,
ч.2,
ч.3.
Заповеди Моисеевы (десятисловие). Заповеди Блаженств. Церковные таинства:
ч.1,
ч.2,
ч.3.
ч.4,
ч.5,
ч.6.
Семья:
ч.1,
ч.2,
ч.3. Дети:
ч.1,
ч.2,
ч.3.
Православная теория личности:
ч.1,
ч.2.
Страсти, их сущность и пути преодоления:
ч.1,
ч.2,
ч.3.
Болезни и их происхождение. Пути преодоления:
ч.1,
ч.3.
Связь грехов, страстей и болезней:
ч.1,
ч.2,
ч.3.
Покаяние, его сущность. Основные грехи современности:
ч.1,
ч.2.
Святитель Игнатий Брянчанинов. "О прелести":
ч.1,
ч.2.
Аскетика, молитва (суть и разновидности). Иисусова молитва:
ч.1,
ч.2.
О спасении в миру:
св. Игнатий Брянчанинов;
св. Феофан Затворник.
Масонство и глобализм:
ч.1,
ч.2.
Click to view
Текст лекции
О психических заболеваниях детей.
У меня был ряд случаев, один из них я расскажу. Я как-то приехал в монастырь и встретил там парня, здорового, лет 23, крепкого, высокого, но одержимого и с сильными психическими отклонениями. Мы с ним начали разговаривать, оказалось, что его родители здорово пили, гуляли, потом они сами стали бесноватыми - это передалось и ему - психические отклонения, связанные с определённой степенью одержимости. И когда мы с ним разговорились, он признался, что благодарен Богу за то, что он такой. Он нигде не мог работать, у него вторая группа инвалидности, и он так говорил о себе. «Если бы я был здоровым, я бы наверняка пил, с девками бы гулял, на дискотеки бы ходил, и никогда бы в церковь не пришёл, и не думал бы ни о Боге, ни о вере. А вот когда мне так плохо и тяжело, я получаю облегчение, мир и покой в храме, в молитве, при чтении Священного Писания, то есть, когда я рядом с Богом. Вот тогда мне хорошо и отступает моя болезнь. А только я снова пытаюсь приобщиться мирским радостям - мне становится так плохо, что мне приходиться бежать от этого. И я понимаю, что мне, видимо, мои немощи даны во спасение души. Так для меня лучше». Он совершенно чётко и ясно определил своё состояние, но, к сожалению, большая часть родителей не понимает, чем вызваны болезни их детей. А причина в них.
Аборты. Убийство ребёнка во чреве. У нас практически нет женщин, которые аборты бы не делали. И говорят при этом - «ну все делают», «я не знала», «не понимала», «я не виновата». Да, конечно, вины меньше для той женщины, которая не знала, что это смертный грех, для женщины, которую врачи, или родители, или муж толкнули на этот шаг. Но всё равно грех остаётся, действие произошло, вина всё равно есть. И это сказывается потом на жизни не только самой женщины, но и её будущих детей. Вот часто приходят родители, ко мне, в том числе, как психологу и спрашивают: «Что делать? Ненавидит меня мой сын. Просто ненавидит не понятно за что. Я всё для него делаю. Я его пою, кормлю, одеваю, а он меня ненавидит. Я ничего не сделала такого, чтобы заслужить эту ненависть». Начинаем рассматривать её жизнь, оказывается, незадолго до зачатия этого ребёнка она сделала аборт - то есть убила его брата или его сестру во чреве. И родившийся потом ребёнок, сам того не ведая, начинает мстить матери за это убийство. Он ненавидит мать, но не понимает сам - почему. Бывает, что ребёнок был нежеланным, его не хотели (не вовремя, мешал он в жизни). Нежеланный ребёнок, но всё-таки появившийся на свет. И это чувство, что его не хотели, что он нежеланный, отложилось в подсознании, что проявилось в нелюбви к своей матери, ребёнок неосознанно мстит ей на протяжении всей своей жизни.
Настолько всё это сложно и взаимосвязано, что становится очевидной несостоятельность подхода современных врачей. Они что говорят? - Ну, вот болезнь… вот, болит голова - выпей таблетку. Разве таблетка вылечит причину головной боли? - Нет, она снимет симптом, а синдром (причина) остаётся. На сегодняшний день, по статистике, такая причина смерти, как воздействие лекарств, находится на четвёртом месте по распространённости. Люди травятся лекарствами, умирают от них. Они не столько лечат, сколько отравляют. А почему? - Потому что лекарства снимают симптомы, но не излечивают синдромы, причины. А если причина не удалена, значит, болезнь будет продолжаться. А когда боль не чувствуется, болезнь будет продолжать развиваться и, в конце концов, обязательно проявиться. Но проявиться уже в такой стадии, когда вылечить её уже невозможно и болезнь приводит к смерти. Или длительное отравление организма лекарствами заканчивается смертью.
Помимо случаев болезни детей по грехам родителей, иногда недуг посылается ввиду особого жизненного призвания ребёнка. Однажды Иисус Христос увидел слепого от рождения человека, и «ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии» Иоан.9:2-3. А какие дела Божии? - Вы помните, что в Евангелии Господь исцеляет слепорождённого, и тот начинает видеть. Многие, видя это великое чудо, приходят к вере. И сам слепорождённый в своей слепоте обрёл и смирение, и терпение, и правдолюбие - как он не боялся спорить с фарисеями и не отрёкся от Христа. И дальше он пошёл по пути спасения и многих привёл к вере своей проповедью и свидетельством чуда, которое с ним совершилось.
«Многие люди, которым сегодня за сорок, помнят блаженную старицу Матрону Московскую, она умерла не так давно. Матрона родилась слепой. Но вместо телесного зрения Господь, умудряющий слепых, отверз ее духовные очи. Она видела будущее, словно настоящее, и немало людей привела к Богу. Дар прозрения позволил ей исполнить особую жизненную миссию, и врожденный физический недостаток послужил во славу Божию» [1].
По милости Божией телесные или душевные увечья становятся крестом, благодаря которому человек входит в Царствие Небесное. По словам старца Паисия Святогорца, некоторые душевнобольные дети таковы, что ребёнок и сам пройдёт в рай без экзаменов, и родителей своих приведёт в рай. «По мнению митрополита Антония Сурожского, есть очень хрупкие души, которые окружающий мир может разбить, искалечить. Бог ограждает такую душу пеленой безумия или какого-то отчуждения, непонимания. Душа зреет в тишине своего внутреннего мира и вступает в вечность зрелой, созревшей. А иногда этот «покров» снимается, и человек выздоравливает. Болезнь, по мыслям святых, не позволяет зарождаться страстям: «Всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления духовного и не попускает страстям, как червям душевным, зарождаться в нас», - пишет святой Тихон Задонский. «Видел тяжко страждущих, которые телесным недугом, как бы некоторой епитимией, избавлялись от страсти душевной», - указывает Иоанн Лествичник» [2].
Действительно, когда человек силён, когда человек умён, в нём нередко развивается гордость, пренебрежение другими людьми, появляется уверенность в том, что «мне никто не нужен, я всё могу, я сам всё сумею, а остальные люди - так, черви». И вот, пребывая в таком состоянии, и укрепляясь в нём, человек просто гибнет. Жуткая гордыня овладевает его существом. А вот пришла болезнь, лежит он парализованный - подадут ему чашечку воды - спасибо, не подадут - будет мучиться от жажды. Поменяют ему подгузники - слава Богу, не поменяют - будет лежать грязный и мокрый. И он увидит, что сам он - ничто, что «…всякий человек ложь» Пс.115:2, что он полностью зависит от других людей. Чем же тут гордиться? Откуда возьмётся высокомерие? - И у человека начинает вырабатываться смирение, терпение, благодарность к другим людям… вот за эту чашечку воды… И вот неслучайно, многих людей под старость (но иногда и в расцвете сил) вдруг разбивает паралич… Конечно, это великий крест и для них, и для ближних (легко ли ухаживать за лежачим больным). Тяжело. Но здесь, во-первых, сам больной спасается, потому что в нём вырабатывается необходимые добродетели, а во-вторых, спасаются те, кто за ним ухаживают, вырабатывая в себе смирение, терпение, кротость, незлобивость. Да, он не сходит в кино, он не повеселится, никуда не съездит, да, он должен здесь постоянно быть, но в нём растёт гораздо большее - умение жертвовать собой, любовь, терпение, смирение - а это то, что необходимо для вечности. И, казалось бы, хуже быть не может, на взгляд современного атеистически настроенного человека, а с духовной точки зрения - это и нужно, и спасительно, и слава Богу, что это есть.
Болезнь направляет к размышлениям о смерти, является своеобразной школой смирения. Болезнь не без промысла Божия бывает, но есть отеческое наказание Божие, которым Он нас смиряет. «Болезнь через молитву приближает болящего к Богу: «В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвой», - увещевает святой Нил Синайский. Мучения больного подвигают и ближнего на сострадание и молитву» [2].
Наш замечательный русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский писал: «Сострадание есть главнейший, а может быть и единственный закон бытия всего человечества» [3]. «Сердце, которое может страдать и сострадать заставляет человека осмыслить и научиться многому» [4]. Действительно, дорогие мои, умение сострадать - это великая ценность. Но если ты сам не страдал, то и сострадать не будешь. Часто у молодого, здорового человека страдания пожилого человека, его болезни, усталость не вызывают сочувствия. Он даже в метро места не уступит… Ну как это не мочь стоять? Ну как это возможно не поторопиться, не пробежаться? - Со мной такого никогда не бывает… И человек просто не способен сострадать, он не понимает. А вот когда болезнь его посещает, когда он сам испытывает эти состояния и ситуации - вот тогда он начинает и другого человека понимать, сострадать и помогать.
«Болезнь нередко вменяется терпеливому страдальцу вместо подвига: «Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига и даже более», - утверждал святой Серафим Саровский» [2]. Мы с вами не способны к таким аскетическим подвигам, какие несли отцы-пустынники, но в своё время у каждого появляется возможность для подвига, терпеливо переносить болезни, за всё благодарить Бога, не роптать, не впадать в уныние. И это уже вменяется человеку как подвиг. «Болезнь имеет силу смягчать сердца и заставляет осознать свою немощь. Порой только сами тяжело болея, находясь в состоянии беспомощности и страданий, мы в полной мере начинаем ценить человеческое соучастие и заботу. «Святитель Афанасий Великий, пришедши к святому Нифонту, лежащему на смертном одре, и сев возле него, спросил его: «Отче! Есть ли какая польза от болезни?» Святой Нифонт отвечал: «Как золото, разжигаемое огнём, очищается от ржавчины, так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов». То есть болезнь при правильном к ней отношении может принести человеку немалую пользу» [2]. Именно при правильном к ней отношении… Всё равно будет человек болеть, если ему попущено… Но, для одного это принесёт духовную пользу, исправление и умягчение сердца, а для другого - озлобленность, ненависть и ещё худшее духовное состояние. Это подобно двум крестам - кресту благоразумного разбойника и кресту безумного разбойника. Оба были распяты на кресте и терпели страдания. Но один хулил Бога и насмехался над ним. «Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» Лук.23:40-41. Оба были распяты, но один крестом вошёл в Царствие Небесное, по слову Христа: «…истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» Лук.23:43, а другой, претерпев страдания на кресте, отправился в ад. То же самое бывает и при болезни - можно получить и большую духовную пользу, а можно прийти в ещё худшее духовное состояние.
«Итак, исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы.
Господь попускает людям болезни и скорби:
1. За грехи: для их искупления, для изменения порочного образа жизни, осознания этой порочности и понимания, что земная жизнь - это краткий миг, за которым стоит вечность, а какой она будет для тебя, зависит от твоей земной жизни.
2. Часто за грехи родителей болеют дети (чтобы горе сокрушило их безумную жизнь, заставило задуматься и измениться). В этих случаях, как жестоко ни казалось бы это современному секулярному (то есть безразличному к религии) человеку, воспитанному в духе гуманизма (духе, обожествляющем тело и ставящем его потребности и желания превыше всего), но правдиво звучат слова: болезнь таким людям для спасения души необходима! Ибо прежде всего заботится Господь о спасении вечной души человека, а для этого человек должен стать новым существом, таким, каким он был задуман Богом, для чего он должен измениться, очиститься от страстей и пороков. Во главе жизни должны стоять Бог и заповеди Христа, а не временное, преходящее здоровье, благополучие, обилие пищи и одежды. Всё это - золотой телец, на которого древние иудеи часто меняли своего Предвечного Бога, как и многие современные христиане предают Христа» [2].
Посмотрите, для людей без веры, без Бога здоровье - это бог. Это для них самое главное. Они смертельно боятся его потерять и страшно боятся смерти. Мы это можем видеть на примере наших «вождей». Ленин пришёл к власти в 1917г., и уже в 1918г. создан институт крови. Чем они там занимались? - Пытались с помощью переливаний крови добиться омоложения человека и даже бессмертия. И весь этот институт работал над тем, как бы найти источник бессмертия, чтобы не умереть. И современная медицина занята проблемами трансплантации органов, чтобы продлить жизнь, подольше сохранить молодость, пусть даже за счёт других. После смерти замораживают тела, помещают их в криокамеры, надеясь, что лет через сто учёные научатся их оживлять. То есть стремятся к бессмертию здесь, на земле, которое, естественно, и невозможно, и не будет, и не должно быть. Потому что если бы человек был бессмертен, или жил очень долго, как жили первые люди, то грех в нём настолько бы укоренился, настолько бы усилился, что он стал бы подобен дьяволу. Ведь когда много сотен лет человек живёт грехом, его желает - он настолько вкореняется в него, и настолько становится его сутью, что о спасении не могло быть никакой речи.
«3. Ввиду особого жизненного призвания ребёнка.
4. Часто для воспитания нашего смирения и терпения, столь необходимых для вечной жизни.
5. Для недопущения к злым и гибельным поступкам. Есть такая притча о Господе. Однажды Иисус Христос шёл с учениками по дороге, и увидели они безногого от рождения, просящего милостыню у дороги, и спросили ученики, почему нет ног у него? Христос ответил: «Если бы у него были ноги, огнём и мечом прошёл бы он всю землю».
6. Зачастую, чтобы малой неприятностью избавить нас от большей. Ибо если бы в данной ситуации мы оставались здоровы и действовали как обычно, с нами могло бы случиться какое-то большее несчастье, а так, вырывая нас болезнью из обычного хода жизни, Господь сберегает от него» [2]. Могу привести вам пример из жизни. У меня был знакомый Леонид, он тогда был врачом, а потом стал монахом. Он занимался иглотерапией, и у него был знакомый, у которого была сильная гипотония. Он лежал в полном расслаблении, до туалета по стеночке доходил. У него была жена, двое детей. Он был человек неверующий. И вот Леонид стал его лечить, возился с ним долго, старался, даже сам заболел, но всё-таки вылечил. А выздоровевший запил, загулял, подхватил венерическую болезнь, долго лечился, семья распалась… Ну и спрашивается… Ну лежал человек и лежал… Значит так и надо было ему лежать. Неполезно ему в тот период его жизни быть здоровым… Но он исцелился, и мы видим, что получилось
[1] Для всех, кого покинул малыш. [2] А. Мороз. Болезни, их происхождение и пути преодоления. [3] Ф.М. Достоевский. «Идиот». [4] Происхождение болезней. <<< Часть 1 Часть 3 >>>