Выставка "Стопа Апостола"

Apr 02, 2013 07:35



2 апреля 2013г. в 17-00 в Центральной районной библиотеке им. М.В. Ломоносова Василеостровского района Санкт-Петербурга откроется выставка «Стопа Апостола». На выставке будут представлены 30 работ художника Алексея Дадашева, исполненных в технике сепии и масляной пастели. Работы выполнены на пленере в древнем Херсонесе, руины которого находятся в городской черте современного Севастополя, а также в Фиоленте и Балаклаве в сентябре 2012 года.
    В названии выставки отразилось неожиданное превращение пленэра в паломничество. Прибыв к руинам Херсонеса Таврического, художник узнал, что несколько месяцев назад, в праздник Сретения Господня произошло обретение святыни - отпечатка на камне стопы апостола Андрея Первозванного.
    Участок береговой полосы, на которой найдена святыня, является любимым местом отдыха севастопольцев. Одна из жительниц города в беседе со своим коллегой об апостоле Андрее Первозванном рассказала о том, что на одном из прибрежных камней обнаружила отпечаток левой стопы человека, но не знала, что он может принадлежать апостолу. Сослуживцы пришли на место нахождения стопы, приложились к отпечатку, и вскоре получили неожиданные и благодатные изменения в жизни.





О находке сообщили митрополиту Симферопольскому и Крымскому Лазарю. Владыка посетил это место, совершив акафист с молебным пением. И после этого стали происходить чудеса исцелений и помощи в сложных жизненных ситуациях у тех людей, которые с верой и молитвой принимали воду из стопы апостола Андрея.
    Митрополит благословил создание комиссии по изучению стопы, которая привлекла независимых экспертов для проведения исследований. Экспертами было установлено, что на камне действительно отпечаталась левая стопа человека, размеры которой соответствуют 38-му размеру обуви. Рост человека - 160-162 сантиметра.



О том, что отпечаток человеческой стопы на камне в Херсонесе оставлен именно апостолом Андреем, свидетельствует Степенная книга - русский исторический свод, составленный по инициативе митрополита Макария духовником Ивана IV Васильевича Грозного Андреем (будущий митрополит Афанасий) между 1560 и 1563 годами. 23-я глава первой степени книги повествует о том, как апостол Андрей, будучи в Херсонесе, встал на камень, совершил на нём молитву, благословил Понтийское (Чёрное) море… И во время молитвы камень стал мягким, как воск, и две ноги апостола отпечатались на этом камне, а дождевая или морская вода, наполнявшая отпечатки становилась целебной. Надо отметить, что автор Степенной книги заимствовал эти сведения из более ранних источников, так как в середине XVI века Херсонес как город уже не существовал.

Прозвание «Первозванный» апостол Андрей получил, став первым учеником Христа, приведя затем к Иисусу своего брата Симона Петра. Как свидетельствует евангелист Иоанн: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, - что значит: учитель, - где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. Один из двух, слышавших от Иоанна [об Иисусе] и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень Петр» Иоан.1:35.

На картине Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу» апостол Андрей изображён третьим слева от Иоанна Крестителя, за рыжеволосым апостолом Иоанном и апостолом Петром.



В самых ранних дошедших до нас изображениях присутствуют характерные отличительные черты иконографического образа апостола Андрея: седые взъерошенные волосы и густая короткая борода.



По преданию, после сошествия Духа Святого на апостолов во время Пятидесятницы, ученики Христа бросили жребий, чтобы определить кому в какие края предстоит отправиться, для исполнения воли своего Учителя: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» Матф.28:19.

Апостолу Андрею выпали Малая Азия и побережье Понта Эвксинского (Чёрного моря).



Наиболее полные сведения об апостоле содержатся в «Житии Андрея», созданном между 815 и 843 гг. Его автор - Епифаний Монах собрал отрывочные сведения об апостоле, содержавшиеся в произведениях церковных писателей и прошёл по его путям, собирая местные предания об Андрее Первозванном. По Епифанию, апостол Андрей совершил три путешествия, исходным пунктом которых был Иерусалим. В Херсонесе он остановился во время своего третьего путешествия и по сведениям Епифания пробыл там долгое время. Также, во время своего последнего путешествия он посетил Византий (будущий Константинополь) и заложил на акрополе храм во имя Пресвятой Богородицы. Поэтому есть все основания утверждать, что апостол Андрей заложил духовную основу будущего Второго Рима - Константинополя и Третьего Рима - Москвы, поскольку креститель Руси - святой равноапостольный князь Владимир («Красно Солнышко») принял святое Крещение именно в Корсуни (Херсонесе).

Мученическую смерть за Христа апостол Андрей принял в городе Патры на северо-западе Пелопоннеса. Правитель города приказал его распять на «косом» (в форму буквы X) кресте, который с тех пор называется Андреевским.

Епифаний Монах не оставил сведений о посещении Апостолом Андреем территорий, на которых через несколько столетий возникнет русское государство. Считается, что основой преданий о посещении Русской земли Андреем Первозванным является свидетельство греческого христианского теолога Оригена (185-254гг.) о Скифии как об его апостольском уделе.



В античные и более поздние времена Скифией у греков принято было называть Северное Причерноморье, а скифами - не только собственно скифов, но и родственных им ираноязычных сарматов, алан (осетин), а также восточных славян и другие племена. В середине V в. до н.э. эти места посетил Геродот. В своей «Истории» он подробно описывает Скифское царство, культуру и быт скифов. Этот кочевой народ пришёл в причерноморские степи с востока, вытеснив прежних обитателей - таких же кочевников киммерийцев. Но в этом царстве кочевников он выделяет два племени: так называемых «скифов-пахарей» и «скифов-земледельцев». В истории трудно найти примеры резких и массовых переходов кочевников к развитому земледелию. А то, что это земледелие было развитым свидетельствует процветание греческой колонии Ольвии, которая богатела на экспорте зерна в метрополию: в Аттику, в её главный город Афины и другие города Греции. Вероятно, «пахари» и «земледельцы» не были родственниками скифов, а Геродот назвал их скифами, потому что они являлись подданными скифских царей, и потому что греческий учёной по каким-то причинам не знал или не указал самоназвания этих племён. Возможно геродотовские «пахари» и «земледельцы» были нашими далёкими предками - праславянами. Кроме того, в исторической науке бытует гипотеза о том, что Северное Причерноморье было родовым гнездом всех индоевропейцев (ариев). На это указывают названия протекающих в этом регионе рек: Дунай, Днестр, Днепр, Дон, в которых присутствует звукосочетание «дн». А как известно, на священном языке ариев - санскрите, сохранившемся в Индии в неизменном виде три с половиной тысячелетия, «дану» означает «река».

Следующим по времени после Оригена упоминанием о «скифских» путешествиях апостола Андрея является «Слово о проявлении Крещения Рускыя земля святаго апостола Андрея, како приходил в Русь», вошедшее в «Повесть временных лет» Нестора-летописца (ок. 1056 - 1114гг.).

Цитата: «А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, - по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра.
    Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: "Диво видел я в
Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье". Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме пришел в Синоп».
    В Степенной книге говорится о том, что придя в землю словен, апостол проповедовал слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в "веси, нарицаемой Грузине". Грузино - существующее ныне село в 80 км на северо-восток от Новгорода Великого, на правом берегу реки Волхов, где располагалась погибшая во время Великой Отечественной войны великолепная усадьба графа Аракчеева. По одной из версий название Грузино произошло от Друзино - места водружения апостольского жезла. На средневековых картах, путешествующих по России иностранцев это место на реке Волхов, указывалось, как поселение в честь святого Андрея (S.Andreas). Одна из таких карт опубликована в книге «Яков Ульфельдт. Путешествие в Россию» (М, 2002). В писцовых книгах Водской пятины Новгородской Земли село Грузино упоминается, как «погост Андреевский Грузинский».
    Существует предание о том, что апостол Андрей посетил остров Валаам - место будущего монастыря. Во второй половине XVI в. было составлено "Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображениа Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа на Валаме и отчасти повесть о преподобных святых отец тоя же обители началник Сергиа и Германа и о принесении святых мощей их. Благослови Отче", где говорится о посещении апостолом острова Валаам. Братия Валаама особо почитает апостола Андрея, но, к сожалению, библиотека монастыря сгорела в 1611 году, и других источников, указывающих на посещение им Валаама, кроме упомянутого «Сказания» на сегодняшний день не найдено.

Преобразования Петра Великого принесли на Русь много нового и непривычного, и вместе с тем ушло в прошлое привычное и казалось бы неприкосновенное. Было упразднено патриаршество. Отныне император становился не только светской, но и духовной главой народа. Сухопутное московское царство преобразилась в морскую петербургскую империю. Для нового государства была необходима новая идеология, которая нуждалась в зримых символах. У военного флота появился свой флаг - белое полотнище с голубым Андреевским крестом. Был учреждён первый российский орден - Орден Андрея Первозванного. Так культ апостола Андрея помогал Петру утверждать новые государственные начала.



Государь указал, что Орден Андрея Первозванного учреждён потому что народ российский первое начало христианской веры от него воспринял. Император воспользовался преданием о посещении будущей Руси апостолом Андреем для создания государственного мифа. В этом мифе Андрею Первозванному отводилось место российского первосвященника по аналогии с его братом Петром - первосвященником римским. Так Пётр Великий чертил историческую параллель Рим - Петербург. Санкт-Петербург - град святого Петра и Андрея Первозванного. Свою столицу император любил называть «парадизом», по рекам и каналам которого ходили корабли под андреевскими флагами. А корабль в христианстве издревле является символом спасения.

В 1724 году Пётр заказал проект храма во имя апостола Андрея. Церковь должна была располагаться на Стрелке Васильевского острова, но замысел осуществить не удалось из-за внезапной смерти государя. Андреевский собор, украшающий ныне Большой проспект Васильевского острова, был освящён только в 1780 году.



Обретение отпечатка стопы апостола Андрея в 2012 году указывает нам на то, что первый ученик Христа не перестаёт молиться о своей «Скифии». А нам наследникам земель, которые он посетил, необходимо умножать труды по христианскому просвещению России.

Выставка "Стопа Апостола" продлится до 29 апреля 2013 г.
Адрес: Центральная районная библиотека им. М.В.Ломоносова, ул.Нахимова, дом 8/3. Выходной - суббота. Понедельник-четверг: 10-20час. Пятница: 13-20. Воскресенье 11-18. Возле метро "Приморская".

image Click to view



культура, графика, художники, Православие, искусство, выставки

Previous post Next post
Up