3 февраля память преподобного Максима Грека.
В своем сказании о Савонароле Максим Грек не только вспоминает о впечатлении, какое произвели обличения флорентийского проповедника, но приводит краткие выдержки из них. Так, он пишет: «Аще бы мы жительствовали достойно Евангелию Спаса Христа, вся убо всяко иноверные языки обратилися бы ко Господу, зряще наше равноангельно житие, и было убо бы нам сие во спасение велико и наслажение вечных благ, ныне же супротивно евангельских заповедей живуще, и нижé себе исправляем, нижé иных ко благочестию руководити печемся, что ино слышати чаем от праведного Судии разве сего: горе вам, книжницы и фарисеи лицемери, яко затворяете Царство Небесное пред человеки, сами не входите и хотящая внити возбраняете им».
В оригинальных произведениях Максима Грека мрачная картина упадка нравов высшего духовенства рисуется в выражениях, весьма, сходных с обличениями Савонаролы.
Особенно ярко и полно вскрывает Максим Грек отрицательные стороны в поведении и жизни высшего русского духовенства XVI века в своем знаменитом «Слове» по поводу пожара в Твери 22 июля 1537 году, уничтожившего кафедральный собор и все церкви города.
Отметив в начале «Слова», что пожар служит наказанием Божиим за многочисленные пороки и преступления духовенства, Максим далее перечисляет эти преступления и пороки. Представители духовенства, указывает он, украшают церкви золотом и серебром, но средства на украшения добыты «от неправедных и богомерзких лихв, лихоимания же и хищения чужих имений»; они совершают пышные церковные службы с «боголепным пением, вкупе со светло-шумными колоколы и благовонными миры» и в то же время «златолюбием побеждено бывше, всякого судительного закона возненавидеша, мзды ради оправдающе всякого обидящего»; они украшают священную книгу (Библию) «сребром и златом, силу же писанных в ней повелений (Божиих) не приемлют», не исполняют и делают противное им; они считаются наставниками и учителями и должны показывать пример «целомудренного жития», а в действительности являются наставниками «всякого безчиния и претыканием соблазна»; они стараются превзойти друг друга «питанием сладким и честью и временною славою, и разным украшением и множеством слуг» и добиться всякими средствами большей чести и славы и, наконец, вместо того, чтобы напитать «слепых, хромых, убогих и нищих», представители духовенства пируют с богатыми, которым дарят имения убогих, а последних, стоящих у ворот и «горько плачущих от скудости, прежде обложившие горькими лайбами (ругательствами), отгоняют, кинувши кус хлеба гнилого».
Статья полностьью:
А.И. Иванов. "Максим Грек и Савонарола" Прп. Максим Грек на памятнике Тысячелетие России в Великом Новгороде.