Исраэль Шамир. Торжество Православия

Sep 10, 2011 04:17

Искусство - это не только и не просто самовыражение художника, это - связь с миром духа. Древнейшее искусство пещерного человека уже глубоко религиозно, как справедливо замечал Честертон. От Дендеры в Египте до Покрова на Нерли, от Верхней Бирмы до Конка, от заполярного Нидароса до Ватикана мировое искусство говорило о Боге. Великие европейские и русские художники Средних веков и Возрождения творили в церкви и для церкви. Так были созданы величайшие шедевры искусства, и верующие переполняли церкви, в которых они могли не только слышать Слово Божие, но и видеть их зримый Образ. Церковь была крупнейшим спонсором, именно для церкви создавались лучшие работы лучших мастеров.

Светское искусство возникло в королевских дворцах, а во второй половине 19-го века, с подъемом буржуазии, оно стало превалировать, ориентируясь на рынок, на потребителя попроще. Быстро, за сто с лишним лет, оно потеряло всякую связь с духом, с Богом, а потом место буржуа-заказчика занял куратор музея. После этого искусство порвало и с людьми и с красотой, и наконец, стало воинственно богоборческим.

На Западе этот процесс уже далеко зашел. Свиные туши, видеозапись пустых комнат, лампочки выдаются за искусство. А если уж образы Христа и Богородицы - то фотография Распятия в контейнере с мочой или Христос как знамя сексуальных меньшинств (распятого чернокожего атлета нежно и эротично обнимает молодец нордической внешности) - то, что нравится кураторам и заказчикам.

После 1990-го эта тенденция хлынула бурным потоком в Россию, и сразу стала воинственно антихристианской. Сложилась плотная, тесно спаянная мафия современного антихристианского псевдо-искусства воинствующих безбожников. Авдей Тер-Оганян рубил иконы, куратор Андрей Ерофеев устраивал выставки, и Плуцер-Сарно их восхвалял. Выставка «Осторожно, религия» с кощунственными произведениями Тер-Оганяна сопровождалась антихристианским пресс-релизом (ныне покойной) Анны Альчук, обвинявшим русскую церковь во всех грехах, а ее супруг Михаил Рыклин заклеймил защитников церкви в книге «Свастика, крест, звезда», за что и был награжден престижной премией в Германии.

Так сложилась около-искусственная мафия со своими галереями, коллекционерами, рынком, ярмаркой "АртМосква", подробно и ярко описанная в романе Максима Кантора «Учебник рисования». Эта мафия вполне интегрирована в западную: Саатчи в Лондоне подымает на щит мастера свиней в формальдегиде Дамьена Херста, Дарья Жукова привозит Херста в «Гараж» в Москву.

СТАТЬЯ ПОЛНОСТЬЮ







культура, Шамир, религия, Православие, искусство, Церковь

Previous post Next post
Up