Что патриотичнее - поддерживать отечественного производителя, выпускающего пусть и не очень качественные, мягко говоря, но стопроцентно «свои» товары, либо вооружать отечественную армию лучшими образцами «чужого» оружия? Российские власти сто лет назад нашли свой ответ на этот вопрос, наладив прочное военно-техническое сотрудничество чуть ли не со всеми странами Европы.
И в итоге Российская Империя была первой страной мира, официально принявшей на вооружение бронеавтомобили.
Автомобильный взвод Русской Императорской армии 1914-1916 годы
Именно в 1908 году Русская Императорская армия получила 10 бронеавтомобилей типа «Накашидзе-Шаррон», построенных французской фирмой Charron, Girardot et Voigt по проекту, разработанному офицером русской армии М. А. Накашидзе.
Эта весьма передовая по тем временам боевая машина получила весьма положительные отзывы военных, однако на ней довоенное развитие броневых сил и закончилось.
В немалой степени этому способствовала трагическая гибель М. Н. Накашидзе при взрыве на даче премьер-министра Петра Столыпина в 1906 году. Без энергии своего создателя бронеавтомобили, образно говоря, «легли на полку». Дальнейших заказов на их производство не последовало, и к началу Первой мировой войны Российская империя подошла, имея всего одно боевое подразделение бронеавтомобилей - 1-я автомобильно-пулемётная рота, располагавшая главным образом пулемётными бронеавтомобилями «Руссо-Балт тип С».
Тем не менее, когда в условиях военного времени пришлось срочно модернизировать армию, русские военные получили сразу несколько типов броневиков.
«Руссо-Балт тип С»
Легкий пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской империи. Является первым серийным бронеавтомобилем, принятым на вооружение войск Российской империи. Разработан в начале Первой мировой войны с использованием шасси модели «С 24/40» фирмы «Руссо-Балт». Бронеавтомобили изготовлялись на Ижорском заводе в Колпино в 1914 году. Эскиз машины выполнил сам командир 1-й автомобильной пулемётной роты полковник А.Н. Добржанский по проекту инженера-механика А. Я. Грауэна. Всего было изготовлено 8 броневиков, составивших костяк 1-й авто-пулемётной роты и активно применявшихся в ходе Первой мировой войны.
Кстати, до наших дней не сохранилось ни одного экземпляра бронеавтомобиля «Руссо-Балт тип С». Однако в 2009 году по оригинальным чертежам из архивов Политехнического музея была изготовлена модель-копия бронеавтомобиля, который находится в открытой экспозиции Центрального музея современной истории России.
«Фиат-Ижора»
На фото "Фиат-Ижора" из Музея современной истории России (Музей Революции) в Москве.
Лёгкий пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской империи и Красной армии. Разработан на базе шасси автомобиля итальянской фирмы Fiat, производившегося по лицензии в США. Хотя разработка проекта и закупка шасси осуществлялись ещё в 1916 году, массовое производство бронеавтомобилей было развёрнуто лишь после Февральской революции. С 1917 по 1918 год на Ижорском заводе было построено около 80 экземпляров бронеавтомобиля. Бронемашины активно использовались красными в боях Гражданской войны, будучи вторыми по численности (после «Остинов» различных типов) в бронечастях Красной армии.
«Гарфорд-Путилов»
Тяжёлый пушечно-пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской империи. Разработан в начале Первой мировой войны с использованием шасси американского грузовика фирмы Garford Motor Truck Co. «Гарфорды» обладали мощным для своего класса и времени вооружением и приемлемым бронированием, отличались надёжностью и добротностью изготовления, что обусловило сравнительно долгий срок их службы. Всего за период производства (1915-1916) Путиловским заводом было изготовлено 48 броневиков.
«Остин-Путиловец»
Бронеавтомобили Российской империи на базе заднеприводных грузовых шасси британской фирмы Austin. Название отображает отличие данных броневиков от бронеавтомобилей «Остин», строившихся в Великобритании для Русской армии в 1914-1917 годах и использовавшихся ею в ходе Первой мировой войны.
"Остин-Кегресс"
Русский полугусеничный бронеавтомобиль. Первый русский серийный образец полугусеничной боевой машины. Проект разрабатывался в 1916-1917 годах в Российской империи на основе бронеавтомобиля «Остин-Путиловец» и гусеничного движителя конструкции русского прапорщика французского происхождения Адольфа Адольфовича Кегресса.
Еще в 1909 году А.А. Кегресс сконструировал и испытал первый прототип автомобиля повышенной проходимости совершенно нового типа, не имеющего аналогов в мире, предназначенный для езды по снегу. При стандартных колесах передней управляемой оси, поставленных на широкие лыжи, колеса задней ведущей оси были заменены гусеничным движителем оригинальной конструкции, представляющей собой ленту из верблюжьей шкуры, натянутую на специальные барабаны. В 1911 году Кенресс сделал движитель на основе резиновой ленты, выпуск которой освоил петербургский завод «Треугольник», и испытал его на машинах Мерседес и «Руссо-Балт».
В августе 1916 года Кегресс предъявил Военному ведомству к испытанию полугусеничный броневой автомобиль с движителем собственной конструкции, уширительными бандажами передних колес и малыми направляющими колесиками, расположенными спереди, способный двигаться по раскисшим суглинкам.
«Армстронг-Уитворт»
Бронеавтомобиль «Армстронг-Уитворт-Фиат» в финской армии. Тампере, 1918 год.
Легкий пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской империи. Разработан по заказу ГВТУ Русской Императорской армии британской фирмой Armstrong Whitworth на базе шасси также британской фирмы Charles Jarrott and Willian Letts. Впоследствии бронеавтомобили выпускались на шасси автомобиля итальянской фирмы Fiat.
С 1916 по 1917 год в Россию было поставлено 40 экземпляров бронеавтомобиля, при этом в России бронеавтомобили подверглись ряду переделок и усовершенствований. До нащего времени, к сожалению, не сохранилось ни одного экземпляра.
«Джеффери - Поплавко»
Пулеметный бронеавтомобиль Русской императорской армии. Является первым полноприводным бронеавтомобилем, принятым на вооружение войск Российской империи. Создан на базе полноприводного грузового автомобиля Jeffery Quad 4017 производства американской фирмы Thomas B. Jeffery Company. Первые грузовики Jeffery Quad, прибывшие в Россию в ноябре 1915 года, были направлены в 26-й автомобильно-пулеметный взвод, которым командовал штабс-капитан Виктор Поплавко. Именно ему пришла в голов у идея превратить один из грузовиков в бронеавтомобиль, предназначенный для использования в качестве вспомогательной машины.
Броневик Поплавко, названный им «Чародей», должен был доставлять боеприпасы и топливо, а также буксировать поврежденные бронеавтомобили с поля боя в тыловые мастерские. Последнее получалось проделывать даже с восьмитонными «Гарфордами», стоявшими на вооружении во взводе Поплавко. Сам штабс-капитан пошел еще дальше и оснастил «Чародея» лебедкой, тросами с якорями-кошками и легкими разборными мостками для преодоления окопов. Испытания прошли успешно, и Поплавко продолжил усовершенствование «Чародея», установив в передней части резак из стальных уголков, позволявший преодолевать проволочные заграждения. После этого Поплавко предложил построить серию таких бронеавтомобилей. Идею одобрили в Генеральном штабе и Ижорскому заводу выдали заказ на изготовление партии из 30 бронеавтомобилей, названных «Джеффери - Поплавко».
«Шеффилд-Симплекс»
Бронеавтомобиль «Шеффилд-Симплекс» перед отправкой в Россию. 1915 год.
Легкий пулемётный бронеавтомобиль вооружённых сил Российской империи. Разработан британской фирмой «Sheffield-Simplex» на базе шасси собственного легкового автомобиля, при этом окончательный проект бронировки был разработан штабс-капитаном русской армии Мироновым.
Всего в 1915-1916 годах в Россию было поставлено 25 экземпляров бронеавтомобиля. До наших дней не сохранилось ни одного.
«Мгебров-Рено»
"Мгебров-Рено" (однобашенная модификация); вид с правого борта, 1916 год
Пулеметный бронеавтомобиль производства французского концерна Рено. Русской Императорской армии было поставлено 40 машин. По причине неполноценного бронирования, использовались в основном во вспомогательных целях, как охранный броневик и в целях сопровождения транспортных частей на марше. Позднее 12 бронеавтомобилей были полностью перебронированы по проекту штабс-капитана В. А. Мгеброва и известны, как «Мгебров-Рено» в двух модификациях: однобашенной и двухбашенной.
Как и во всех броневиках Мгеброва, в проекте «Мгебров-Рено» активно использовалось расположение бронелистов под рациональными углами наклона, что повышало их пулестойкость.
Бронеавтомобили активно применялись русской армией в ходе Первой мировой войны, а также обеими противоборствующими сторонами в Гражданской войне в России. Отдельные машины находились в составе РККА до 1930-х годов.
"Мгебров-Уайт" (также «Уайт» Мгеброва).
Пушечно-пулемётный бронеавтомобиль создан в 1915 году в ходе Первой мировой войны по проекту штабс-капитана В. А. Мгеброва на базе двухосного заднеприводного грузовика «Уайт».
Артиллерийским вооружением броневика «Мгебров-Уайт» являлась 37-мм танковая пушка системы Гочкисса. Для наведения орудия на цель использовался оптико-механический прицел. Вспомогательным вооружением служили два пулемёта «Максим».
"Мерседес" (также «Мерседес» Былинского, бронеавтомобиль Былинского)
«Мерседес» Былинского на площади перед Михайловским манежем. Петроград, 1915 год
Пушечно-пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской империи. Разработан в 1915 году штабс-капитаном Былинским на базе легкового автомобиля фирмы Mercedes. Содержал в себе ряд новаторских и прогрессивных инженерных решений. В 1915 году Обуховским заводом было построено два экземпляра бронеавтомобиля, использовавшихся Русской Императорской армией в боях Первой мировой войны.
Танк «Борец за свободу товарищ Ленин»
Собственно, благодаря военному сотрудничеству России и Франции, у нашей армии появились и первые танки. Конечно, и в России разрабатывались такие проекты, как «Вездеход» Пороховщикова, «Царь-танк» Лебеденко, «Наземный броненосец» Демьяненко, «Броненосный трактор» Казанского или сверхтяжёлый танк Владимира Менделеева. Другое дело, что для доводки этих фантастических прожектов в жизнь уже не было времени. И тогда наркомвоеномор тов. Троцкий поступил самым простым образом: взял и запустил на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде выпуск французских танков Renault FT, который назвали «Борец за свободу товарищ Ленин».
отсюда P.S.
В годы правления Николая II в царской армии состояли на вооружении пушечные, пулеметные и зенитные бронеавтомобили. Ими были укомплектованы 48 автомобильных взводов. Автомобильные войска Российской Империи были представлены более 700 машинами. Этот род войск проявил себя уже в первые месяцы войны - например,10 ноября 1914 года, когда всего 8 машин позволили освободить осажденный немцами город Стрыков, или 21 ноября 1914 года, когда несколькими бронеавтомобилями были уничтожены три с половиной полка немецкой пехоты ( бой у Пабьянице). Россия была первой в мире страной, разрабатовавшей специальные регламенты использования бронетехники в бою, которые позволяли использовать её максимально эффективно.
Были разработаны специальные тактики атаки, прикрытия фронтов, ведения боя для бронемобилей различных типов.
Источник: Андрей Борисюк. "История России, которую приказали забыть. Николай II и его время." М.: 2018. С. 96.
Зенитный бронеавтомобиль "Руссо-Балт тип Т" во время испытаний, весна 1915 года.
Бронеавтомобили «Руссо-Балт-Ижорский», изготовленные на шасси модели «С 24/40» в ожидании неприятеля на замаскированной позиции в районе Прасныша. Северо-Западный фронт, весна 1915 года.
Бронеавтомобиль «Руссо-Балт-Ижорский» 1-й автопулемётной роты выдвигается на боевую позицию. Северо-Западный фронт, весна 1915 года.
P.P.S.
P.P.P.S.
P.P.P.P.S.