Несколько воспоминаний о Романовых

May 10, 2021 23:38

Анна София Скавениус была супругой Харальда Скавениуса, назначенного в 1912 году посланником в Российской Империи и занимавшем этот пост до 1918 года.



Анна София Скавениус

"В 1912 году императрица была уже больна, у нее было слабо сердце, и она, насколько это было возможно, отказывалась от всех обязанностей. Я хотела бы описать ее характер, как я ее тогда воспринимала, потому что странным образом, несмотря на ее уединение, она была ключом к пониманию многого из того, что происходило в России.

В ее возвышенном одиночестве единственной отдушиной в те неспокойные времена был ее муж, которого она, насколько посторонние могли судить, любила с первого до последнего дня, когда они вместе встретили смерть. После революции был найден ящик с письмами, написанными ею царю, когда во время войны 1914-1918 годов он находился в Ставке. Они были опубликованы и вызвали огромный интерес. Они показывают романтическое поклонение не совсем молодой женщины мужчине, за которого она вышла замуж, и в то же время дают представление о преувеличенном религиозном мистицизме, полностью поглотившем ее
<...>
Помимо личной аудиенции, я видела императрицу на различных придворных балах, она присутствовала только вначале, как смиренная жертва во всей своей ослепительной красоте. Я, молодая и беззаботная, чувствовала какое-то нетерпение к ее точке зрения и всегда вспоминала девиз моего тестя: «Не уклоняйся от события, а пойди и встреть его лицом к лицу». Теперь, когда ее жизнь окончена, все ее печали кажутся неизбежными шагами на пути к такому концу. Я думаю, что ее достойная и смиренная жизнь с царем в ссылке в Сибири и их смерть вместе с детьми имели свой смысл, если рассматривать их как невинные жертвы за страну, которую они так сильно любили и которую не хотели покинуть даже в страшные годы.
<...>
Однако превзошел все остальные бал, устроенный Марией Федоровной, нашей вдовствующей императрицей Дагмар в ее Аничковом дворце для двух старших дочерей царя Ольги и Татьяны, когда они достигли совершеннолетия.
<...>
Об этом так часто говорят, но это только подтверждает тот факт, что императрица Дагмар имела способность, независимо от того, насколько велико было собрание, дать каждому присутствующему ощущение того, что она видела и узнавала их, и все считали, что ее маленькая приветливая улыбка была обращена именно к ним.
<...>
Когда завершился ужин, вошел царь, мы еще стояли за своими столами, а он обошел всех, пожал всем руки и сказал несколько дружеских слов. Особенно ярко помню его глаза, честные и мягкие, и в то же время с искорками юмора, как у его матери. Они с Александрой Федоровной ужинали вдвоем в другом зале; она не могла справиться с таким количеством людей и выглядела такой усталой и страдающей, когда позже она сидела и наблюдала за танцами".

Отсюда: https://duchesselisa.livejournal.com/254142.html

Елена Извольская, дочь А.П. Извольского, бывшего министра иностранных дел и посла Российской Империи в Париже.



Елена Извольская с братом

"В конце сезона у меня появилась возможность увидеть Царя и еще двух членов его семьи. Это была большая редкость, так как монархи избегали Петербурга и не общались практически ни с кем из политических и светских фигур общества.
<...>
Первый бал, на котором появились великие княжны вместе с отцом, состоялся в Аничковом дворце - резиденции вдовствующей императрицы Марии Федоровны (которой мы были представлены в Копенгагене). За несколько дней до бала мы с мама были на аудиенции у вдовствующей императрицы... и во время нашей беседы она была приветливой, сердечной и естественной, полной противоположностью своей невестке, несчастной Царице

...Постукивая тростью по сияющему словно зеркало паркету, церемониймейстер громким басом объявил: "Его Величество Император." После такого торжественного объявления можно было ожидать, что появится Король - Солнце. Но вместо этого вошел невысокий, скромный человек, что было абсолютным разочарованием. Он был одет, как обычно, в форму полковника, и, поглаживая бороду, почти с благоговением смотрел на своих подданных. Мы низко присели в реверансе, когда он приблизился к нам.

Две Великие Княжны, Татьяна и Ольга, следовали за отцом. Они были высокие, стройные, очаровательные юные создания и смотрели на нас с удивлением и любопытством. Они были в очень простых, классических белых платьях - было бы дурным вкусом одеться иначе. Остальные члены семьи Романовых следовали за ними - вдовствующая императрица, две ее дочери, Ксения и Ольга, которые весело посмеивались и кивали головой своим друзьям, которых они узнавали среди присутствующих. Сестры Царя были известны своими очаровательными простыми манерами и были очень популярны среди нас. Там присутствовали и другие великие князья. Я видела их и прежде, но сейчас они предстали в совершенно новом свете, полные превосходства и престижа. Будто боги сошли с Олимпа.

Царь открыл бал вместе со своей старшей дочерью в торжественном полонезе. Все остальные пары следовали за ними. Бал начался. Но когда оркестр заиграл первую кадриль, произошло недоразумение.
Никто из молодых людей не пригласил на танец великих княжон. Были ли они слишком застенчивы, чтобы решиться на этот шаг? Или это было внезапное осознание того, что девушки не были ни с кем знакомы? В свете назрело недовольство императорской семьей, так долго отсутствовавшей, то была враждебность и уязвленная гордость. Церемониймейстеры поспешили спасти ситуацию. Несколько офицеров встали на свои места. Это были офицеры из царскосельских почетных караулов, знавшие княжон и часто танцевавшие с ними на небольших семейных торжествах. Эти молодые люди не принадлежали к сливкам общества; они были никому неизвестны, несколько неуклюжи, простоваты - политика царицы состояла в том, чтобы нанимать себе гвардейцев среди обычных, не слишком славных полков, которые "не достигли уровня". Всех остальных она подозревала. Среди гостей воцарилось молчание, а великие княжны и их странные кавалеры, казалось, наслаждались происходящим. Это было уже слишком - в сердцах уклонившихся от танцев с великими княжнами кавалеров проснулась ревность. Когда объявили следующий танец, самые блестящие молодые офицеры выступили вперед и пригласили Татьяну и Ольгу на танец и на все последующие. Ко всеобщему облегчению, лед был сломлен. Но облако недоверия и холодности все еще витало над Аничковым дворцом. Во время ужина случилось нечто странное, мама впоследствии объяснила мне что это значило. Когда согласно протоколу царь обходил столы, он остановился увидев мою маму. Он узнал в ней девушку, с которой много лет назад танцевал в Копенгагене, когда гостил там вместе с вдовствующей императрицей. Его лицо озарилось, но затем глаза снова стали грустны. Он прошептал по-французски: "je ne connais personne ici" ("Я здесь никого не знаю"). И это говорил царь Всея Руси, в доме своей матери, среди цвета наиболее лояльного к нему слоя общества - аристократии".

Отсюда: https://duchesselisa.livejournal.com/253153.html

Консуэло Вандербильт, герцогиня Мальборо представительница семьи американских миллионеров Вандербильтов, вышедшая замуж за 9-го герцога Мальборо.



Консуэло Вандербильт

"Нас пригласили принять участие в трех придворных церемониях. Первой был грандиозный бал в Зимнем дворце на 3000 приглашенных.
<...>
Бал начался с процессии Императорской фамилии под вдохновляющие звуки русского гимна. Великие князья в роскошных униформах, княгини - красивые и усыпанные драгоценностями, прекрасная и немного отстраненная Царица, Царь - в этом бале было что-то сказочное. Когда прозвучали первые ноты мазурки, Великий князь Михаил, брат Царя, являвшийся тогда наследником престола, так как Цесаревич тогда еще не родился, пригласил меня на танец. Этот танец очень отличался от тех мазурок, что я учила на уроках мистера Додсворта. «Не волнуйтесь» - сказал князь, когда я возразила - «Я сделаю все шаги».
<...>
На менее официальном Балу Пальм (названном так из-за пальм, вокруг которых были расставлены столы во время ужина) я смогла поговорить с Царем.
<...>
Во время ужина все рассаживались за столами - по восемь человек за каждым. Справа от меня было пустое место, которое, как мне сказали, предназначалось для Царя. Когда он подошел, то первым впечатлением было то, до чего же он похож на своего кузена принца Уэльского. Такая же добрая улыбка, те же приятные голубые глаза и в его манерах и речи была та же простота. Меня также поразила его молодость - ему было всего 32 года, а на трон он взошел в 26. Когда мы разговаривали, я поняла, как же много проблем ему приходится решать. Когда я спросила его, почему он колеблется с решением дать России демократическое правительство, которое было так успешно в Великобритании, то он ответил, что очень хотел бы этого, но Россия не готова к демократическому правлению. «В развитии политических институтов мы отстаем от Европы на 200 лет. Россия все еще более азиатская страна, чем европейская и нуждается в автократии».

Он говорил просто и в то же время серьезно: «Я знаю обо всем, что вы делали со времени приезда в Россию - тайная полиция докладывает мне обо всех перемещениях иностранцев. Не подскажете ли, почему герцогиня Сазерленд пытается встретиться с Горьким, ведь она знает, что он сейчас в изгнании?».

Когда он уходил, он попросил меня подарить ему мою фотографию и пообещал прислать свою, что и было сделано. Больше я его никогда не видела. Я убеждена, что он был хорошим человеком и пытался делать все возможное для блага своего народа. Ленин, Троцкий, Сталин и прочие подобные только подтверждают, что он был прав

Царь и Царица жили уединенно спокойной семейной жизнью. Дядя Императора, Великий князь Владимир и его супруга, урожденная Мекленбургская принцесса возглавляли светскую жизнь.
<...>
Вдовствующая Императрица приняла нас в своем дворце и говорила о своей сестре [Александра Датская - супруга короля Эдуарда VII, мать Георга V, старшая сестра императрицы Марии Фёдоровны] с огромной привязанностью. Она не была красива, но обладала тем же врожденным достоинством, благодаря которому ее сестра стала всеобщей любимицей. Ее любезность к нам была очень приятна в отличие от отказа Царицы принять нас и мы поняли, насколько непопулярной делало её нежелание общаться".

Отсюда: https://duchesselisa.livejournal.com/252439.html

Николай II, история, Романовы

Previous post Next post
Up