Тайный монастырь в любанских болотах

Feb 10, 2021 03:03

Макарьевский монастырь был основан в XVI веке прп. Макарием Римлянином (уроженцем Рима). Господь указал ему путь на восток. Придя на Русь он стал учеником прп. Александра Свирского, а затем основал монастырь в Новгородской земле.
Во время Великой Отечественной войны в этих лесах и болотах погибала 2-ая Ударная армия...

image Click to view



Римлянин, поселившийся среди любанских болот

Начало этой истории имеет почти пятисотлетнюю давность. Среди многочисленных болот Новгородского княжества, в 20 километрах к северо-востоку от только что возникшего поселения Любани, появился скит, основанный преподобным Макарием. Было это в начале ХVI века.

Православная обитель монахов прошла сквозь пять веков, знала годы благоденствия и запустения, одно время она даже была упразднена как монастырь, и затем снова возродилась в еще более великолепном виде, но вскоре была уничтожена, казалось бы, навсегда.

Мы познакомимся с этой удивительной историей, хотя время и враги варварски истребили многочисленные летописи, но не могли уничтожить народные предания.

Макарий родился во второй половине XV столетия в столице католического Запада - Риме, в итальянской семье, от богатых родителей, которые, однако, держались Православия. Своего сына-первенца они с детства обучали истинно христианскому благочестию в строгих законах религии. Они дали ему блестящее по тому времени научное образование. Однако Макарий решил посвятить себя служению не тленному миру, а Творцу мира - Всемогущему Богу. Изучение священного писания, творений святых отцов были постоянными занятиями будущего подвижника. Он мечтал жить согласно учению Святой Церкви и постепенно готовил себя к строго подвижнической жизни.

Католический Запад переживал тогда тяжелые времена. Папство утратило свое прежнее высокое значение и пришло в такую слабость и расстройство, что делами церкви руководила светская власть. И тогда Макарий обратил свои духовные очи на Восточную, Православную церковь. С посохом пилигрима (паломника) в ветхой одежде, без средств, надеясь только на Господа, отправился исповедник правды и закона Божия в далекую, неизвестную ему страну - Святую Русь. Долго странствуя, юноша, наконец-то, достиг земли Православного Великого Новгорода. Великолепие церквей и многочисленных новгородских монастырей, строгая жизнь монахов, торжественность и истовость богослужения глубоко поразили пришельца с Запада. Посещая обители, он достиг Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря на берегах Свири, где игуменом в то время был сам основатель обители.




Великий игумен в беседах с юношей открыл и разъяснил паломнику, чего жаждала его душа и сердце. Недолго пробыв учеником Александра, он был пострижен им в монашество с именем Макария, и с благословения начальника обители юноша решил навсегда затвориться в пустынножительской келии. Еще раз посетив святыни Новгорода, он избрал для себя в пределах Новгородской земли непроходимые дебри, раскинувшиеся в верховьях рек Мги и Лезны. И здесь, на небольшом островке топкого болота, поставил себе келью.

Юноша не желал бренной славы, не искал почестей, он жаждал созерцательной и духовной жизни. Жизнь при таких условиях можно было назвать невозможной, но монах Макарий терпеливо переносил все: голод и жажду, зной летний и зимнюю стужу. Он питался скудной пищей, состоявшей главным образом из плодов и растений, Для большего умерщвления своей плоти он носил тяжелые железные вериги - большой железный крест на кованой цепи. В рукописных старинных писаниях говорится, что даже дикие звери, нередко посещавшие подвижника, не трогали его. Он безбоязненно ласкал медведей и кормил их из своих рук, точно домашних животных. Нелегка была жизнь монаха-отшельника.

Вот как описывал суть монашества один из святителей церкви Афанасий Великий. "Есть два состояния в жизни: одно обыкновенное и свойственное человеческой жизни, то есть супружество, другое - ангельское и апостольское, выше которого быть не может, то есть девство или состояние иноческое", К иночеству, этому "страшному и святому образу ангельского жития", стремилось немало людей знатных и прославленных своею деятельностью, людей науки и простолюдинов, одинаково жаждущих душевного спасения и христианского совершенства. Они оставляли свой привычный мир и спешили в уединенные обители, удалялись в непроходимые леса, безлюдные пустыни, часто далекие от воспитавшей их родины, и там, среди суровых подвигов и лишений, беспрестанно вознося молитвы, проводили дни своей жизни.

Однажды местные охотники, долго блуждая по болоту, наткнулись на келью отшельника Макария. Не отказал преподобный в духовной помощи страждущим, однако известность тяготила его, и он вторично построил убогую келью в глубине болота. Но недолгое время и здесь укрывался преподобный Макарий от мира. Слишком велика была народная любовь к нему. Многие, посетив его, подолгу не покидали его пустыню, некоторые же пламенно молили о позволении навсегда остаться с ним и вблизи его скромного жилища построить свои кельи. "И увидел тогда преподобный Макарий, что нет сил отказать в мольбах их, что на то - воля Господа". Усердно помолившись Творцу Небесному, он дал согласие ревнителям подвигов и жизни иноческой ставить кельи, и этим было положено начало пустынной обители, впоследствии ставшей известным Макарьевским монастырем.

Среди пастырей Божьих, просиявших в обширной стране Великого Новгорода, истории известны два пришельца - уроженцы Рима, основавшие в наших краях свои скиты, и ставшие впоследствии рассадниками веры и просвещения, явившиеся как оплоты Православия. Один из них, Антоний, в ХII веке построил свою обитель возле Новгорода на берегу Волхова, а другой, Макарий, в ХVI веке, в пределах современной Ленинградской области, среди топких болот у истоков рек Лезны и Мга.

Первая обитель, переросшая в Антониев монастырь, существует и поныне, сияя величественными храмами, вторая же обитель, которой довелось стать Макарьеским монастырем, перенесла немало невзгод, пережила века, но была разрушена в тяжелое для Отечества смутное время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Господь сохранил только ее святыню: нетленные мощи ее основателя - Макария Римлянина. Но, как волшебной птице Феникс, Макарьевскому монастырю вновь суждено воскреснуть даже после таких великих исторических потрясений.

В. Бабуркин. «Тосненский вестник»

история, религия, Православие, христианство

Previous post Next post
Up