Обозреватель РИАМО опросила иностранцев и тех, кто переехал в Европу и Азию, о том, как они согреваются в межсезонье.
Инга, 28 лет, юрист, Валенсия:
«Отопление, а что это? В Валенсии его просто нет. Каждый обогревается сам как может, поэтому в доме холодно. Спим в носках и трех кофтах с декабря по апрель. Электричество очень дорогое, чтобы постоянно обогреватель держать включенным, а окна с дырами, поэтому все тепло быстро уходит.
Все русские, которые переезжают, рано или поздно проводят газовое отопление, но не во всех домах это возможно.
В сезон дождей - февраль и март к холоду добавляется еще и плесень… На севере Испании и в Гранаде отопление есть, но там и снег выпадает. В Мадриде все зависит от дома».
Егор, 24 года, инженер, Милан:
«В Италии нет централизованного отопления от ТЭЦ на целый район или котельных на поселок. В квартиры проведены только холодная вода и газ. У каждого стоят газовые или электрические бойлеры, так что горячая вода и отопление индивидуальны. Казалось бы, это гарантирует комфорт в доме, но на практике получается много мороки с установкой, регулировкой и даже чисткой такого оборудования.
По российским меркам, в итальянских квартирах холодно зимой и жарко летом.
Кроме очевидной причины - экономии - такие страдания обеспечены итальянцам благодаря декрету №74 от 2013 года, законодательно регулирующему необходимый уровень температуры в помещениях: зимой - не выше 20, летом - не ниже 26 градусов. Этот закон направлен на ограничение энергозатрат (и на увеличение продаж шерстяных свитеров для подмороженных жильцов). В больших городах часто встречаются здания, в которых отопление централизовано, но это означает наличие котельной только в этом здании. На мой взгляд, это менее удобно, чем автономное отопление квартиры, потому что котельная работает обычно с 9 утра до 6 вечера. Кочегар приходит утром на работу и целый день следит за системой отопления, но вот жильцы получают горячие батареи в те часы, когда они сами на работе. Получается, что вечером они приходят в теплую квартиру, но ложатся спать в толстых пижамах и даже с колпаками на головах, ведь до 9 утра котельная не работает».
Марсио, 36 лет, художник, Лиссабон:
«Есть миф, что в Португалии 322 солнечных дня спасут от зимы и холода. Возможно, на улице, под солнцем, согреться можно, но дома - нет. На самом деле в Лиссабоне люди мерзнут в домах, где с наступлением зимы становится холодно и влажно.
И если немцы зимой выставляют пиво на балкон, чтобы его охладить, то португальцам достаточно просто сидеть дома на диване и держать его в руках.
У нас дома так холодно, что приходится ходить в пижаме, надевать две пары носков, шерстяную шапку и обувь, иногда даже уличную. Согреться можно, используя электрические системы отопления, но счета не обрадуют. Спасает, что согреться можно на улице. Зимой в Португалии чаще всего на улице теплее, чем дома».
Анастасия, 32 года, журналист, Рейкьявик:
«В исландских домах никогда не бывает холодно. Ведь в этой стране используются только 100% возобновляемые источники энергии, а потому электричество, вода и отопление здесь значительно дешевле, чем в остальной Европе и даже в России. Для отопления здесь используется геотермальная энергия.
Батарею можно включить в любое время года и на любую мощность простым поворотом вентиля.
Исландцы настолько не волнуются из-за расхода энергоресурсов, что в многоквартирном доме обычно стоит по одному водо- и электросчетчику на всех, а размер платы за коммунальные услуги определяется простым делением общедомового расхода на количество жильцов».
Ирина, 36 лет, инженер, Траунройт:
«Я переехала в Германию около 12 лет назад, за это время я успела пожить в разных домах и могу сказать, что по российским меркам большинство немцев живут зимой в холоде. У моих родственников большой старый дом, чтобы его прогреть никаких денег не хватит, с учетом цен на электроэнергию и газ. В их доме я всегда мерзну.
Температура в доме зимой не поднимается выше 18-20 градусов, принять горячую ванну - непозволительная роскошь, а домашняя одежда - это теплый свитер, штаны и шерстяные носки.
Когда я переехала в собственную квартиру, ситуация не сильно изменилась: на каждой батарее стоит счетчик, и позволить себе включить их на полную могут единицы. Сейчас я сдаю свою квартиру, и моим арендаторам приходится доплачивать к немаленькой квартплате, в которую уже входят коммунальные платежи, около 1200 евро в год за перерасход энергии по счетчикам. Сама я переехала к мужу и наконец смогла согреться. Сейчас у нас современный дом с хорошей теплоизоляцией, оборудованный солнечными батареями, благодаря чему мы смогли сделать теплый пол. Но далеко не всем это по карману. Только солнечные батареи обошлись нам около 10 000 евро».
Катя, 32 года, программист, Токио:
«В Японии нет понятия «отопление» в принципе и никакой централизованной системы не существует. Большинство японцев греются при помощи систем кондиционирования.
Однако эксплуатировать с утра до ночи даже самый энергоэффективный японский кондиционер никто не будет.
Зимой в домах здесь очень холодно. С непривычки первое время мне было очень сложно. Недавно у меня появился ребенок, и желание согреть его меня не покидает: в холодные ночи он спит в утепленных комбинезонах, какие носят в России на улице в межсезонье».