Попробуйте угадать - в какой технике выполнена эта работа? Первое, что может прийти в голову - это какая-то графика... но что конкретно...
Вы поверите, что это сделано из кусочков ткани? - А это именно так.
![](https://farm1.staticflickr.com/926/42539715635_fe8a65c191_o.jpg)
Погостское озеро
Два года назад я
писал о том как на наших глазах пэчворк из хобби для украшения быта в творчестве художественно одарённых мастериц уходит от декоративности и приближается к чистому искусству. В работах Александры Александровны Якуничевой этот переход состоялся.
Приуроченная к 75-летию выставка художника прошла в Центральной районной библиотеке Гатчины в рамках ежегодного фестиваля лоскутного шитья "Лукоморье", постоянным членом жюри которого она является на протяжении нескольких лет.
Александра Якуничева родилась в городе Сокол Вологодской области в 1943 году. Вскоре семья переезжает в Ленинград. В 1963 г. Александра Александровна поступает в "Муху" - Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. По окончании учёбы устраивается на работу на ткацко-красильную фабрику, о которой
вспоминает так:
«После института меня распределили художником по декоративным тканям на фабрику Желябова. Без какого-то образа в голове, ткани делать бесполезно.
Вот ткань от нашего залива: песок, потом начинают немножко волны на него набегать, потом появляются барашки вот эти белые, всё глубже и глубже, всё синее и синее.
Вот эти ткани не шли никогда в производство, потому что между художником и потребителем стояла торговая организация. Такие были дамы, у которых вот такая башня на башке. Эти дамы говорили: вот эти ткани никогда не пойдут в производство.
У меня был золотой начальник, он позволял мне делать свои ткани. Я делала их для выставки тканей, и по ним я вступила в Союз художников. Потому что на Совет привезем - все от них в восторге!
От Еревана говорят: «Нам партийку дайте». А партийки нет, все партии были огромные.
Я помню, сделала такую дизайнерскую клетку в стиле Мондриана (был такой художник), по белому полю синяя, красная, специально делали мы для министрерства в Москву. А печатают-то на фабрике много, ну, ее там и напечатали.
Я где-то была, то ли в Бологое, в общем, в какой-то деревне. Смотрю, лежит вот такой рулон моей этой самой ткани, рядом сапоги, водка, леденцы... И вот эта ткань в деревне никому не нужна. Или они там в Татарию могли угнать бело-голубую ткань, когда там траурный цвет голубой.
Я работала на шкаф, на полочки там складывала».
Параллельно Якуничева занимается "свободным" творчеством. "Я отходила пять лет в Академию художеств в библиотеку. Я изучала весь курс графический, потому что меня всё время влекли графика и текстиль. И я никак не могла выбрать, куда мне рвануть - на графику или на текстиль".
С тех пор графика и текстиль в её творчестве неразрывно связаны - её работы создаются в три этапа: рисунок, графический эскиз и текстильный коллаж. В процессе творческого поиска ей удалось уйти от технической ограниченности текстильного коллажа, в котором художественная выразительность сводится к взаимодействию локальных цветовых плоскостей и линий. Якуничева придумала
уникальную авторскую технику - транспарентный (прозрачный) коллаж, в котором просвечивающие ткани и сетки накладываются друг на друга.
"Потому что живопись, когда мы пишем, там могут быть лессировка (последовательное нанесение прозрачных слоев краски с условием обязательного высыхания предыдущего - «Википедия») неба, а пастозная живопись (техника работы плотными, непросвечивающими (кроющими) слоями, мазками краски, иногда создающими рельефность - «Википедия»), нашлепками, внизу, флизелин подкладываю, вроде картина плоскостная, а в то же время ощущение объемности.
Здесь такой же закон: тонкая ткань для прозрачного неба и шероховатая ткань для земли... Это создает чистоту работы, все эти нюансы важны в любой работе".
В лихие 90-е Якуничева становится свободным художником - занимается дизайном интерьеров, работает с детьми в Центре музейной педагогики Русского музея.
Этим годам посвящена её работа "Печаль".
![](https://farm1.staticflickr.com/860/42900702205_0441ac347b_o.jpg)
"«Печаль» - для меня очень значимая работа, потому что это девяностые годы, а что такое девяностые, все мы прекрасно помним. Развал, хаос, беспредел, отсутствие работы... Мне хотелось этому хаосу противопоставить что-то крепкое, вечное, мощное, сильное. Такой духовной силой всегда было, есть и будет древнерусское искусство.
Ни в одном языке мира не вкладывают в слово «печаль» такого смысла, как в русском. Горе - очень острое чувство, с которым долго прожить невозможно. Но оно постепенно переходит в печаль, а с печалью жить можно, хотя она и остается постоянно внутри. Флейтист на коллаже - символ музыки, которая успокаивает, утешает. Музыка - искусство временное: время - это то, что проходит. Чаша - та, которую каждый из нас должен испить. Слезы плачущего ангела уходят в космическое пространство, к звездам. Древо жизни означает, что хоть и в скорби, но жизнь продолжается. А вот два огромных крыла, которые закрывают всех нас, нашу Россию..."
Александра Александровна создала студию "Метаморфозы": "У меня шесть учениц, Это мои девочки. Ну, как девочки - от 47 до 70-ти, некоторые имеют косвенное отношеие к искусству...". Одна из учениц ведёт
блог.
Александра Якуничева о себе и своём творчестве:
"Я такой же художник, мне нужны зрительные впечатления, и от них уже рождается образ. Здесь представлены работы, сделанные по впечатлениям от поездок по Русскому северу: деревня, в которой я снимала дачу. Либо наш любимый город, к теме которого я постоянно возвращаюсь в течение всей творческой жизни неоднократно. Это немного ретроспективная выставка, начиная с тканей 1979-го года до последних работ 2018-го года..."
You can watch this video on www.livejournal.com
Деревенская серия
![](https://farm2.staticflickr.com/1787/29573541748_b7f43d1afd_o.jpg)
"Август"
![](https://farm2.staticflickr.com/1809/42539717405_5c0c0e111a_o.jpg)
"Дождь"
![](https://farm2.staticflickr.com/1790/42539717135_2d1f34dcdb_o.jpg)
"Кудрово"
![](https://farm2.staticflickr.com/1769/42539716795_110419ac43_o.jpg)
"Встреча"
![](https://farm1.staticflickr.com/920/42539878925_d62129dea8_o.jpg)
"Жара"
Мосты Петербурга
![](https://farm2.staticflickr.com/1784/42539711925_b7d7f67291_o.jpg)
Поцелуев
![](https://farm1.staticflickr.com/847/42539714185_872388a047_o.jpg)
Подьяческий
![](https://farm2.staticflickr.com/1787/42539713225_dda71244c0_o.jpg)
Лаврский
![](https://farm1.staticflickr.com/923/42539714465_d9c8aa3eb5_o.jpg)
Красный
![](https://farm2.staticflickr.com/1810/42539714715_80f7c222b3_o.jpg)
Краснофлотский
![](https://farm2.staticflickr.com/1764/42539714945_677bb0e0ca_o.jpg)
Измайловский
![](https://farm1.staticflickr.com/835/42539715285_2531c2f08b_o.jpg)
Банковский
Триптих «Фрески»
![](https://farm1.staticflickr.com/914/42539713855_bc1a375449_o.jpg)
"Розовый ангел" (Ферапонтово)
![](https://farm1.staticflickr.com/846/42539716285_4211baf397_o.jpg)
"Белые ангелы" (Старая Ладога)
![](https://farm1.staticflickr.com/927/41636712700_220237fde3_o.jpg)
"Иоанн Предтеча" (Старая Ладога)