От лоскутного шитья к текстильному коллажу

Aug 03, 2018 18:43

Попробуйте угадать - в какой технике выполнена эта работа? Первое, что может прийти в голову - это какая-то графика... но что конкретно...
Вы поверите, что это сделано из кусочков ткани? - А это именно так.



Погостское озеро

Два года назад я писал о том как на наших глазах пэчворк из хобби для украшения быта в творчестве художественно одарённых мастериц уходит от декоративности и приближается к чистому искусству. В работах Александры Александровны Якуничевой этот переход состоялся.

Приуроченная к 75-летию выставка художника прошла в Центральной районной библиотеке Гатчины в рамках ежегодного фестиваля лоскутного шитья "Лукоморье", постоянным членом жюри которого она является на протяжении нескольких лет.

Александра Якуничева родилась в городе Сокол Вологодской области в 1943 году. Вскоре семья переезжает в Ленинград. В 1963 г. Александра Александровна поступает в "Муху" - Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. По окончании учёбы устраивается на работу на ткацко-красильную фабрику, о которой вспоминает так:

«После института меня распределили художником по декоративным тканям на фабрику Желябова. Без какого-то образа в голове, ткани делать бесполезно.

Вот ткань от нашего залива: песок, потом начинают немножко волны на него набегать, потом появляются барашки вот эти белые, всё глубже и глубже, всё синее и синее.

Вот эти ткани не шли никогда в производство, потому что между художником и потребителем стояла торговая организация. Такие были дамы, у которых вот такая башня на башке. Эти дамы говорили: вот эти ткани никогда не пойдут в производство.

У меня был золотой начальник, он позволял мне делать свои ткани. Я делала их для выставки тканей, и по ним я вступила в Союз художников. Потому что на Совет привезем - все от них в восторге!

От Еревана говорят: «Нам партийку дайте». А партийки нет, все партии были огромные.

Я помню, сделала такую дизайнерскую клетку в стиле Мондриана (был такой художник), по белому полю синяя, красная, специально делали мы для министрерства в Москву. А печатают-то на фабрике много, ну, ее там и напечатали.

Я где-то была, то ли в Бологое, в общем, в какой-то деревне. Смотрю, лежит вот такой рулон моей этой самой ткани, рядом сапоги, водка, леденцы... И вот эта ткань в деревне никому не нужна. Или они там в Татарию могли угнать бело-голубую ткань, когда там траурный цвет голубой.

Я работала на шкаф, на полочки там складывала».

Параллельно Якуничева занимается "свободным" творчеством. "Я отходила пять лет в Академию художеств в библиотеку. Я изучала весь курс графический, потому что меня всё время влекли графика и текстиль. И я никак не могла выбрать, куда мне рвануть - на графику или на текстиль".

С тех пор графика и текстиль в её творчестве неразрывно связаны - её работы создаются в три этапа: рисунок, графический эскиз и текстильный коллаж. В процессе творческого поиска ей удалось уйти от технической ограниченности текстильного коллажа, в котором художественная выразительность сводится к взаимодействию локальных цветовых плоскостей и линий. Якуничева придумала уникальную авторскую технику - транспарентный (прозрачный) коллаж, в котором просвечивающие ткани и сетки накладываются друг на друга.

"Потому что живопись, когда мы пишем, там могут быть лессировка (последовательное нанесение прозрачных слоев краски с условием обязательного высыхания предыдущего - «Википедия») неба, а пастозная живопись (техника работы плотными, непросвечивающими (кроющими) слоями, мазками краски, иногда создающими рельефность - «Википедия»), нашлепками, внизу, флизелин подкладываю, вроде картина плоскостная, а в то же время ощущение объемности.

Здесь такой же закон: тонкая ткань для прозрачного неба и шероховатая ткань для земли... Это создает чистоту работы, все эти нюансы важны в любой работе".

В лихие 90-е Якуничева становится свободным художником - занимается дизайном интерьеров, работает с детьми в Центре музейной педагогики Русского музея.

Этим годам посвящена её работа "Печаль".




"«Печаль» - для меня очень значимая работа, потому что это девяностые годы, а что такое девяностые, все мы прекрасно помним. Развал, хаос, беспредел, отсутствие работы... Мне хотелось этому хаосу противопоставить что-то крепкое, вечное, мощное, сильное. Такой духовной силой всегда было, есть и будет древнерусское искусство.
Ни в одном языке мира не вкладывают в слово «печаль» такого смысла, как в русском. Горе - очень острое чувство, с которым долго прожить невозможно. Но оно постепенно переходит в печаль, а с печалью жить можно, хотя она и остается постоянно внутри. Флейтист на коллаже - символ музыки, которая успокаивает, утешает. Музыка - искусство временное: время - это то, что проходит. Чаша - та, которую каждый из нас должен испить. Слезы плачущего ангела уходят в космическое пространство, к звездам. Древо жизни означает, что хоть и в скорби, но жизнь продолжается. А вот два огромных крыла, которые закрывают всех нас, нашу Россию..."

Александра Александровна создала студию "Метаморфозы": "У меня шесть учениц, Это мои девочки. Ну, как девочки - от 47 до 70-ти, некоторые имеют косвенное отношеие к искусству...". Одна из учениц ведёт блог.

Александра Якуничева о себе и своём творчестве:
"Я такой же художник, мне нужны зрительные впечатления, и от них уже рождается образ. Здесь представлены работы, сделанные по впечатлениям от поездок по Русскому северу: деревня, в которой я снимала дачу. Либо наш любимый город, к теме которого я постоянно возвращаюсь в течение всей творческой жизни неоднократно. Это немного ретроспективная выставка, начиная с тканей 1979-го года до последних работ 2018-го года..."



image You can watch this video on www.livejournal.com



Деревенская серия



"Август"



"Дождь"



"Кудрово"



"Встреча"



"Жара"

Мосты Петербурга



Поцелуев



Подьяческий



Лаврский



Красный



Краснофлотский



Измайловский



Банковский

Триптих «Фрески»



"Розовый ангел" (Ферапонтово)



"Белые ангелы" (Старая Ладога)



"Иоанн Предтеча" (Старая Ладога)

культура, художники, искусство

Previous post Next post
Up