Отсталые слои населения в моем лице все-таки дошли на Орлова. Хотя в этом сезоне я уже и не собиралась. Точнее как... Я хотела пойти в июне, но так и не подобрала состав. Но неожиданная замена Ланской на Дольникову стала волшебным пенделем, который меня отправил в ТО. И знаете, я рада, что дошла только сейчас. Когда артисты уже разыгрались, распелись и нашли себя. По крайней мере, некоторые.
Сначала чуть-чуть про сам спектакль.
Тексты. Местами - ужас особенно про место в тюрьме, местами - что-то странное привет голубоокой деве. Рифма считывается не всегда: то ли она там в принципе отсутствует, то ли паузы проставлены так, что рифма разбивается. В общем, Кимовские такие тексты.
Музыка. Музыка у меня вызвала двойственные чувства. То меня пробирало до мурашек, то я отчетливо слышала Монте-Кристо. Что, в общем-то не удивительно - композитор-то один. Но оговорюсь сразу. Мне понравилось. "Бог дал мне власть" - вообще до слез.
Костюмы. Платья Елизаветы и Екатерины - сразу да. И даже столь обсуждаемое в некоторых местах синее платье Екатерины негатива не вызвало. А вот костюм а-ля Бенедетто и Тюремщики в ансамбле снова напомнили МК.
Свет. Красивый, но на сюжет работает не всегда.
Режиссура. Режиссер - Алина Чевик. Объяснения нужны?
Но на самом деле все не так плохо, как может показаться. Скажу больше, второй акт я почти весь прорыдала. С "Эта ночь решает все" и до поклонов. И дело не в том, что мне было жалко кого-то конкретно. Нет. Просто я смотрела и думала: сколько их таких было? Ломавших свои жизни и судьбы ради долга. Верности присяге, Отечеству, Царю (Царице), которые пользовались ими, пока было угодно, а затем ссылали. В лучшем случае - просто с глаз долой, в худшем - на Соловки. А эти "люди чести" приносили в жертву всё: любовь, свободу, жизнь. Просто потому, что не могли иначе. Я восхищаюсь этими людьми. И я не оправдываю Орлова. Нисколько. Он поступил мерзко и подло. Но я хотя бы понимаю, почему он так поступил. Его мотивы, его логику. И от того мне становится тошно. И от того, я не могу безоговорочно считать Орлова подлецом, коим он на деле является.
Но перейду к составу.
Орлов - Андрей Белявский. Порубил меня в капусту. Неуклюжий русский мужик вдруг влюбляется как мальчишка. Он сам не понимает, что с ним происходит и как такое вообще могло произойти. Но "все так ясно рядом с нею"(с). Если б не Иван, изменил бы присяге, но не любви. Как он бросился к Елизавете в тюрьме!!!! В эту минуту Орлов был безумен. И вообще свидание в крепости рвало мою душу на части. Каждый взгляд, каждый жест, каждое слово. А что с ним стало, когда понял, что всё!!! Он словно бы стал меньше. Он будто хотел умереть, исчезнуть, раствориться. Его мир рухнул. Граф был раздавлен. И мне страшно было смотреть в эти глаза, в которых были пустота и холод. И труднее всего было принять тот факт, что он сам во всем виноват. К его финальной арии я была раздавлена почти также, как Орлов. Который, казалось, умирал вместе с любимой: "я люблю тебя счастье мое, я люблю тебя радость моя"(с). Неужели человеческое сердце может вынести столько боли? В тот момент я умирала вместе с Орловым.
Елизавета - Теона Дольникова. Я пока не очень поняла, считала ли она с самого начала себя внучкой Петра, или поверила Радзивилу с Доманским. Но то, что у нее нет другого имени - уверена. Имя - это все, что у нее было. И отказаться от него она не могла. Это все равно что отказаться от самой себя. Хотя и любила Орлова по-настоящему. Это ее "Алёша" во время ареста... столько всего в нем было. И простила его, потому что понимала: не мог он иначе. Но и она не может. Не может подписаться чужим именем.
Екатерина - Екатерина Гусева. Кто бы что ни говорил, мне она понравилась. Да, не без огрехов вокальных. Но это была Императрица. Даже когда она сомневалась в правильности своих поступков, она твердо знала, во имя чего она это делала. "Я так должна"(с). Она твердила эти слова, словно мантру. И именно из них черпала свою силу. Ведь когда-то она любила Орлова. И возможно любит и теперь. По крайней мере, на ее объяснении с Орловым на миг мне почудилось, что я вижу любящую женщину, которую душит ревность. Но это ощущение очень быстро прошло. Все-таки перед нами была Императрица. Волевая, сильная женщина, умеющая скрывать свои эмоции, принимать решения и нести за них ответственность перед людьми, перед собой, перед Богом. Ее обращение к народу было очень уместным и правильным. Хоть и веяло от него безысходностью.
Радзивил - Александр Маракулин. Я удивила сама себя, но... после первого акта я сказала подруге, что это не тот Маракулин, которого я люблю. Куража мне что ли не хватило. Или все дело в поразившем меня Орлове. Но во втором акте я признала, что была не права. Радзивил крут. Может послать любого одним движением подбородка. И вроде поет дифирамбы Екатерине, но ни разу не пресмыкается перед ней. Но честно скажу, практически все мое внимание было на Графе. А вокально шикарен, тут и говорить нечего.
Доманский - Сергей Ли. Второй после Орлова. Рвал мою душу в лоскуты. Столько боли, столько тоски и отчаяния. Он любит, хотя и понимает, что ничего ему не светит. Совсем ничего. И от того ему еще труднее. Глядя на него, я ненавидела Орлова. Если бы Доманский мог, он бы своими руками разорвал бы графа на части. А я бы ему помогла.
Иван - Владислав Кирюхин. Совесть Орлова. Слуга, которому позволено чуть больше. Он еще не друг, но уже и не предмет мебели. Он прекрасно понимает, что происходит с графом. И знает, что должен помешать. Он сумел подобрать правильные слова, не разу не упомянув истинную причину. Он словно бы и не знает ее. Поведи Иван себя иначе, скажи, что Орлов погубит себя, тот и слушать бы не стал. А так ему удалось достучаться до графа. Вокально Кирюхина в принципе люблю)
Голицын - Александр Маркелов. Истинный слуга Государев, всю свою жизнь проведший при дворе. При Екатерине - не просто исполнитель высочайших решений, но и советчик. В какой-то степени относится покровительственно, но в то же время четко знает свое место.
Цыганка - Карине Асирян. Ее ария пробрала до мозга костей. Я словно чувствовала стужу и пронзительный петербургский ветер. И эта стужа прокралась в душу и словно заморозила ее.
Не знаю, заслуга ли это конкретного состава, или спектакля в принципе. Но меня накрыло. Так, что я пока не могу изъясняться внятно. Поэтому получилось, на мой взгляд, как-то немного пафосно. Но это действительно было очень сильно. Спектакль стал для меня не столько историей одной любви, сколько историей целой эпохи. Той эпохи, когда за Отечество люди шли на верную смерть. Когда одно случайно оброненное слово служило поводом для дуэли. Когда "судьба и Родина едины", а "тьмы острожной тишина.. за долгий взгляд короткой встречи" - не цена. Я прониклась этой историей. Я гарантированно приду еще. И не раз. Мое эмоциональное состояние после спектакля - главный для меня критерий. А меня после спектакля не существовало.