Пивные фестивали и реклама

Jun 06, 2016 15:12

Я пока не очень понимаю, что будет у меня дальше. Но на всякий случай хочу сохранить себе некоторые мои заключения по тем или иным рабочим вопросам. Вдруг они мне еще пригодятся, а доступа к рабочей почте на тот момент не будет.

Эту записку я писала по поводу проведения и рекламы пивных фестивалей. Рекламу пива у нас в какой-то момент "уравняли в правах" с рекламой остального алкоголя, тем самым ее практически запретив. Сейчас эту "уравниловку" временно убрали (до проведения в РФ Чемпионата Мира по футболу в 2018 году), но пока предполагается, что ограничения автоматически вернутся в январе 2019 года. Данную записку нельзя назвать каким-то полноценным исследованием, это скорее были ответы на вопросы коллег. Но тем не менее, они еще могут оказаться полезными.

1. Можно ли проводить не брендированный творческий конкурс?

Каких-либо ограничений по проведению творческих конкурсов нет. Есть ограничения по рекламе таких конкурсов. Так, не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия (в том числе творческого конкурса), условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции. По мнению ФАС эта норма допускает рекламу стимулирующих мероприятий, условием участия в которых является приобретение алкогольной продукции, если предметом розыгрыша (реализации) в них выступает исключительно алкогольная продукция. Т.е. если по результатам конкурса планируется вручение той же алкогольной продукции, что участникам необходимо было приобрести, то реклама таких конкурсов допускается. Законодательно это не закреплено, но официальная позиция ФАС на сегодняшний момент такова.

Таким образом, рекламировать конкурс с механикой «купи пиво и получи часы» нельзя, конкурс с механикой «купи пиво, напиши, почему оно тебе нравится, и получили ящик пива» - можно.

И не забываем, что размещение какой-либо информации на упаковке товара рекламой не является. Поэтому, как вариант, можно размещать информацию о конкурсе на упаковке.

2. Пивной фестиваль. Как его провести, не нарушая закон?
3. Как организовать Алкогольную зону на фестивале? Почему продают глинтвейн на катках? Какие требования по лицензированию мест продажи алкогольной продукции?

Ответы объединяю, т.к. они связаны.

Порядок проведения массовых мероприятий определяется каждым субъектом Федерации самостоятельно. В Москве в настоящее время действует Временное положение о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительских, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий в г. Москве. Согласно данному положению все мероприятия проводятся с учетом требований закона о рекламе. Любой фестиваль, который проводится под любым «алкогольным» брендом, нарушает законодательство, поскольку по сути своей является рекламой, а рекламировать алкоголь таким образом запрещено. Реклама же алкоголя с содержанием спирта 5 % и более допускается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в т.ч. в дегустационных залах таких торговых объектов. Вне таких объектов реклама алкоголя с содержанием спирта 5% и более запрещена.

Продажа алкогольной продукции независимо от содержания спирта допускается только в стационарных торговых объектах. Однако запрет на продажу алкоголя в нестационарных торговых объектах не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 % объема готовой продукции, осуществляемую организациями, и на продажу пива и пивных напитков, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания. Получается, что если привлекать к мероприятиям организации/индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги общественного питания (кейтеринг), то они свободно смогут продавать алкоголь вне стационарных торговых объектов. Сам производитель или продавец алкогольной продукции обойти этот запрет законными путями не может. Полагаю, что именно таким образом продается глинтвейн на катках и рождественских ярмарках.

И есть такой нюанс. В Москве нет прямого запрета на организацию каких-либо мероприятий «алкогольными» брендами. В качестве примера могу привести прошедший в 2015 году Фестиваль немецкой культуры Dast Fest на ВВЦ. Формально это был фестиваль немецкой культуры, но фактически его «вдохновителем» был бренд Holsten, чья продукция и предлагалась на фестивале организациями общественного питания. Там, конечно же, была и еда. Но по отзывам пиво было только одно. Единственное, рекламировать такой фестиваль с привязкой к бренду будет нельзя. И вообще никаких «опознавательных знаков» быть не должно. И про организатора говорить тоже будет нельзя. Фестиваль сам по себе, организатор сам по себе.

Как вариант, можно проводить фестивали в стационарных торговых объектах с лицензией на продажу алкоголя. Такой фестиваль также имел место в Москве. Назывался «Фестиваль пива» или что-то вроде того. И проводился в одном из баров.

НО! Все это актуально только для Москвы. Если планируется проведение фестиваля не в Москве, надо будет смотреть региональное законодательство, т.к. субъекты могут устанавливать дополнительные ограничения по продаже алкоголя, в том числе организациями общественного питания.

Что касается требований по лицензированию, то сами места продаж не лицензируются. Лицензию получают организации, планирующие розничную продажу алкоголя.
Требования к ним следующие:
- уставный капитал в размере, соответствующем законодательству (устанавливаются субъектами, но не более 1 млн. рублей);
- наличие стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой составляет более 1 года.

Стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения.

4. Как пивные бренды развешивают рекламные баннеры и брендируют торговые центры? (Атриум и т.д.).

Здесь, увы, совсем не порадую. Что касается рекламы алкогольной продукции с содержанием спирта 5% и более, то тут однозначно размещение идет в нарушение закона, т.к. реклама такой продукции возможна только в стационарных торговых объектах, где осуществляется ее продажа. Обращаю внимание, что речь идет о рекламе внутри непосредственно торговых объектов, осуществляющих розничную продажу.

Реклама алкогольной продукции с содержанием спирта менее 5% не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Рекламная конструкция - щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, проекционное и иное предназначенное для проекции рекламы на любые поверхности оборудование, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения.

То есть получается, что рекламную продукцию с содержанием спирта менее 5% процентов можно рекламировать внутри зданий, за исключением детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организаций, театров, цирков, музеев, домов и дворцов культуры, концертных и выставочных залов, библиотек, лекториев, планетариев и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений. Также нельзя размещать рекламу алкогольной продукции с содержанием спирта менее 5 % в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений, за исключением случаев размещения такой рекламы в период проведения официальных спортивных мероприятий (исключение действует до 01 января 2019 г.).

Но с торговыми центрами вроде Атриума есть проблема. Если в таком торговом центре имеются детские развлекательные площадки, то такие торговые центры также подпадают под ограничение, о котором написано выше, и в них размещать рекламу никакой алкогольной продукции нельзя.

5. Промониторить и обобщить практику ФАС по штрафам за размещение рекламы алкогольной продукции в печатных изданиях.

Реклама пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории РФ винограда, может размещаться в периодических печатных изданиях, за исключением первой и последней полос газет, первой и последней страниц и обложек журналов, а также печатных изданий, предназначенных для несовершеннолетних.

Здесь практика однозначна. Реклама алкоголя (кроме пива и российского вина) в печатных изданиях запрещена. Пиво и российское вино/шампанское в печатных изданиях рекламировать можно с указанными выше ограничениями.

Ответственность: в зависимости от обстоятельств нарушения, но в пределах, установленных законом (до 500 000 рублей).

И еще такой момент. Все ограничения, о которых я написала, распространяются не только на рекламу товара, но и на средства индивидуализации (товарный знак, наименование), изготовителей и продавцов товара.

юристы, рабочие моменты, реклама

Previous post Next post
Up