В августе моим правам исполняется 10 лет. Стаж вождения подойдет к этой цифре в сентябре. Мой персональный "пробег" приближается к 130 тыс. км. И я вдруг задумалась, а могу ли я считать себя опытным водителем?
Когда я только училась в автошколе и думала, что через год я буду ого-го каким опытным водителем, один очень рассудительный молодой человек сказал мне, что опытным водитель может считаться, когда проедет 100 тыс. км. К своей "первой сотне" я пришла с четким пониманием того, что я скорее "чайник" со стажем, нежели опытный водитель. И дело не в том, что я вожу, как пресловутый "чайник". Смею надеяться, что это не так. Дело в том, что все эти 130 тыс. км я накатала фактически по одним и тем же дорогам, по которым я могу уже чуть ли не с закрытыми глазами ездить. И если первые два-три года моего вождения, когда я ездила на работу на машине, радовали хоть каким-то разнообразием (приходилось объезжать пробки), то дальше мои маршруты стали не разнообразнее, чем у рейсового автобуса. Замкадная часть Каширского шоссе, М4 "Дон" и "аэропортовка" (та, что в аэрпорт "Домодедово", на Яндекс.Картах она не имеет никакого названия) в ежедневном режиме, дорога на дачу по выходным летом, ну и пара выездов в дальнее Замкадье в год либо в деревню, либо к маминой подруге. Причем эти выезды по иронии судьбы от пункта назначения маршруты особо не зависят. И в деревню, и к маминой подруге путь лежит по трассе М5. Я по привычке еще включаю зачем-то навигатор, хотя его помощь мне и не нужна. Я уже наизусть знаю кажду кочку на этой трассе и очень удивляюсь, когда их не обнаруживаю)) Так, например, я знаю, что в состоянии сильной усталости, когда сознание осталось на работе, мозг соображает плохо, а возможности отдохнуть нет, я даже при наличии пробки на МКАДе из всех доступных мне вариантов выберу М4, потому что там не надо думать. Выражаясь авиационными терминами, занял эшелон, автопилот включил и полетел. Где-нибудь в правой полосе. Никаких тебе светофоров, перекрестков и пешеходных переходов. Удобно и наиболее безопасно, насколько это вообще может быть безопасно при таких вводных.
Да, у меня было всего два ДТП за всю мою историю вождения. Первое ДТП произошло через неделю после того, как я села за руль, и ситуация была до того странная, что я до сих пор над ней думаю. А второе было года через два, но там я была сама себе злобная Буратина. Не правильно рассчитала высоту бордюра и, выражаясь языком сотрудника ГИБДД, оформлявшего это дело для страховой, "совершила наезд на препятствие типа "бордюр". Формально - ДТП, а фактически... Сейчас бы я вызовом ГИБДД заморачиваться не стала)). Я могу припарковаться практически в любую "дырку", в которую по габаритам проходит мой Пыж, умею не вестись на "учителей" за рулем и игнорировать советчиков внутри машины. Но достаточно ли этого?
Мне кажется, что нет. В моем понимании, опытный водитель - это водитель, который одинаково уверенно ведет себя как на знакомых дорогах, так и на тех, где он оказался впервые. А вот над этим мне еще работать и работать. На незнакомых дорогах я теряюсь, нервничаю, волнуюсь, начинаю суетиться и совершаю кучу ненужных действий. Поэтому и предпочитаю обходиться общественным транспортом и экскурсионными автобусами в отпуске. Зачем мне на каникулах лишний стресс? Но сейчас меня такая ситуация перестала устраивать и надо мне с ней что-то делать. Лучшим вариантом стали бы регулярные поездки по незнакомым маршрутам, но отсутствие времени пока не позволяют реализовать эту идею. Надеюсь, что в ближайшем будущем я ситуацию исправлю.
А в целом, я все чаще прихожу к выводу, что для водителей тоже нужны какие-то курсы повышения квалификации. Причем обязательные. К сожалению, у нас пока такая история работать не будет. И даже если ввести обязательное требование подтверждения своих навыков при замене прав по истечении срока их действия, то при реализации у нас либо изобретут очередной велосипед с квадратными колесами (как это произошло с ОСАГО и тех.осмотрами), либо сведут к формальности (как получение мед.справки), либо вообще сделают очередным условно-законным способом отъема денег у населения (как это было с тех.осмотрами раньше). А ведь это сильно бы повысило безопасность на наших дорогах.
Смотрела сейчас какие-то программы дополнительной подготовки водителей. И, к сожалению, ничего кроме краткосрочных курсов экстремального вождения, не обнаружила. А чему можно научиться за 10 часов? Зато цены такие, что диву даешься. Так что придется решать эту задачу своими силами. Пока, правда, не знаю, как. Но что-нибудь обязательно придумаю. И заодно подумаю, где и как можно обновить навыки вождения машины с механической КПП. А то боюсь, что за 8,5 лет на автомате я напрочь разучилась ездить на "руках". А хочется все же быть опытным водителем, а не "чайником" со стажем.