Московский дворец в честь присоединения Крыма

May 26, 2014 17:40

Очень люблю старинные кирпичные дома. Они неповторимы и индивидуальны. Ни разу не видел одинаковых дореволюционных кирпичных домов. Особо восхищают тесанные кирпичи, придающие специальную форму частям строения. В дворцах не так явна видна красота таких зданий - и потому, что подсознательно ожидаешь великолепия и пышности, и потому что в погоне за величием через размеры и большое количество лепнины и иногда излишней эклектики теряется теплота исходного материала, сама кладка сочетания форм. На двух-трёх этажных особняках купцов, губернаторских домах в провинциальных городах средней полосы и особенно Сибири это видно очень хорошо. Но тем не менее, не удержался от перепоста такой красоты. Опять же Крым кстати ))))

Оригинал взят у summer56 в Московский дворец в честь присоединения Крыма
Оригинал взят у gosh100 в Московский дворец в честь присоединения Крыма
Побывал в труднодоступной московской достопримечательности - Петровском путевом дворце, что на Ленинградке.



Сейчас там рулит Мэрия Москвы и превратила его в закрытый дом торжественных приемов  с гостиницей.
Кругом охранники в черных костюмах, экскурсии туда возможны только в составе организованных групп - записываться нужно за месяц и надеяться что группа наберется.
А вот 20 апреля его открыли для всех желающих в рамках акции "Дни наследия" и я не упустил такой шанс.
Давно облизывался на него, все вокруг излазил, а тут наконец удалось и внутрь попасть, причем с экскурсией. И вот чего я там узнал и увидел.

Самое интересное, что этот дворец был заказан Екатериной Великой в честь победы в войне с Турцией в 1774 году, в результате которой Крым был присоединен к России (пока в качестве протектората). А также была завоевана Новороссия.

Как символичненько получилось, учитывая последние события!

Победу принесли Суворов, Румянцев и граф Алексей Орлов (брат Григория Орлова, фаворита императрицы).
И вот этот факт победы над Турцией и завоевания Причерноморья был отражен в архитектуре дворца - в виде восточного вида башенок со звездами:





И вы еще спрашиваете зачем нам Крым! Ну вот как ездить по Тверской-Ленинградке, проезжать мимо этого дворца, знать его символику и терпеть каких-то галичанских селюков в Крыму, а то и гамбургоедов?

Вообще же Матвей Казаков (архитектор) сделал его довольно эклектичным, в виде смеси разных стилей.
Там прослеживаются и немецкие готические элементы, как хотелось Екатерине (в виде остроконечных арок) и древнерусские (пузатые колонны при входе), и барочные ( вазы, лепнина), итальянские - башни с зубцами "ласточкин хвост" как у Кремля, и восточные.
Несмотря на такое нагромождение, на мой вкус, Казакову удалось удачно слить всю эту мешанину в цельную эффектную композицию. В этом плане дворец неплохо символизирует саму Российскую империю как мощный сплав европейской и азиатской культуры. Да и сейчас вся Россия - это сплошная эклектика.

Путевым  этот дворец называется потому что был предназначен для отдыха с пути российских императоров перед торжественным въездом в Кремль. Все императоры, начиная с Екатерины, приезжая из Петербурга, перед коронацией в Кремле останавливались в этом дворце. Такая вот была традиция.
Только один император не стал короноваться - Петр III, ну и соответственно, плохо кончил: был свергнут Екатериной и, по общепринятой версии, убит тем самым Алексеем Орловым.

Петровским дворец назван не по имени Петра Первого, а потому что там был Петровский монастырь.

Сама Екатерина была в этом дворце лишь два раза.

А еще там пережидал московский пожар Наполеон, о чем писал еще Пушкин:



Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.

Говорят, жар был такой, что у Наполеона обгорели волосы и стены раскалились до того что нельзя было до них дотронуться. Блин, я до этого всегда думал что все это было в Кремле.

В итоге Петровский тоже сгорел, от него остались фактически одни стены. Потом его долго восстанавливали при Николае Первом. Соответсвенно, интерьеры внутри почти сплошь ампирные. Это обычно сочетание белого с золотом. Еще характерные элементы - фальшдвери и фальшокна.



Мне очень понравился  там эффект бесконечности за счет двух зеркал на противоположных стенах:



Зеркала кривые, потому что это настоящие старинные венецианские зеркала 19-го века.

А вот типичный барочный интерьер:




Вот эта парочка голубков на фотке - англоязычный иностранец с русской теткой. А на переднем плане в белом чепчике - крайне любознательная вечно улыбающаяся старушенция, которая всю дорогу что-то подвякивала экскурсоводу.

В главном круглом зале совершенно фантастическая роспись потолка, глаз отказывается верить что это не лепнина. Потолок на самом деле плоский. Это все рисунок.





Каждая экскурсия сопровождается охранником - вон дядька справа. Он вроде как должен следить чтоб гости не испортили чего, а на самом деле ходил молча и стоял как мебель и ни капли не пытался помешать ребенкам лазить по драгоценной мебели. Дошло до того, что сами экскурсанты стали одергивать расшалившихся детей. На самом деле взрослым тоже хотелось пофоткаться на этих диванах, но это официально запретили - и им было завидно что мелким шкетам ничего не запрещают.



В советское время в Петровском дворце была академия ВВС им Жуковского. То есть в этот дворец натурально ходил на лекции Гагарин, защищал там диплом. Хотел бы я знать, что они делали в этом круглом зале.

Вот еще подробный фоторепортаж о дворце, с качественными фотками.

Российская Империя, крым, дворец

Previous post Next post
Up