Спектаклю "Служанки", поставленному Р. Виктюком по пьесе Жана Жене, скоро 30 лет. Уже третий состав играет его. Жаль, что не видела спектакль раньше, но, надеюсь, увижу ещё.
Все женские роли исполняют мужчины, как того хотел драматург. Речь актеров тягуча, жесты утрированы, грим напоминает театр кабуки, костюмы - в основном белые, черные, красные радующие глаз драпировки. Музыкальное сопровождение - песни Далиды, Даниэля Лавуа, Les Rita Mitsuoko, Supertramp, музыка Михаэля Хенига. Замечательные танцы, в которых сочетается несочетаемое - от балета до брейк-данса. Декораций немного. Задник отсылает к рокайльному изобилию Амалиенбурга, дополненному растительным орнаментом эпохи модерна. Все это переводит действие в какую-то другую реальность, обостряет восприятие, и зритель внимательно вслушивается в каждое слово, звучащее со сцены. Справа и слева на сцене располагаются манекены в костюмах буржуа - благообразие, окаймляющее безумие.
История, разворачивающаяся перед нами, проста и невероятна. Служанки - сестры Соланж и Клер Лемерсье, обожают свою госпожу и одновременно ненавидят ее. Они ждут ее подарков и чувствуют себя униженными подачками. Клер написала анонимный ложный донос на Мсье , и тот попал в тюрьму по обвинению в краже. Изо дня в день в отсутствие Мадам служанки репетируют ее убийство, рассчитав, какое время им для этого потребуется и поставив будильник. Но они никогда не успевают в срок на репетиции, ничего у них не получается и в жизни. Мсье выпускают из тюрьмы. Испугавшиеся разоблачения сестры впадают в панику. В результате погибает Клер, выпившая липовый отвар с люминалом, предназначашийся Мадам.
От начала до конца служанки придумали все проблемы сами. Мадам добра, хотя легкомысленна, она не хочет девушкам плохого, просто не воспринимает их всерьез, даже путает их имена. С житейской точки зрения действия служанок не логичны, но в спектакле они выглядят само собой разумеющимися. Все иллюзорно, все кажется не тем, что есть. Сестры завидуют Мадам, ее обычные замечания кажутся им грубым вмешательством в их жизнь, а убийство Мадам - решением всех проблем. Это абсурдно.
Еще несколько заметок
В спектакле три активно действующих персонажа: Соланж, Клер, Мадам. Месье не произносит ни одного слова. О нем мы знаем только то, что Мадам его обожает и готова следовать за ним на каторгу на край света. В разговорах упоминается Молочник, юную красоту которого ценят и служанки и госпожа. Не удивилась бы, если бы в четвертой редакции спектакля он появился на сцене.
Имена служанок: Соланж - солнечная и Клер - ясная. Суть их противоположна именам. И все же Соланж своей затейливостью, а Клер наивностью и эмоциональностью привлекают к себе внимание.
Участие в спектакле требует от актеров особой физической подготовки. Когда шли первые танцевальные номера, я подумала, что за плечами у них балетная школа. Дома посмотрела в интернете - оказывается, нет.
Р.Виктюк вышел на поклоны. Сзади А.Солдаткин (Клер).
Особая история - поклоны
Дмитрий Бозин, не вышедший из образа Соланж, жадно собирающий букеты, склоняющийся над ними всем телом, выглядел даже немножко пугающе. Только его улыбка разряжала обстановку. Алексей Нестеренко, напротив, был рад отрешиться от ломливой Мадам, цветы деловито, по-мужски откладывал в сторону, чтобы руки были свободны. Иван Никульча - Месье и Александр Солдаткин - Клер казались довольными сделанным делом. Но то ли из-за мрачного грима, то ли на самом деле Никульча был несколько печален.
Спектакль предваряло высказывание Жана Жене о том, что роли в "Служанках" должны играть именно мужчины. Тескт был прочитан Виктюком сначала по-французски, потом по-русски. Завершился спектакль тем, что те же слова тоже на двух языках Роман Виктюк произнес от своего имени. Да, ему удалось достойно выполнить пожелание драматурга.