«Тихий Американец» - это роман известного английского писателя Грэма Грина.
Изначально сюжет кажется нам незамысловатым. Немолодой и небогатый английский журналист Томас Фаулер живет и работает в Сайогоне во Вьетнаме. Он влюблен в красивую вьтнамскую девушку Фуонг и испытывает к ней самые светлые чувства. Но в Англии у Фаулера осталась жена, ярая католичка, которая никак не соглашается дать ему развод. Вдобавок к этому редактор хочет, чтобы Фаулер вернулся на родину и занял пост заведующего иностранным отделом. И, как это всегда бывает, в самый неподходящий момент появляется молодой состоятельный американец Олдэн Пайл, который влюбляется в Фуонг с первого взгляда и, не смотря ни на что, намеревается жениться на ней. Но проблема классического любовного треугольника развивается не по стандартному сценарию. Перед читателями разворачивается настоящая психологическая драма. Отношения между героями просты и сложны одновременно. Тут присутствует и любовь, и дружба, и искренность, и тоска, предательство, и ревность, и измена, и отчаяние. И весь спектр человеческих эмоций и порывов, отраженный в романе, становится ещё ярче и острее благодаря тому, что действие развивается на фоне военного-политического конфликта, который впоследствии приведет к Вьетнамской войне. Интересно, что писатель как бы сопоставляет любовь, непоколебимо истинное чувство, и войну, вечно разрушающую силу: «Все мы во что-нибудь вмешиваемся, - стоит только поддаться чувству, а потом уже не выпутаешься. И в войне и в любви, - недаром их всегда сравнивают».
Да, многие скажут, что Грэм показывает войну во Вьетнаме слишком откровенно и, возможно, даже отложат книгу из-за обилия крови и зарисовок ничем не прикрытой и не приукрашенной смерти. Кроме того, писатель открыто заявляет, что не стремился к написанию исторического очерка, что позволяет ему не скрывать своё негативного отношение к политике Соединенных Штатов и даже к менталитету граждан: «Так вот что в Америке нужно для любви: цифра дохода и группа крови». Однако, надо признать, что без неприятных для человеческого сознания сцен терактов и убийств, без авторской оценки происходящего, роман был бы не завершен и не мог бы производить на читателей должного впечатления. «Эффект присутствия» создается и благодаря многочисленным деталям, подмеченным зорким репортерским глазом, живым диалогам, простым и понятным языком героев.
Интересным композиционным решением Грэма Грина стало то, что он убивает своего «тихого американца» чуть ли не на первой странице романа. Но от этого интрига не становится меньше. Ведь перед читателями постепенно возникает картина происходящего, писатель углубляет конфликт с развитием сюжета, осторожно погружая читателей в мир книги. А мир этот полон страстей и льда, глупости и мудрости, действия и бездействия. Грин подмечает очень интересные вещи, касающиеся политики, войны, журналистики, человеческих отношений. В его романе столько боли, столько правды, столько ярких характеров… И даже когда не происходит бурного развития действий, когда герои просто разговаривают друг с другом, атмосфера накаляется до предела. Кажется, что ты слышишь тяжелое дыхание рядом, чувствуешь это незримое напряжение между Фаулером и Пайлом. В процессе знакомства с героями, становится понятно, кто достоин уважения и любви, а кто лишь жалости и презрения. Да, Олдэн интеллигентный, образованный, но он настолько глуп, что даже не осознает тяжесть совершаемых им преступлений и их последствий. Грин задается вопросом, можно ли в чем-нибудь винить дурачков, и отвечает на него устами Фаулера: «Нет, они всегда безгрешны. Остается либо держать их в узде, либо уничтожать. Глупость - это ведь род безумия». И поскольку держать Пайла в узде не представляется никакой возможности, Фаулер, не без душевных метаний, приходит к выводу, что придется пойти вторым путем.
Как журналиста, меня заинтересовала точка зрения Грэма Грина на эту профессию. Надо признать, что он представляет её далеко не в лучшем свете. Он открыто говорит о пороках «акул пера», об их общих недостатках, отмечает, что сенсация иногда дороже, чем честь страны. Амбиция репортера, желание напечатать более интересное сообщение, чем твой коллега, рождает огромное количество лжи, а определенная социальная позиция заставляет «выдумав теорию, насильно подгонять под действительность факты». Но с другой стороны, Грин считает, что, всё-таки, решения зависят не от того, кем работает человек, а от того, что у него в душе и сердце. Важно отметить, как журналист Фаулер, уже состоявшийся человек с ясным мировоззрением, меняет свои духовные ориентиры. Если вначале романа он утверждает, что «никогда не жаждал веры, что «дело репортера - разоблачать и вести запись фактов» и ни во что не вмешиваться и что «никогда за всю его профессиональную жизнь ему не попадалось необъяснимое», то после встречи с Пайлом, и в душе его появились противоречивые чувства. И он понимает, что «рано или поздно человеку приходится встать на чью-нибудь сторону. Если он хочет остаться человеком».
Что ж, герой романа сделал свой выбор. Сделайте и вы свой. Как говорил Грэм Грин: «Думать - это роскошь». Позвольте её себе, и обязательно прочитайте «Тихого Американца», ведь темы и проблемы, освещающиеся в романе, делают его актуальным и в наши дни.