ЗАПИСКИ КЛАДОИСКАТЕЛЯ

Mar 30, 2011 20:35

Известие о нарышкинской находке всколыхнуло в памяти некоторые воспоминания. Когда-то и ваш покорный слуга был кладоискателем. В прямом и переносном смысле. Хочу поведать о некоторых историях. Первую я, пожалуй, назову так:

СЕЛО-КЛАД

Расскажу без эмоций, только факты.
Село Новотроицкое к началу XX века насчитывало 800 дворов, а численность населения превышала 5000 человек! В селе были 32 лавки, кирпичный завод, две маслобойки, по пять мастерских по производству веревок и канатов, дегтя, мастерские по производству колес, обработке дерева… В селе насчитывалось около двух тысяч лошадей, было двенадцать табунов крупного рогатого и мелкого скота. Это был центр с сильной влиятельной интеллигенцией - учителями, медиками (земская больница), духовенством. Ежегодно здесь организовывались грандиозные ярмарки, на которые съезжалась вся округа. Жить бы и процветать селу!

...Не мудрено, что именно это село стало центром так называемого кулацкого восстания, которое так и назвали - Новотроицким. Возглавляи ее не кулаки, а русские офицеры, братья Туровы, сыновья местного землевладельца-мецената. Было убито около ста советских активистов. Мать двоих убитых сыновей умерпа, отказавшись покидать кладбище. Восстание подавили. Было убито около сотни участников бунта. Выжившие бежали. В розыск было обьявлено еще около ста человек. Практически все были изловлены и расстреляны. Их родственники перебрались в города от греха подальше. Оставшиеся, бывшие удельные крестьяне, были загнаны в совхоз. Волостной центр стал окраиной района, центром которого словно в насмешку выбрали хиленькую деревеньку в несколько десятков дворов. В годы сталинских репрессий и раскулачивания очередь дошла до рискнувших остаться участников восстания, как, впрочем, и до тех, кто подавлял его. В годы войны село потеряло еще триста лучших своих сыновей. Сегодня в Новотроицке, в котором в лучшее его время насчитывалось более 5000 человек, проживает меньше пятисот.

Выходцы из села разбрелись по городам и весям небъятной России. Весомая их часть осела в городе Бирске. В том городе в годы учебы я снимал комнату в квартире старой женщины. Она оказалась вдовой одного из участников новотроицкого мятежа. Найдя во мне любознательного и благодарного слушателя, Раиса Васильевна долгими вечерами рассказывала о людях того села, о том, как вначале одних, а потом других зверски убивали, о том, кто куда уехал. Эта старушка и поведала мне, что новотроицкая земля буквально напичкана кладами - люди в те страшные дни прятали все нажитое в укромных местах. С этим известием я поспешил в Новотроицк, благо там жил мой старый знакомый Андрей Малинин, селькор газеты, в которой я работал, краевед-летописец села. Андрей, выслушав меня, рассмеялся - открыл Америку! Оказывается, ему доподлино известно, где именно были эти тайники. Искать нужно там, где стояли каменные и кирпичные дома зажиточных сельчан. Их, каменных усадеб, было около пятидесяти, построенных на совесть, на века, некоторые в два этажа, в двадцать комнат! С дворовыми каменными же строениями, складами опять-таки в два этажа, с огромными подвальными помещениями, из которых вели тайные ходы в подземные хранилища Дело оставалось за малым - взять в руки лопаты! И тут выяснилась страшная, символизирующая подробность. Из почти полста каменных домов не осталось почти ни одного! Все разрушили, растащили, сравняли с землей. На месте некоторых бывших усадеб построили стандартные деревенские домишки, их не тронешь. Места других не известны, поросли, что называется, быльем. Так, значит, негде искать клады? Есть, но и здесь загвоздка. Самый крупный клад, принадлежавший Туровым, говорят, спрятан на дне глубоководного озера. Есть, дескать, там, карстовый провал с углублением в стене, своебразное природное хранилище, к которому когда-то вел подземный ход. Тут, сами понимаете, лопата мала, нужна специальная техника
Позже я покинул район, увлекся уже другими "кладами". Андрей продолжал исследования. У него, рассказывали, даже была карта тайников села. Но вскоре сердце старого фронтовика остановилось. Не знаю, где его карты, где записки, и не знаю, продолжил ли кто его дело.

(продолжение следует)

история, интересно, память

Up