"Конец парада"

Sep 18, 2012 15:20

Скажу честно: я в нерешительности и замешательстве. Сериал ещё не закончен. И даже 4-ю серию я смотрела без какого-либо перевода. Высказывать своё мнение, не имея перед глазами полной картины - не совсем верно. С другой стороны, я уже неделю пишу и переписываю этот пост. Если ждать ещё неделю, он просто порвёт меня на тысячу маленьких медвежат. Поэтому: пусть будет. А если после 5-й серии появится ещё что-нибудь, что захочется проговорить - напишу об этом позже.



Я где-то читала, что если для того, чтобы понять фильм, нужно прочитать книгу, по которой он был снят, то это плохой фильм. Я с этими словами согласна. Экранизация - это другой язык, другие средства и способы изображения. В конечном итоге - другое произведение. Отдельное, с исходной книгой связанное, но не тождественное ей.

Поэтому, говоря о "Конце парада", я буду иметь в виду только то, что увидела непосредственно в фильме. И в некоторой степени буду учитывать слова актёров, исполнивших главные роли. В некоторой степени потому, что вкладывать в персонаж определённые смыслы - это ещё не значит, что именно эти смыслы увидит зритель. И не надо, пожалуйста, обвинять зрителя в косности, лени, необразованности и т.д. Это не зубосводительно-авторский кинематограф. Это многосерийное кино для телевидения. Всё на поверхности, всё считывается - в меру зрительского желания увидеть и понять. Как понять - это уже другой вопрос. Но зритель явно НЕ должен смотреть на кино строго определённым образом и любить заранее установленного персонажа. И если, по мнению кого-то, главный в фильме "тот парень из третьего ряда", значит, это так - для этого человека. И каким бы ни было индивидуально-зрительское понимание, оно имеет право быть высказанным, имеет право на существование.

Интервью с актёрами помогли мне разобраться в отдельных историко-культурных моментах, которые могли бы пройти мимо в силу того, что с английской историей вековой давности я не знакома.

"Мир вокруг меняется с такой стремительностью, что Кристофер то и дело попадает впросак, становясь комической мишенью для издёвок. Он терпит фиаско, куда ни глянь, в этом меняющемся мире, под который он то упорно не желает подстраиваться, то который просто не понимает. Он и не желает понимать мир, столь далекий от его собственных убеждений - от представлений о том, кто он, кем должен быть, что значит честь, служение тех, кто "наверху" и "внизу", верность прошлому и исполнение долга" (из интервью Б.Камбербэтча).




"Конец парада" - это отношения внутри любовного треугольника на фоне исторических потрясений. Кристофер Титженс и две женщины: его жена Сильвия и его возлюбленная Валентина.

Немало копий сломано в спорах о любви между ними. Стороны непримиримы и требуют друг от друга доказательств. "Но я так вижу!" - "Докажите!" - "Ну вот же, смотрите, показываю." - "Это у вас глаза неправильные. И вообще, вы - дурак!" - "Но мы же здесь мнениями делимся." - "Да вы просто недоумок и тролль и утритесь уже своим мнением." Высокие, высокие отношения внутри сообщества:)

Но разве истинное понимание любви монополизировано? Почему любое отступление от "единственно верного мнения" считается ошибкой? Всё, что не вписывается в установленную схему - не любовь. Это что угодно: эгоизм, истерия, потребительство, но не любовь. И точка. И не спорьте. Но почему жизненный опыт, взгляды и понимание любви одного человека менее истинны, чем чьи-то другие? Тысячелетия истории, выкристаллизовавшие определение любви? Не смешите мои тапочки, пожалуйста. Нет их. Только здесь и сейчас, с каждым новым человеком, всегда.

Почему Сильвии отказывают в праве на любовь? "Она - гремучая смесь противоречий. Она одна из тех людей, которые одновременно могут быть аморальными и глубоко верующими. Она - страшная кокетка и в то же время целомудренна. Она манипулирует и строит козни, а с другой стороны - оказывается в положении жертвы, заложницы ситуации. Она суть всё и одновременно - противоположность этому, что делает её ослепляющей, чарующей, если честно. Что я мгновенно почувствовала в Сильвии, так это то, что она - одна из тех женщин, которые невероятно, интуитивно умны. Она умна в вопросах чувств. У неё нет способности к анализу собственных действий, к аналитическому мышлению, поэтому она не понимает, почему она поступает так или иначе. Это - её способ выживания и одновременно - развлечения" (из интервью Р.Холл).




Сильвия взбалмошна и эгоистична, ни в грош не ставит собственную мать, ведёт себя отвратительно и вызывающе по отношению к мужу, равнодушна к своему ребёнку. Но она не боится выражать свои настоящие чувства, как бы неприятны они ни были окружающим её людям или нам, зрителям. Она - не застывший манекен. И на протяжении фильма она проходит свой путь. Её отношение к Кристоферу меняется, переживает разные этапы. И я ни за что не соглашусь с тем, что в этом отношении НИКОГДА не было любви. Злобная хищная стерва? Заманила несчастного Титженса и тиранила его 10 лет? Холодная и расчётливая тварь? Мужем не интересовалась и понять его не хотела? Нет, всего лишь жила - так, как умела, как получалось. Выплёскивала свою внутреннюю бурю вовне и натыкалась на высоченную стену благородства. "Я ни разу не упрекнул тебя" - это безразличие, прикрывающееся добродетелью.

"Его из ряда вон выходящие отношения с женой - испорченной, скучающей, опасной под покровом своих привилегий Сильвией - вполне знакомая история двух людей, умышленно или нет изводящих друг друга, не способных правильно друг друга любить. Он приводит её в ярость своей добротой и приличиями, побуждая её тем самым проявлять всё диаметрально ему противоположное. Испытывая взаимное сексуальное притяжение и глубоко скрытое уважение и любовь друг к другу, они надеются однажды изменить друг друга, но это именно то, что, в конечном итоге, разрушает их брак. Двое любят друг друга, но при этом хотят друг от друга диаметрально противоположного и расстаются, по ходу действия друг друга добивая. Кристофер доводит Сильвию добротой и терпимостью, она его - выходками, изменами и "вздорным поведением" (из интервью Б.Камбербэтча).

Кристофер до тошноты положительный персонаж. И абсолютно не мой герой. Я даже пытаюсь сделать скидку на столетней давности эпоху... И всё равно - нет. Его высокие моральные принципы похожи на панцирь, мешающий дышать. Не только ему, но и Сильвии тоже. И мне - как зрителю. Он действительно невыносим, эмоционально закрыт, добродетелен до такой степени, что аж скулы сводит. Запустить в него тарелкой - самое малое, что хочется сделать. Вот только это всё равно не поможет, не подействует. Настолько Сильвия и Кристофер разные.

"Затем Кристофер встречает Валентину, удивительно родственную ему душу и ум. Ей удаётся заставить его "собраться с мыслями", она пронзает его, точно молния, своей сорванцовой красотой и смелостью. Но он ничего не может поделать со своим влечением к ней из-за приверженности принципу, который сам называет "Парадом" - принципу, отличающему, по его представлениям, женатого человека. Реальность же состоит в том, что он живёт "по устаревшему кодексу поведения" (из интервью Б.Камбербэтча).




Про Валентину изначально я хотела совсем ничего не писать. Но параллельное навязчивое упрощение образа Сильвии до истерички ("пустышка в куче шмоток" - tec_tecky) и неоправданное усложнение образа Валентины до ещё одной "вещи в себе" (снова tec_tecky) (а то Кристофера одного - мало!) вынуждают меня и сюда вставить свои пять копеек.

Они просто "совпали" - Кристофер и Валентина. Так же как "не совпали" Кристофер и Сильвия. И здесь уже неважно, насколько глубок их внутренний мир, насколько каждый из них "прекрасен душой" (я говорю это без иронии!). Им повезло не только встретить, но и увидеть друг друга. И всё же в основе всего - "солнечный удар". И, честно говоря, я не считаю нужным здесь городить глубокомысленные огороды:)

Вот такой получился отзыв, по которому, уверена, вполне понятно, какой стороне этого любовного треугольника я симпатизирую.

И несколько слов добавлю про актёров. Ребекка Холл просто фантастически прекрасна. Думаю, что немалая часть моей любви к Сильвии - именно её заслуга. Бенедикт Камбербэтч здесь сыграл образ лично мне, для разнообразия, неприятный. Но достоверный. Про Аделаиду Клеменс трудно что-то говорить. Я не видела её ни в других ролях, ни в интервью. Поэтому не могу судить, сколько работы было вложено ею в Валентину. Но влюбённый взгляд на Титженса у неё безупречен:)

P.S. Не хочу быть понятой превратно: я НЕ считаю, что Кристофер должен остаться с Сильвией. Кому нужен этот бесконечный мазохизм? Прекрасно, что ему встретилась Валентина. Просто, в отличие от Сильвии, эта пара мне НЕ интересна. После этого можете поставить мне диагноз по юзерпику:) (В сообществе этим очень любят заниматься.)

(Цитаты взяты из переводов интервью, размещённых в sherlock_series)

киноразмышления, любимые актрисы, .cumberbatch, картинки, о сериалах

Previous post Next post
Up