Хочу поблагодарить либеральную общественность, поднявшую шум вокруг этого сериала, за то, что я о нём узнала и посмотрела. Всё-таки может быть и от этих товарищей, пардон - господ, польза:) Не могу сказать, что осталась довольна просмотром, но и бросить в процессе не хотелось. Правда, я так и не поняла, почему совершенно обычный шпионский не совсем триллер не вполне детектив, к тому же посредственно снятый, вызвал в интернете такой вой. Кто-то узнал в героях себя и обиделся? Ну так ведь, как говорится в русской пословице: нечего на зеркало пенять, коли рожа крива:)
Да и зачем относиться к увиденному так серьёзно? На третьей серии я уже откровенно смеялась в некоторых местах, потому что невозможно было воспринимать происходящее без улыбки, а к седьмой начала думать о том, что употреблял сценарист:) Отрицательные персонажи порой излишне карикатурны, положительные - исключительно положительны, и вместе они создают несколько комичный эффект. Причём отрицательными являются практически все герои, и только бравые сотрудники МВД и ФСБ воплощают в себе лучшие человеческие качества. Кому-то может не нравиться столь прямолинейный подход, но дело в том, что в обществе (в том самом пресловутом большинстве, из-за которого так бесится меньшинство) определённо есть запрос именно на таких положительных героев и такое изображение действительности.
В прошлом году люди активно благодарили создателей "28 панфиловцев" за то, что они ушли от очернительства в изображении советских людей и солдат, потому что невозможно 25 лет смотреть на то, как всё вокруг поливают дерьмом, в конце концов это надоедает, хочется уже видеть на экране, как хорошие и правильные наши побеждают. Кого? Большого и страшного врага:) Или хотя бы выигрывают у него один из раундов. Тут можно, конечно, говорить, что образ врага выбран в корне неверно, что настоящий враг у нас другой. Можно даже сказать, что врагов вообще нет, все кругом друзья:) Но каждая точка зрения будет просто версией реальности, в которую конкретному человеку удобнее верить. И, кстати, последняя серия смещает немного в сторону акценты, переходя, как мне показалось, от образа одного конкретного "врага" к образу множества противников, преследующих в том числе и свои личные, человеческие интересы. На таком циничном фоне главный герой с его непоколебимыми мировоззренческими установками превращается совсем уж в сказочного персонажа.
Можно называть подход, выбранный авторами "Спящих", грубой пропагандой интересов власти, можно, как написали в Bloomberg - открытой угрозой и политическим заявлением. Вот только чем же плоха пропаганда и почему художественное произведение не может быть политическим заявлением? Мне кажется, это очень даже в русской традиции:) И если уж говорить о заявлениях, то - да, в сериале есть несколько "прогаммных диалогов", среди которых особенно выделяются два разговора главного героя со старым приятелем (в 4 серии - с 38 по 43 минуту и в 8 - примерно с 40 по 47 минуту). В них довольно точно приведены основные аргументы каждой из сторон, и они, к сожалению, отражают реально существующую поляризацию общества. Но непримиримость диаметральных взглядов на страну и её развитие, опять же, очень даже в русской традиции - двести лет сплошного дежа вю.
По этим фрагментам легко судить и об общей стилистике "Спящих".
В общем, так получается, что невозможно говорить об этом сериале просто как о сериале, ибо нет в нём ничего особенного и снят он незатейливо (даже поставленную пропагандистскую задачу можно было решить изящней, оригинальней, интересней), а вот на политические размышления (или дискуссии) он таки наталкивает. Хотя всё равно остаётся не ясным - зачем же по его поводу истерить?