Епископ Феофан о строе жизни христианина. х-пост.

Jan 17, 2012 01:51

   Общий строй жизни, требуемой Православием, как условие спасения


св. Феофан Затворник

Осматривая храмы ваши, я видел нелестное усердие ваше приметаться к дому Божию и вашу готовность сердечно общаться со всем, что действуется и Кем действуется в них. Это уже одно радует и свидетельствует о живой вере вашей. Но когда притом привожу себе на память преднамерения ваши - то обновлять обветшавшие храмы, то восстанавливать упраздненные, но памятные еще обители; то не могу не сказать с Апостолом: благодарю Бога моего Иисусом Христом, яко вера ваша так явно возвещается делами пред лицом всех, ведающих вас. Потому далее, желая, подобно тому же Апостолу, преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, невольно должен ограничиться одним соутешением - верою общею, вашею же и моею (Рим. 1:11-12) и одним изъявлением благожеланий вам.

Так, Господь да благословит труды ваши и начинания ваши, да благоустроит ваше внешнее и да созиждет внутреннее. Верую, что сие сбудется по вере вашей. Ибо многомилостивый Господь не посрамит дел любви и упования вашего. Но вместе не могу скрыть опасений своих:- не посмеялся бы враг над простотою веры вашей и, прикрывая распутия благовидностями, не уклонил бы вас на путь неправый, изображая его в уме вашем правым.- В сем предположении обязанным считаю напомнить вам некоторые предостережения, годные впрочем везде и для всех.

1) В делах благочестия и в трудах Богоугодных не забывайте соразмерять со внешним и внутреннее. Внешнее - это дела видимо для всех совершаемые; внутреннее - это невидимое для других, но тем не менее ведомое совести и видимое Всевидящему настроение ума и сердца, то есть образ мыслей, расположений и чувств. Внешнее одно - это листья без плода или цвет без завязи - пустоцвет. Внутреннее одно,- если оно возможно, подобно силе паров, неограничиваемых ничем и потому рассеивающихся в воздухе. То же и другое вместе есть древо благосеннолиственное, полное жизненных соков и обильное плодами, веселящими взор всех. Таким образом, не молчанием только свидетельствуй всяк свое непротивление вере, но и в мыслях не содержи ничего противного ей. Но о том одном заботься, чтобы языком не говорить задорных речей, но и от сердца гони всякое неприязненное чувство.- Не телом только стой в храме, но и умом и сердцем предстой престолу Вышнего. Где внутреннее не согласно с внешним, там качествует презрение, лицемерие и лицедейство. Господь да сохранит всех нас от сей заразы, губящей многих - многих!- Часто мы по должности должны являться такими, какими не состоим по внутреннему нашему настроению. Но будет время, когда все сие приведется во вселенскую известность.- И тогда похвала будет каждому не по тому, каким он кажется, но по тому, каков он есть в сердце. Это первое и главное!

2) Для вашего внутреннего поставьте законами: покорность ума - определениям догматов, покорность воли - заповедям Евангелия, покорность сердца - отрешенным надеждам и чаяниям благ в будущем.- Много соблазнов уму от окружающего нас разномыслия и иномыслия или всеобщего почти порабощения суете; много соблазнов воле от окружающих нас примером нехристианского жития! в Христианах; много соблазнов сердцу от рассыпаемых пред нами удовольствий мира, коими враг покушается затмить у сердца память о чаемом блаженстве вечном и привязать его к земле. Бороться со всем сим подобает особенно ныне, когда суемудрие ума возрастает, злые обычаи расширяются, и прелести мира богато размножаются. Не говорите: трудно одолеть себя и противостоять увлечениям си стороны других. Мы не одни. Близ Господь, Который сказал: дерзайте, яко Аз победил мир. Господь Сам есть премудрость наша и сила, и утешение.

3) Для вашего внешнего поставьте законом - устав Святой Церкви. Вникните хорошо в сей устав,- и вы найдете, что им определяется наше поведение во всех, можно сказать, подробностях. Тут определены пища, труд, отдых, пребывание дома и в храме, дела дня и ночи, и прочее. Например, вы пришли в храм: уставом уже определено, как надо стоять вам в храме, то есть тихо, не говорить, внимать поемому и читаемому и прочее.- Еще: садитесь за стол: в уставе сказано, что, когда можно вкушать вам,- ныне, например, только постное. Пришел час сна: сказано уже, как должно отходить ко сну по-христиански,- именно: помирись со всеми, исповедуй грехи свои, помолись и прочее. Так и на всякое дело есть свое правило в Церкви. Христианину, члену Церкви, должно жить по-церковному, как воин живет по-воински. Ныне особенно настоит нужда напоминать о том часто: ибо многие уже Христиане, увлекаясь суемудрием, знать не хотят устава Церкви, считая его ниже своего ранга, а себя выше его. Нет, братие, устав Церкви от Бога исходит. Кто ему не покоряется, тот Богу противляется. Св. Апостолы, Мученики и все Святые, пожившие по чину Церкви и живот свой в нем положившие, суть свидетели того, что в нем ничего нет произвольного и суемудренного, а все с мудрою соразмерностию и сознанием нужды учреждено и возложено на всех, как долг. Опыты всех не суть ли указания неотложности закона?

4) Так учредив свое внутреннее и внешнее, не на трудах однако же своих, или своем напряжении, опирайтесь,- но всецело предавайте себя всеустрояющему благополучию Божию. От Него чайте совершения, как от Него есть начало и продолжение. Без Него все ничто. Надо жертву устроить Богу из себя и дел своих. Призирающий на все Бог примет ее благосердно только тогда, когда она Ему посвящается. Кто замыкает свои дела в себе, или в своем внешнем быте, тот напрасно губит время и труд. Здесь, может быть, еще какой-нибудь будет ему от этого плод, но не в будущем. Даждь Ми, сыне, твое сердце,- говорит Господь (Притч. 23:26). Сердце означает всего человека. Кто не отдает себя Богу, тот вне Бога. Кто вне Бога, тот вне истинной жизни и блаженства. Ужасает нас мрак и пустота. В том духе мрак и пустота, в котором не обитает Бог. Но как будет обитать Он в том, кто не предает себя Ему и всего себя Ему не посвящает? Предание сие есть отверстие сердца толкущему и ищущему входа в него Господу. Многим кажется, что они тем выше, чем самостоятельнее и независимее. Но тут лесть. От сего пал сатана, и всех сим увлекает в свое падение после первого удачного опыта над праотцом нашим. Придите ко Мне, и Аз упокою вы,- говорит Господь;- а не сказал: и упокоивайте себя, как знаете…

Таким образом,- в преданности Богу - живите по уставу Церкви, в покорности догматам, заповедям и запрещениям Божиим. Соразмеряя таким образом ваше внутреннее с внешним, вы будете прославлять Бога в душах и телесах ваших,- прославлять полным прославлением, за которое не лишит вас вечного прославления Тот, Кто Сам прославился у Отца после того, как прославил Его на земле. Аминь.

30 мая, 1860 года.

В Липецком соборе.

взято здесь

Правда в обществе., бумаги церковныя.

Previous post Next post
Up