C Праздником!

Jan 19, 2024 19:29






Свщмч. Ипполитъ Римскій († 268 г.)
Слово на святое Богоявленіе.

1. Bce, чтó сотворилъ Богъ и Спаситель нашъ; все, чтó только видитъ глазъ и о чемъ размышляетъ душа, чтó постигаетъ умъ и къ чему прикасается рука; чтó обнимаетъ мысль и объемлетъ человѣческое естество - все это прекрасно и даже очень прекрасно. Въ самомъ дѣлѣ, чтó можетъ быть разнообразнѣе красоты небеснаго свода? Чтó можетъ быть столь многоцвѣтнымъ сравнительно съ видомъ земной поверхности? Чтó можетъ оказаться быстрѣе солнечнаго движенія? Чтó можетъ сравниться съ пріятностію луннаго блеска? Чтó можетъ быть удивительнѣе многосложной стройности свѣтилъ? Чтó окажется плодотворнѣе благовременныхъ вѣтровъ для произрастанія плодовъ? Чтó можетъ быть прозрачнѣе дневного свѣта? Какое животное можетъ быть совершеннѣе человѣка? Словомъ, все, чтó сотворилъ Богъ и Спаситель нашъ, весьма хорошо. Если обратимся также къ веществу воды, то и въ данномъ случаѣ какой даръ можетъ оказаться нужнѣе ея? Вѣдь водою все омывается, и питается, и очищается, и орошается. Вода содержитъ землю, вода производитъ росу, утучняетъ виноградъ. Вода доводитъ до зрѣлости колосья, вода истребляетъ горечь въ виноградныхъ плодахъ, вода умягчаетъ маслину, вода дѣлаетъ сладкимъ финикъ, вода украшаетъ розу и испещряетъ цвѣтами фіалку, вода питаетъ лилію съ ея блистающими чашечками. Да и къ чему мнѣ продолжать дальше рѣчь? Безъ вещества воднаго ничто изъ всего видимаго и существовать не можетъ. Водное вещество оказывается столь необходимымъ, что въ то время, какъ всѣ прочія стихіи имѣютъ свое жилище подъ небесными сводами, оно получило для себя вмѣстилище и надъ небесами. И объ этомъ свидѣтельствуетъ самъ пророкъ, когда взываетъ: Хвалите Господа небеса небесъ и вода, яже превыше небесъ, да восхвалитъ имя Господне (Псал. 148, 4-5).

2. Но не этимъ только ограничивается достоинство воды. Болѣе же всего достохвальнымъ въ ней является то, что Творецъ всѣхъ вещей - Христосъ снисшелъ, какъ дождь (Ос. 6, 3); познанъ былъ, какъ источникъ (Іоан. 4, 14); разлился, какъ рѣка (Іоан. 7, 38), и крестился въ Іордани (Матѳ. 3, 13). Вотъ сейчасъ ты слышалъ, какъ Іисусъ пришелъ къ Іоанну и крестился отъ него въ Іордани. Чудное дѣло! Необъятная Рѣка, веселящая градъ Божій (Псал. 45, 5), омылась въ небольшомъ количествѣ воды. Непостижимый источникъ, произращающій жизнь для всѣхъ людей, - Источникъ, неимѣющій предѣловъ, покрылся скудными скоро изсякающими водами. Тотъ, Который всюду пребываетъ и все наполняетъ; Тотъ, Который непостижимъ для ангеловъ и невидимъ для людей, - грядетъ ко крещенію, по собственному благоизволенію. Когда же ты слышишь эти слова, возлюбленный, то не понимай ихъ естественнымъ разумѣніемъ, a принимай ихъ въ томъ смыслѣ, что здѣсь предлагается тайна искупленія (οἰϰονομιϰῶς). Вотъ почему и отъ естества воднаго не сокрылось то, чтó Господь по своему человѣколюбивому снисхожденію совершилъ втайнѣ: ибо видѣша Его воды, и убояшася (Псал. 76, 17). Онѣ едва не выступили и не побѣжали отъ береговъ своихъ. Въ виду этого пророкъ, еще задолго созерцая это событіе, вопрошалъ: Что ти есть, море, яко побѣгло еси, и тебѣ, Іордане, яко возвратился еси вспять? (Псал. 113, 3). A воды на это говорили въ отвѣтъ: «мы увидѣли Творца всѣхъ вещей въ образѣ раба (ἐν μορϕῇ δούλου) (Флп. 2, 7) и, не понявши таинства домостроенія (τὸ μυστήριον τῆς οἰϰονομίας), подвиглись отъ страха».

3. И вотъ теперь, когда уже намъ стало извѣстно домостроительство, мы прославимъ милосердіе Господа за то, что Онъ пришелъ спасти міръ, a не осудить. Вѣдь и Іоаннъ, предтеча Господень, прежде не знавшій этого таинства, но послѣ познавшій, что Іисусъ есть воистину Господь, воззвалъ къ тѣмъ, которые шли къ нему креститься: Рожденія ехиднова! (Матѳ. 3, 7) Что вы такъ внимательно смотрите на меня? Я не Христосъ! (Іоан. 1, 20). Я служитель, a не Властелинъ; я частный человѣкъ, a не Царь; я овца, a не Пастырь; я человѣкъ, a не Богъ. Рожденіемъ Своимъ я разрѣшилъ неплодство матери, но не оставилъ дѣвства неплоднымъ. Я - произведеніе нижнихъ, a не отъ вышнихъ нисшелъ. Я связалъ языкъ своего отца (ср. Лук. 1, 20); и не изъяснилъ божественной благодати. Я былъ узнанъ матерію, но не предзнаменованъ звѣздою (Матѳ. 2, 4). Я бѣденъ и ничтоженъ; но грядетъ по мнѣ, иже предо мною бысть (Іоан. 1, 27): по мнѣ - въ отношеніи ко времени; a предо мною - въ отношеніи къ неприступному и неизглаголанному свѣту Божества. Грядый по мнѣ - крѣплій мене, Ему же нѣсмь достоинъ сапоги понести: Той вы креститъ Духомъ Святымъ и огнемъ (Матѳ. 3, 11). Я нахожусь подъ властію, a Тотъ Самъ имѣетъ власть (αὐτεξούσιος). Я повиненъ въ грѣхахъ, a Тотъ - истребитель грѣховъ. Я проповѣдую законъ, a Тотъ предноситъ свѣтъ благодати. Я учу, какъ рабъ, a Онъ судитъ, какъ Господь. Мнѣ ложемъ служитъ земля, a Онъ обладаетъ небомъ. Я крещу крещеніемъ покаянія, a Онъ даруетъ благодать (χάρισμα) сыноположенія (υἱοϑεσίας). Онъ будетъ крестить васъ Духомъ Святымъ и огнемъ. Что же вы устремляете на меня свои взоры? Я - не Христосъ!

4. Когда такимъ образомъ Іоаннъ держалъ рѣчь къ толпѣ и народъ съ нетерпѣніемъ ожидалъ увидѣть своими чувственными очами какое-нибудь поразительное зрѣлище; когда при этомъ діаволъ трепеталъ при столь важномъ свидѣтельствѣ Іоанна: вотъ является Самъ Господь, въ простомъ видѣ, одинокій (μόνος), безъ украшеній, безъ спутниковъ, облеченный въ человѣческую плоть, скрывающій свое божественное достоинство, чтобы утаить его отъ козней дракона. И Онъ не только приступилъ къ Іоанну, какъ Господь, сложившій съ Себя царское величіе, но и какъ простой человѣкъ, повинный грѣху, преклонилъ предъ нимъ свою голову, чтобы принять отъ него крешеніе. Вотъ почему Іоаннъ, увидѣвъ столь великое смиреніе, изумился и началъ Его удерживать; онъ сказалъ при этомъ то, чтó вы только-что слышали: Азъ требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мнѣ? (Матѳ. 3, 14). Что ты дѣлаешь, Господи? Ты учишь неправильно. Я возвѣстилъ одно, a Ты совершаешь другое. Діаволъ слышалъ одно, a видитъ другое. Крести же Ты меня огнемъ божественнымъ. Чего Тебѣ ждать отъ воды? Просвѣти меня Духомъ, a отъ твари чего Тебѣ ждать? Крести меня - крестителя, чтобы познали Твое достоинство (ὑπεροχή). Я, Господи, крещу крещеніемъ покаянія, и тѣхъ, которые приходятъ ко мнѣ немощному, я могу крестить только въ томъ случаѣ, если они исповѣдуютъ грѣхи свои. Допустимъ: я пожелаю Тебя крестить; но въ чемъ Ты будешь исповѣдываться? Ты - истребитель грѣховъ, a Самъ желаешь креститься крещеніемъ покаянія? Допустимъ: несмотря и на это я дерзну крестить Тебя; но вѣдь Іорданъ не дерзнетъ приблизиться къ Тебѣ. Азъ требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мнѣ?

5. A что же отвѣчаетъ ему на это Господь? Остави нынѣ: тако бо подобаетъ намъ исполнити всяку правду. Оставь же, Іоаннъ: ты не мудрѣе Меня. Ты смотришь, какъ человѣкъ; Я же провижу, какъ Богъ. Прежде Мнѣ Самому должно совершить и потомъ уже научить. Я ничуть не поступаю неблагопристойно: вѣдь Я облеченъ благолѣпіемъ. Ты удивляешься, Іоаннъ, что я не пришелъ съ блескомъ моего достоинства? Дѣйствительно, какъ простому человѣку не прилична царская порфира, такъ, напротивъ, царю приличествуетъ воинственное снаряженіе. Но развѣ Я пришелъ ко врагу, a не къ другу? Остави нынѣ: тако бо подобаетъ Намъ исполнити всяку правду. Я - исполнитель закона, и ничего не хочу оставить въ немъ безъ исполненія, чтобы послѣ Меня Павелъ могъ воззвать: Кончина закона - Христосъ въ правду всякому вѣрующему (Рим. 10, 4). Остави нынѣ: тако бо подобаетъ Намъ исполнити всяку правду. Крести Меня, Іоаннъ, чтобы никто не презиралъ крещенія. Отъ тебя - раба Я крещаюсь, чтобы никто изъ царей или князей не возгнушался креститься отъ смиреннаго священника. Допусти Меня сойти въ Іорданъ, чтобы они могли услышать Отчее свидѣтельство и узнать могущество Сына. Остави нынѣ: тако бо подобаетъ Намъ исполнити всяку правду. - Тогда, наконецъ, Іоаннъ допускаетъ Его. И крестившись Іисусъ тотчасъ же вышелъ изъ воды и отверзлись Ему небеса и вотъ Духъ Божій сошелъ въ видѣ голубя и почилъ на Немъ; и вотъ голосъ съ небесъ, который говорилъ: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ (Матѳ. 3, 16-17).

6. Видишь, возлюбленный, сколь многихъ и великихъ благъ мы должны были бы лишиться, если бы только Господь уступилъ убѣжденію Іоанна и отказался отъ крещенія! Въ самомъ дѣлѣ, до сихъ поръ [1] небеса были заключены; вышняя область оставалась недоступной. Мы нисходили въ нижнія области и не восходили въ вышнія. И вотъ только-что Господь крестился, какъ въ то же время Онъ обновилъ ветхаго человѣка (Кол. 3, 9) и снова ввѣрилъ ему право сыноположенія. Вѣдь тотчасъ же Ему отверзошася небеса (Матѳ. 3, 16). Послѣдовало примиреніе (διαλλαγή) видимаго съ невидимымъ; преисполнились радостью небесныя воинства, уврачевались земныя немощи, открылись неизреченныя до сихъ поръ вещи, сдѣлалось близкимъ то, чтó было прежде враждебнымъ. Вотъ ты слышалъ Евангелиста, который говоритъ: отверзошася Ему небеса. A открылись они ради трехъ чудныхъ вещей. Въ самомъ дѣлѣ, когда крестился Женихъ-Христосъ, въ это самое время небесные чертоги должны были отверзать свои блистательныя врата. Точно также, когда Духъ Святой сходилъ въ видѣ голубя и раздавался всюду Отчій гласъ, надлежало, чтобы врата небесныя возвысили верхи свои (Псал. 23, 7. 9). И ce отверзошася Ему небеса, и ce гласъ съ небесе, глаголя: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ (Матѳ. 3, 16).

7. Возлюбленный раждаетъ Любовь и Свѣтъ невещественный раждаетъ Свѣтъ неприступный (1 Тим. 6, 16) [2]. Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, - Сынъ, Который явился на землѣ и въ то же время не оставилъ недръ Отчихъ. Онъ явился и не явился; ибо не то Онъ былъ, чѣмъ казался. Въ противномъ случаѣ, - если судить только по тому, какъ Онъ явился, то крещающій имѣлъ преимущество предъ Крещаемымъ. Вотъ почему Отецъ ниспослалъ съ небесъ Святого Духа на Крещаемаго. При чемъ подобно тому, какъ въ Ноевомъ ковчегѣ (Быт. 8, 10) человѣколюбіе Божіе (Тит. 3, 4) проявилось при посредствѣ голубя, подобно этому и теперь Духъ, нисшедшій въ видѣ голубя и несущій какъ бы масличный плодъ, опочилъ (ϰατέστη) на Томъ, о Которомъ было свидѣтельство. Зачѣмъ же это? - A для того, чтобы познали силу Отчаго гласа и была утверждена увѣренность въ пророческое предсказаніе, раздавшееся еще задолго ранѣе. Какое же предсказаніе? Гласъ Господень на водахъ: Богъ славы возгремѣ, Господь на водахъ многихъ (Псал. 28, 3). Какой же голосъ? Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ. Сей, названный Сынъ Іосифа, въ то же время есть и Мой единородный Сынъ по Божественному существу. Сей есть Сынъ Мой возлюбленный: хотя Онъ алчетъ, но питаетъ тысячи (Матѳ. 14, 14-21; Марк. 6, 34-44; Лук. 9, 12-17; Іоан. 6, 1-13; Матѳ. 15, 32-39; Марк. 8, 1-10); хотя трудится, но въ то же время возстановляетъ трудящихся; (Іоан. 4, 6; Матѳ. 11, 28) хотя не имѣетъ, гдѣ главы преклонити (Матѳ. 8, 20; Лук. 9, 58), но Онъ все содержитъ въ рукѣ (Своей); хотя страждетъ, но въ то же время и врачуетъ страданія; хотя терпитъ удары (Матѳ. 26, 67), но даруетъ міру свободу; хотя прободается копьемъ въ ребро, но исправляетъ ребро Адама (Іоан. 19, 34; Быт. 2, 21) [3].

8. Но прошу васъ: удѣлите мнѣ еще вниманія. Я хочу обратиться къ Источнику жизни; я хочу созерцать Источникъ, источающій исцѣленія. Безсмертный Отецъ послалъ въ міръ безсмертнаго (τὸν ἀϑάνατον) Сына и Слово, - Того Сына, Который явился къ человѣку, чтобы омыть его водою и Духомъ, и чтобы, возродивъ (ἀναγεννήσας) къ безсмертію души и тѣла, вдохнуть (ἐνεϕύσησεν) въ насъ духа жизни и такимъ образомъ облечь (περιαμϕάσας) насъ въ нетлѣнное всеоружіе. Итакъ, если безсмертнымъ сдѣлался человѣкъ, то онъ будетъ также и причастникомъ Божественнаго естества [4]. Если, далѣе, послѣ возрожденія отъ купели, совершеннаго при помощи воды и Духа, онъ дѣлается причастникомъ Божественнаго естества, то онъ послѣ воскресенія изъ мертвыхъ оказывается также и сонаслѣдникомъ Христовымъ (Рим. 8, 17). Итакъ голосомъ проповѣдника взываю: пріидите всѣ племена языческія къ тому безсмертію, которое даруется въ крещеніи. Я жизнь возвѣщаю вамъ, пребывающимъ во мракѣ невѣдѣнія. Пріидите же отъ рабства къ свободѣ, отъ тиранніи къ царству, отъ тлѣнія къ безсмертію. A какъ, - вы скажете, - мы прійдемъ? Какъ? - водою и Духомъ (Іоан. 3, 5). Причемъ эта вода, соединенная съ Духомъ, и есть та самая вода, которою орошается рай, которою утучняется земля, которой возращаются растенія, которой рождаются животныя, однимъ словомъ, которой человѣкъ возрожденный оживотворяется (ζῳογονεῖται): въ ней и Христосъ крестился, на нее и Духъ сошелъ въ видѣ голубя.

9. Это и есть тотъ самый Духъ, Который носился изначала поверхъ воды (Быт. 1, 2), - Тотъ Духъ, Которымъ (δἰ οὗ) движется міръ, зиждется твореніе и все оживотворяется (ζῳογονεῖται), - Тотъ Духъ, Который дѣйствовалъ (ἐνεργῆσαν) въ пророкахъ и сошелъ (ϰαταπτάν) на Христа. Это - Духъ, Который былъ дарованъ апостоламъ въ видѣ огненныхъ языковъ (Дѣян. 27, 25). Этого именно Духа желалъ Давидъ, когда говорилъ: Сердце чисто созижди во мнѣ, Боже, и Духъ правъ обнови во утробѣ моей (Псал. 50, 12). О Немъ же говорилъ и Гавріилъ Дѣвѣ: Духъ Святый найдетъ на Tя, u сила Вышняго осѣнитъ Тя (Лук. 1, 35). Этимъ Духомъ Петръ возгласилъ (ἐϕϑέγξατο) [5] слѣдующее блаженное слово: Ты еси Христосъ, Сынъ Бога живаго (Матѳ. 16, 16). Этимъ же Духомъ утвержденъ камень Церкви (Матѳ. 16, 18). Это - Тотъ Духъ Утѣшитель (παράϰλητος), Который посылается и къ тебѣ, чтобы показать, что ты - чадо Божіе (Іоан. 15, 26).

10. И такъ приступи и возродись, человѣкъ, для (полученія) сыноположенія Божія. Но какимъ образомъ? - ты скажешь. Если не будешь прелюбодѣйствовать, совершать убійствъ и служить идоламъ; если не будешь увлекаться удовольствіями; если не будетъ надъ тобой господствовать страсть гордости; если истребишь въ себѣ нечистоту и свергнешь съ себя бремя грѣховное; если совлечешь съ себя всеоружіе діавола и облечешься въ броню вѣры (1 Ѳес. 5, 8), какъ говоритъ Исаія: Измыйтеся, и чисти будите, отъимите лукавства отъ душъ вашихъ, научитеся добро творити, взыщите суда, избавите обидимаго, судите сиру, и оправдите вдовицу. И пріидите, и истяжимся, глаголетъ Господь: и аще будутъ грѣси ваши яко багряное, яко снѣгъ убѣлю; аще же будутъ яко червленное, яко волну убѣлю. И аще хощете и послушаете гласа Моего, благая земли снѣсте (Ис. 1, 16-19). Видишь возлюбленный, какъ предсказалъ пророкъ очистительную силу (τὸ ϰαϑάρσιον) крещенія. Тотъ, кто снисходитъ съ вѣрою въ баню возрожденія, отрицается сатаны и сочетается (συντάσσεται) со Христомъ; отвергаетъ врага и исповѣдуетъ Христа Богомъ; совлекается рабства и облекается въ сыноположеніе (τὴν υἱοϑεσίαν); восходитъ отъ (купели) крещенія свѣтелъ, какъ солнце, и испускаетъ лучи праведности (τῆς διϰαιοσύνης). A что всего важнѣе въ данномъ случаѣ, такъ это - то, что онъ возвращается сыномъ Божіимъ и сонаслѣдникомъ Христу (Рим. 8, 17). Ему слава и держава со всесвятымъ и благимъ и животворящимъ Его Духомъ нынѣ и присно и во всѣ вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] Прежде крещенія Христова.
[2] Аналогія рожденія Сына отъ Отца съ происхожденіемъ свѣта отъ свѣта приводится Ипполитомъ также въ сочиненіи: «Противъ Ноэта» гл. 10.
[3] «Исправляетъ ребро Адама», т. е. грѣхъ внесенный въ міръ чрезъ Еву, которая была образована Богомъ изъ ребра Адама.
[4] Въ подлинникѣ собственно стоитъ: ἔσταί ϰαὶ ϑεός - будетъ и богомъ. Здѣсь очевидно имѣется въ виду обожествленіе человѣческаго естества, то «причастіе его къ Божественному естеству», ο которомъ говорится въ посланіи 2 Петр. 1, 4. Словами ап. Петра мы и выразили переводъ даннаго выраженія св. Ипполита.
[5] Срвн. «Ο Христѣ и антихристѣ» гл. 2 (Вып. II, стр. 10 и примѣч. стр. II).

Источникъ: Творенія святаго Ипполита, епископа Римскаго, въ русскомъ переводѣ. - Изданіе Казанской Духовной Академіи. Выпускъ II. - Казань: Типо-Литографія   И м п е р а т о р с к а г о   Университета, 1899. - С. 123-130.

Свящ. Предание., Утешение велие.

Previous post Next post
Up