+ роди́ся ва́мъ дне́сь Спа́съ, и́же е́сть Христо́съ Госпо́дь

Jan 09, 2021 15:36







Свт. Левъ Великій, папа Римскій († 461 г.)

СЛОВО ДЕСЯТОЕ НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.

I.

Довольно часто, возлюбленные, какъ вы знаете, излагаемъ мы благотворное для васъ поученіе о сегодняшнемъ великолѣпномъ торжествѣ, и безъ колебанія мы обращаемъ вниманіе вашихъ душъ на сіяющее величіе Божественной милости, чтобы внушенное вашей вѣрой также усвоилъ и разумъ. Но Рожденіе нашего Господа и Спасителя (не только по Божественности отъ Отца, но также и по плоти отъ Матери) настолько превосходитъ возможность человѣческаго краснорѣчія, что справедливо къ обоимъ [рожденіямъ] относится сказанное: Родъ Его кто изъяснитъ? (Ис. 53, 8). А то, что не можетъ быть подобающе растолковано, все равно въ избыткѣ даетъ поводъ для разсужденія, и вовсе не потому, что можно полагать кому что вздумается, а потому, что для достойнаго предмета недостаточно любой рѣчи. Вѣдь величіе Таинства (замысленнаго прежде вѣчныхъ временъ во спасеніе человѣческаго рода и открывшагося въ концѣ вѣковъ) остается всегда неизмѣннымъ, не теряя своего и не принимая чужого. Но нѣкоторые, желая, скорѣе, навязать свое мнѣніе, чѣмъ самимъ учиться, по словамъ Апостола, потерпѣли кораблекрушеніе въ вѣрѣ (1 Тим. 1, 19), и хотѣлось бы мнѣ сегодня хотя бы кратко опровергнуть ихъ превратныя и запутанныя измышленія, чтобы, отдѣливъ тьму заблужденій отъ свѣта истины, благочестиво прославить Божественныя благодѣянія и умѣло парировать человѣческій вымыселъ.

II.

Внѣшніе признаки Рождества Господа нашего Іисуса Христа (которые явили Его истиннымъ Сыномъ Человѣческимъ) удостовѣрили для нѣкоторыхъ лишь только то, что Онъ - Сынъ Человѣческій, не указывая на то, что Ему слѣдуетъ приписать Божественность, ибо то, что Онъ подобенъ прочимъ смертнымъ, доказали и Его младенчество, и тѣлесное возмужаніе, и время Страстей - вплоть до Креста и смерти. Другіе же, справедливо восхищенные великолѣпіемъ свершеній, Рождество первоисточника, какъ и дѣйственность сказаннаго и сдѣланнаго, размысливъ, отнесли на счетъ Божественной сущности, рѣшивъ при этомъ, что нѣтъ здѣсь ничего присущаго нашей природѣ и все то, что имѣло тѣлесный видъ и дѣйствіе, было проявленіемъ либо матеріи высшаго происхожденія, либо имѣло лишь кажущееся подобіе плоти, поэтому [получается, что] чувства видящихъ и касающихся были обмануты мистифицированнымъ образомъ. Было же въ иныхъ заблужденіяхъ такое мнѣніе, что нѣчто отъ сущности Слова превращено въ плоть и что Іисусъ, рожденный отъ Маріи Дѣвы, не получилъ ничего отъ природы Матери, но то, что было Богъ, и то, что - человѣкъ, имѣютъ отношеніе лишь къ Слову. Такъ что получается во Христѣ благодаря несходству природъ было ложное человѣчество и благодаря убыванію изъ-за измѣнчивости - ложная Божественность.

III.

Итакъ, возлюбленные, каѳолическая вѣра, для которой Богъ есть и Учитель, и Помощникъ, нѣкогда уже ниспровергла и тѣ, и другія внушенныя діавольскимъ наущеніемъ нечестивости, во вредъ многимъ излитыя изъ сосуда погибели. Насъ же ободряетъ и укрѣпляетъ Святой Духъ свидѣтельствомъ закона, предсказаніями пророковъ, евангельской трубой и апостольскимъ ученіемъ, чтобы мы неизмѣнно и осмысленно вѣрили въ то, что, по словамъ блаженнаго Іоанна, Слово стало плотію, и обитало съ нами (Ін. 1, 14). Безъ сомнѣнія съ нами, которыхъ сопричастными себѣ сдѣлала Божественность Слова, и мы есть плоть Его, взятая изъ чрева Дѣвы. А если бы плоть была не наша (то есть не истинно человѣческая), то Слово, ставшее плотью, не обитало бы съ нами. Но именно въ насъ обитало, ибо природу нашей плоти сдѣлало Своей, основавъ для Себя домъ Премудрости (Притч. 9, 1) не изъ какой-либо иной матеріи, но именно изъ присущей намъ. И принятіе ея было засвидѣтельствовано [какъ разъ въ тотъ моментъ], когда было сказано: Слово стало плотію, и обитало съ нами (Ін. 1, 14).

Этому же священнѣйшему высказыванію вторитъ также и поученіе блаженнаго Апостола Павла, говорящаго: Смотрите, братія, чтобы кто не увлекъ васъ философіею и пустымъ обольщеніемъ, по преданію человѣческому, по стихіямъ міра, а не по Христу; ибо въ Немъ обитаетъ вся полнота Божества тѣлесно, и вы имѣете полноту въ Немъ (Кол. 2, 8-10). Такъ что вся Божественность пронизываетъ всю плоть, и какъ нѣтъ чего-либо недостающаго величію Того, пребываніемъ Котораго наполнено жилище, такъ и нѣтъ чего-либо недостающаго тѣлу, которое наполнилось не своимъ собственнымъ обладателемъ. И то, что было сказано: ...вы имѣете полноту въ Немъ, засвидѣтельствовало какъ разъ нашу природу. Подобная же полнота не относится къ тѣмъ, для кого Слово Бога не соединило съ Собой и душу, и тѣло, присущія нашему роду.

IV.

Итакъ, возлюбленные, слѣдуетъ безоговорочно признать и исповѣдать всѣмъ сердцемъ, что сей родъ, въ которомъ Слово и плоть (то есть Богъ и человѣкъ) означаютъ Одного и Того же Сына Бога и Христа, вознесся превыше любого рода человѣческаго происхожденія. Ибо ни созданіе Адама изъ праха земли, ни твореніе Евы изъ плоти мужа, ни произведеніе на свѣтъ путемъ совокупленія обоихъ половъ прочихъ людей не можетъ сравниться съ происхожденіемъ Іисуса Христа. Преклонный годами Авраамъ по Божественному обѣту родилъ наслѣдника, и, миновавъ періодъ плодородія, безплодная Сарра зачала (Быт. 21, 2). Возлюбленъ же былъ Богомъ прежде рожденія Іаковъ (Мал. 1, 2-3), и [Божественная милость], упреждая его собственныя дѣйствія, отдѣлила его отъ единокровнаго косматаго брата (Быт. 27, 11). Говоритъ Іеремія: Прежде нежели Я образовалъ тебя во чревѣ, Я позналъ тебя, и прежде нежели ты вышелъ изъ утробы, Я освятилъ тебя (Іер. 1, 5). Анна, также будучи долго безплодной, родила пророка Самуила и посвятила его Богу (1 Цар. 1, 11-20), такъ что была она прославлена и рожденіемъ, и обѣтомъ. Священникъ Захарія отъ безплодной Елисаветы получилъ святое потомство (Лк. 1, 24), а будущій Предтеча Христовъ Іоаннъ воспринялъ пророческій духъ отъ плоти своей матери, которая еще до рожденія этого младенца открыла Родительницу Господа знакомъ сокрытаго [во чревѣ] ликованія (Лк. 1, 41). [Безъ сомнѣнія] все это величественно и преисполнено чудесами Божественныхъ дѣлъ, но вызвало оно значительно меньшее изумленіе, чѣмъ многія другія [чудеса]. Рождество же Господа нашего Іисуса Христа превосходитъ всякое разумѣніе и выходитъ за рамки любого [земного] опыта. Не можетъ оно ни съ чѣмъ сравниться, оставаясь единственнымъ въ своемъ родѣ. Избранной Дѣвѣ (нѣкогда отъ сѣмени Авраама и отъ корня Исаіи предсказанной глаголами пророковъ и тайными знаменіями) безъ осужденія стыдомъ возвѣщается Архангеломъ благословенное плодородіе (Лк. 1, 45), которое ни зачатіемъ, ни рожденіемъ не нарушитъ святого дѣвства. И когда снизошелъ на Нее Святой Духъ и осѣнила Ее сила Всевышняго (Лк. 1, 35), то неизмѣнное Слово Божіе, имѣя въ своемъ распоряженіи непорочное тѣло, приняло человѣческій обликъ, который какъ нисколько не сопричастенъ вожделѣнію плоти, такъ и обладаетъ всѣмъ, что относится къ природѣ души и тѣла.

V.

[Нынѣ же] отступили прочь и погрузились во мракъ какъ небылицы еретическихъ мудрованій, такъ и кощунства безумныхъ заблужденій, а мы (являясь Небеснымъ воинствомъ, славящимъ Бога (Лк. 2, 13), и пастырями, которыхъ Ангелы наставили на проповѣдь), изучивъ свидѣтельства объ обѣихъ природахъ, поклоняемся и Слову въ человѣкѣ Христѣ, и человѣку Христу въ Словѣ. Вѣдь если, по словамъ Апостола, соединяющійся съ Господомъ есть одинъ духъ (1 Кор. 6, 17), то Слово, ставшее плотью, тѣмъ болѣе есть одинъ Христосъ. Нѣтъ здѣсь ничего, что бы не принадлежало либо одной, либо другой природѣ. Такъ что по замыслу милости Божіей мы не уничтожаемся, но преображаемся для цѣломудрія и жизни. И такъ познаемъ въ нашемъ Спасителѣ явленные признаки обѣихъ природъ, что, видя славу Божію, не сомнѣваемся въ истинности плоти или, видя человѣческую униженность, не сомнѣваемся въ Божественномъ могуществѣ. Тотъ же пребываетъ въ образѣ Бога, Кто принялъ образъ раба (Флп. 2, 6-7). Одинъ и Тотъ же, оставаясь безтѣлеснымъ, облекся въ тѣло. Одинъ и Тотъ же непоколебимъ въ Своей мощи и подверженъ страданіямъ въ нашемъ безсиліи. Одинъ и Тотъ же не сходитъ съ отцовскаго трона и [одновременно] распинается нечестивыми на Крестѣ. Одинъ и Тотъ же есть Побѣдитель смерти, восходящій выше всякой высоты небесной, и въ то же время вплоть до скончанія вѣка остается со всей Церковью. Наконецъ, Онъ, собираясь прійти въ той же самой плоти, въ которой вознесся, какъ претерпѣлъ нѣкогда судъ неправедныхъ, такъ и собирается [въ дальнѣйшемъ] судить поступки всѣхъ смертныхъ. Поэтому, не занимая времени многочисленными свидѣтельствами, достаточно привести изъ Евангелія блаженнаго Іоанна одно, въ которомъ Самъ Господь намъ говоритъ: Истинно, истинно говорю вамъ: наступаетъ время, и настало уже, когда мертвые услышатъ гласъ Сына Божія и, услышавъ, оживутъ. Ибо, какъ Отецъ имѣетъ жизнь въ Самомъ Себѣ, такъ и Сыну далъ имѣть жизнь въ Самомъ Себѣ. И далъ Ему власть производить и судъ, потому что Онъ есть Сынъ Человѣческій (Ін. 5, 25-27).

Здѣсь въ одной фразѣ показано, что Одинъ и Тотъ же есть и Сынъ Божій, и Сынъ Человѣческій. И отсюда ясно, какимъ образомъ намъ слѣдуетъ вѣрить въ Господа Христа въ единствѣ Лица. Онъ есть Сынъ Божій, благодаря которому мы появились на свѣтъ, и Онъ же, принятіемъ плоти ставъ Сыномъ Человѣческимъ, умеръ, по словамъ Апостола, за наши грѣхи и воскресъ для нашего оправданія (Рим. 4, 25).

VI.

Такое исповѣданіе, возлюбленные, не страшится никакихъ разномыслій и не поддается никакимъ заблужденіямъ. Ибо открылась намъ отъ начала обѣщанная и прежде вѣковъ пріуготовленная милость Бога. Благодаря ей единственной смогли пасть узы плѣненія человѣческаго рода, которыми совращающій творецъ грѣха сковалъ перваго человѣка и все его потомство, а покоренный родъ подчинилъ себѣ первороднымъ паденіемъ. Оправданіе людей стало возможнымъ лишь потому, что Единородный Богу сподобился стать Сыномъ Человѣческимъ, то есть Единородный (имѣющій ту же сущность) Отцу Богъ также сталъ истиннымъ человѣкомъ, единосущнымъ по плоти Матери. Такъ давайте возрадуемся, потому что спастись мы можемъ только черезъ обѣ сущности, ни въ чемъ не отдѣляя видимаго отъ невидимаго, плотскаго отъ безтѣлеснаго, страстнаго отъ безстрастнаго, ощутимаго отъ неосязаемаго, образа раба отъ образа Бога. И хотя одна [сущность] покоится въ вѣчности, а другая возникла во времени, однако онѣ сошлись въ такое единство, такъ что ихъ нельзя ни раздѣлить, ни уничтожить, ибо возвышающій и возвышенный, прославляющій и прославленный такъ соединились другъ съ другомъ, что и въ величіи, и въ униженіи ни Божественное во Христѣ не отчуждалось отъ человѣческаго, ни человѣческое отъ Божественнаго.

VII.

Именно такъ вѣруя, возлюбленные, мы становимся истинными христіанами и подлинными израильтянами (Ін. 1, 47). Воистину тогда мы приняты въ сообщность сыновъ Божіихъ. Вѣдь всѣ святые, жившіе до нашего Спасителя, были черезъ эту вѣру оправданы и черезъ это Таинство содѣлались тѣломъ Христа, ожидая всеобщаго искупленія вѣрующихъ въ сѣмени Авраама, о которомъ Апостолъ говоритъ: Аврааму даны были обѣтованія и сѣмени его. Не сказано: и потомкамъ, какъ бы о многихъ, но какъ объ одномъ: и сѣмени твоему, которое есть Христосъ (Гал. 3, 16). Именно поэтому Евангелистъ Матѳей, дабы доказать, что данное Аврааму обѣщаніе исполнилось во Христѣ, перечисляетъ послѣдовательность родовъ (Мѳ. 1, 1-16) и показываетъ, какому изъ нихъ даровано благословеніе. Евангелистъ Лука, касаясь Рожденія Господа, также перечислилъ въ обратномъ порядкѣ послѣдовательность Его родовъ (Лк. 3, 23-38), засвидѣтельствовавъ, что и тѣ вѣка, которые предшествовали потопу, связаны съ этимъ Таинствомъ, и всякая передача наслѣдованія съ самаго начала стремилась къ Тому, въ Комъ одномъ заключалось спасеніе всѣхъ.

Такъ что не слѣдуетъ намъ сомнѣваться въ томъ, что, кромѣ Христа нѣтъ другого имени подъ небомъ, даннаго человѣкамъ, которымъ надлежало бы намъ спастись (Дѣян. 4, 12), и Онъ съ Отцомъ и Святымъ Духомъ, равный въ Троицѣ, живетъ и царствуетъ во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Святитель Левъ Великій. Слова на Рождество Христово. / Переводъ Д. Зотова.
taken from here

Итак напрасно трудились народы и племена, Свящ. Предание., месяцеслов, Утешение велие.

Previous post Next post
Up