мысли вслух.

Jan 27, 2020 11:58



в этом году Феофании пришлась на воскресенье.
волей-неволей сравниваешь типики. Принцип - Господский двоенадесятый - воскресное не читается, - соблюдается и в церквах с греческими книгами и с книгами русской печати.

но всё же не одинаково. и в таких случаях всегда хочется понять важно-неважно, и аще важно, то и что вернее, ну или хотя-бы лучше.

правда сейчас о литургике как-то даже писать тяжело - снявши голову плакали по волосам, обезглавленный может заплакал бы сам..
и всё же службы совершаются, и смысл в их верном совершении всё-таки есть.

итак.
постные Великие часы, вместо тритекти и Божеств. Литургии сносятся с непостного субботнего дня на пяток.
и здесь явное согласие, хотя по идее пяток страдает.
если приход-монастырь хотя мало-мало размерный, два,три иереоса есть, и личного состава хватает не только на администрирование и хоз-работы, а ещё и на богослужение, то литургия пятка отменяется. за то в субботу - пожалста. тут различия нет, хотя выглядит странно - пятница в которую едят мясо животных предлагается воздержаться от причастия Тела Христова ради воздержания. однако этому столетия и этим живут, поживём и мы.

но к службе Феофании различие появляется. после литургии субботы служат вечерню, великую. с чтениями, и у нас без литургии, по русским книгам с литургией. уже второй в этот день. далее же, если это обитель и типик обители ещё ктиторский, дающий бдения на Двоенадесятые, идёт бдение и за ним литургия ночью, от степени ленивости/крутости - сразу/ подождамши пару часов+ освящение В. Агиасмы. Днём снова освящение где-нибудь на брезе моря-акияна, аще обрящеться. счастливые же миряне ждут утра с утренней, литургией и освящением.

не то по книгам русским. там вторая литургия на вечерни+ освящение, а потом Мефимоны с утренней.

ну с исторически понятным желанием читать утреннюю службу не утром, рассусоливать не буду. сам грешен. желание прочитать всё зараз и потом в выходной есть, пить, веселиться.. ладно.
Но литургия-то на вечерне служиться чтобы не нарушать пост дня предшествующего празднику, чтобы она относилась к службе следующего дня - самого праздника. ради этого царские часы и т.п.. но их в субботу не было, да и поста не было- была литургия субботы. зачем вторая литургия в субботу? зачем мефимоны -нарочитая принадлежность пост-постной службы в литургически непостную субботу?
одну Субботу постимся в году , но и даже там нет мефимонов.
оправдаться бдением? так оно бывает на Феофании и в греческих, и в болгарских монастырях. но обычное - вечерня с чтениями и утрення.
я конешно не призываю что-то менять, но этом отношении греческие типики мне ближе.
могу предположить , что причиной появления такого было грубое понимание слов ничего воскресного не служим а всё празднику. мефимоны со своей нечастостью психологически были восприняты как неотъемлемая часть празднования Феофаний.(предлагаю лекарство - почаще читайте их когда положено великим постом и другими постами - и насытитесь ими под завязку. аще их читать поскору они и то получаются больше обычной малой вечерни - повседневной)

литургика, околоцерковные сплетни

Previous post Next post
Up