Дивен Бог во святых Своих.

Jan 05, 2009 22:48




Тропарь свмч. Павла, глас 2:

Священномучениче Павле, в годину лютых гонений на Церковь российскую, правду церковную удержал еси, и отложился еси от собратий твоих в правде церковной неустоявших: сего ради и изыде на скорбь и лишения, крест свой носяще и радость ангелом бысть, наставниче наш и молитвениче о душах наших.

Кондак, глас 6.

Днесь земля и Небо ликовствуют/ и ангели незримо воспевают,/ демонская полчища посрамляются,/ вернии же человецы утешение приемлют,/ в памяти священномученика новаго Павла,/ живый бо и присносущный век возлюби,/ суетная же мира сего презре,/ с христоборцы же согласие возненавиде:/ темже любве Божественныя ни от кого же отлучен быв/ и со дерзновением молится о чтущих память его.

Сегодня совершалась память новосвмч. Павла (Кратирова) еп. Ялтинскаго.

Краткая заметка о нем в приходском календаре:

Одним из основных центров антисергианского движения на Украине был Харьков - тогдашняя её столица. В конце 1920-х в там проживало много ссыльных священнослужителей. На положении ссыльного с подпиской о невыезде с весны 1925 жил в этом городе и Епископ Старобельский Павел (Кратиров). Он не признавал митр. Сергия ещё до опубликования Декларации, считая его захватчиком высшей церковной власти, которая с 1926 года должна была принадлежать Митр. Ярославскому Агафангелу, и за это он был запрещён в священнослужении экзархом Украины митр.Михаилом (Ермаковым). Резко отрицательно Еп.Павел встретил и Декларацию митр.Сергия. Сразу же после её выхода в свет он отзывался так:

Печально, когда это делает власть, но когда это же начинает делать церковный деятель, когда напряжённые отношения между Церковью и властью он начинает объяснять только как следствие контрреволюционных настроений церковных кругов, то такому поведению трудно найти имя. До сих пор этими инсинуациями занимались обновленцы и прочие предатели и враги Церкви Христовой. И мы, и за себя лично, и от лица всей Церкви с негодованием отвергли все такие обвинения как ложь и клевету. Но теперь к этому хору лжесвидетелей присоединяется и Заместитель Патриаршего Местоблюстителя со своим Временным Патр. Св.Синодом...

Ясно, почему вместе с легализацией Синода не легализуется тем самым и вся Церковь. Так бы оно должно быть, если бы Синод был действительно центром Церкви, единым с нею в мысли и жизни. Но не так на самом деле! И с легализацией Синода Церковь продолжает пребывать в бесправном состоянии, ибо легализуется не Церковь, а всего лишь новая ориентация, носящая, к слову сказать, ярко политический характер.

В конце 1927 он отправил письмо Митр. Ярославскому Агафангелу и остался вполне удовлетворён ответом, т.к. последний назвал Сергия узурпировавшим церковную власть. В апреле 1928 Еп.Павел отослал митр.Сергию официальное заявление об отделении от него, и в этом же месяце постановлением «Свящ.Синода» он был запрещён в священнослужении.

Еп.Павел выступил, прежде всего, как сильный идейный оппонент митр.Сергия. Он стал автором трёх широко разошедшихся по стране произведений. Первое из них, написанное в феврале 1928 называлось «Наши критические замечания по поводу второго послания митр.Сергия». Вл. Павел указывал, что нижегородский митрополит открыто боролся за власть в Церкви, получив же её, самовольно вступил на новый курс и, призывая всех к миру, начал налагать на несогласных с ним церковные прещения.

Если бы митр.Сергий действительно желал до Собора сохранить единство Духа в союзе мира, «чтобы не разрывать хитона Христова», как он выражается, то, оказавшись всякими неправдами и правдами во главе церковного управления, он не пугал бы напрасно церковными канонами непризнающих его, как это делает он всё время с большим усердием; не налагал бы единолично запрещений на десятки несогласных с ним епископов, а с должным смирением, поставивши собственную каноничность под знаком вопроса в единстве Духа и в союзе мира, ожидал бы будущего Собора, который разобрался бы в том, кто прав и кто виноват в церковных смутах, и каждому воздаст по делам его... Митр.Сергий возлагает свою надежду на небесного Пастыреначальника, что Он в трудную минуту не оставит нас сирых, и упование не посрамит его... Мы перейдём за границу возможного, если разделять будем надежды митр.Сергия на то, что Господь будет ему Помощником в его деяниях!.. Правильнее будет думать, имея в виду его последние выступления, исполненные искательства перед сильными мира сего, что Господь оставил его и Дух Божий отступил от него.

Здесь же Еп. Павел и призвал митр.Сергия к покаянию:

Мы же горячо убеждаем его самого принести, во имя блага Церкви, в жертву своё самолюбие и властолюбие, которыми он до сих пор руководился больше, чем боголюбием, и снова чистосердечно покаяться во всех своих церковных прегрешениях, а управление Церковью предоставить тому, у кого оно было им отнято.

3/16 апреля 1928 Еп.Павел пишет своё «Первое письмо епископа», обращённое к безымянному иерарху, поддерживающему митр.Сергия. В нём он говорил, что не надо опасаться разделений в церковной среде, и, напротив, приветствовал протест грозной работе митр.Сергия. В послании говорилось:

Церковь Христова это не что иное, как Царство Божие, а оно, по словам Спасителя, внутри нас. Неужели же это Царство Божие внутри нас нуждается во всей этой мерзостной системе, которую допускает митр.Сергий во взаимоотношениях со внешними!?. Неужели же из-за сохранения церковно-хозяйственного имущества (храмы, здания, утварь), канцелярии и её принадлежности можно продать Христа и Царство Божие!?. При данной церковно-исторической обстановке всякая легальная Церковь становится неизбежно блудницей Вавилонского богоотступления. Я не могу не возмущаться и не страдать при виде червленно-заблудной Церкви, потому что я сам блудный и многогрешный имею великую нужду в целомудрящей нас Церкви-Деве, носящей белую одежду целомудрия и совершенно чистой, незапятнанной Невесте Христовой, могущей спасти меня многогрешного... Так как сергиевская церковь надела на себя червленую ризу блудницы, то чрез это стала повинной и преступной во всём... Сергиевская церковь, подобно обновленческой, теперь свирепствует, господствует, запрещает, высылает и через это являет себя цезаро-папистской организацией в самом гнуснейшем смысле слова. А посему я ухожу в пустыню, в той надежде, что в данное время только пустынная, лягальная (от слова лягать, то есть поносимая) Церковь может указывать тот истинный путь к вечному спасению, по которому должно идти христианину... Легализация Церкви Христовой или Царства Божия в наших условиях равно, что говорить о круглом квадрате или о тёмном свете, горячем льде и т.п. По всему видно, что из пустыни мне уже не выбраться пока, да и я сам спешу туда, чтобы укрыться там, пока пройдёт гнев Божий. Скорблю только о том, что среди архипастырей Русской Церкви нашлось немало последователей практически - смрадного сергиевского блудословия... А вот почему я отрекаюсь от сергиевской церкви. Тело церковное с внешней стороны как будто и целое и всё в порядке, но через богоотступление голова уже отрублена. И сколько бы митр.Сергий ни кричал о верности Православию, но самого главного уже нет. Получилась не Церковь, а церковная партийная организация, ориентация. Налицо не корабль церковный, а сергиевская ладья-душегубка. Покайся, пока не поздно. Позже тебе уже не удастся выскочить, сам знаешь почему.

В мае 1928 Вл.Павел написал открытое письмо «О модернизированной церкви, или о сергиевском православии», адресованное неизвестному брату о Христе, в котором доказывал, что Декларация затрагивает саму суть православно-церковного вероучения:

Митр.Сергий не лично от себя и своего Синода, но от имени всей Православной Кафолической Церкви поклонился человекобогу, говорящему гордо и богохульно... Я, грешник, думаю, что таких церковных деятелей нужно назвать не только еретиками и раскольниками, но и богоотступниками. Ведь митр.Сергий вводит в церковное богослужение неслыханную в истории Церкви ересь модернизированного богоотступничества, естественным последствием которой явилась церковная смута и раскол... Итак, митр.Сергий попрал не внешнюю сторону, а самое внутреннее существо церковного Православия. Ведь осанна Христу и Антихристу, исполняемая сейчас в христианских храмах, касается самой сущности христианской веры и представляет собою явную апостасию - отпадение от веры, богоотступление... Митр.Сергий своей суемудреной и злочестивой декларацией и последующей антицерковной работой создал новый обновленческий раскол или сергиевское обновление, которое, сохраняя для малых сих фикцию Православия и каноничности, гораздо преступнее первых двух обновлений (1922 и 1925 гг.). Тем, кто поплёлся за митр.Сергием, возвращение на путь истины - задача трудная, сопряжённая с немалыми скорбями и лишениями. Но я, грешный, вижу всё и живу надеждой на Бога, Милующего, Умудряющего и Укрепляющего немощных...

Всего Еп.Павел написал, по его словам, четыре рассуждения на тему, кто должен управлять Русской Церковью, два обращения к сов.власти и письмо к старобельским благочинным в ответ на их коллективное обращение с упрёком о непризнании митр.Сергия. Тогда, во время своего святительского служения Вл.Павел возглавлял около 40 приходов в Харьковском, Сумском и Днепропетровском округах. Со всеми своими посланиями Владыка знакомил священников и мирян.

От известного харьковского протоиерея Николая Загоровского, проживавшего в Ленинграде, Еп.Павел узнал о Еп. Гдовском Димитрии (Любимове), возглавившем после ареста Митр.Иосифа (Петровых) лягальную Церковь, и в июне 1928 отправил ему письмо с сообщением, что ещё в 1926 вышел из ведения митр.Сергия и просьбой принять его в молитвенное общение. Еп.Димитрий запросил соответствующие документы и объяснения и после их получения прислал благожелательный ответ с предложением окормлять ближайшие истинно-православные общины. С этого времени между архиереями установилась переписка. Например, летом 1928 Еп.Павел в одном из своих писем просил разъяснений и руководящих указаний по таким вопросам: как относиться к запрещениям, наложенным митр.Сергием, существуют ли планы организовать новое церковное управление и легализовать его перед гражданской властью. В письме также говорилось:

Не поставлены ли мы долгом своего служения пастырского в необходимость препятствовать на каждом шагу существующей власти в её работе. Разве можем мы одобрять безбожное воспитание в современных школах. Разве допустима классовая борьба... Не более ли достойно нашего великого служения прямо и откровенно засвидетельствовать власти, что пути наши ведут в разных направлениях и что мы можем говорить только о своём желании быть лояльными, но делами своими свидетельствовать свою лояльность не можем. Разве можем одобрять вступление в коммунистическую партию...

По поводу введённого митр.Сергием поминовения гражданских властей Вл.Павел говорил, что возглас:

«О богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея» воспринимается как кощунственный клич типа: «О благополучном пребывании богоотступления, Господу помолимся», или: «О искоренении Христовой веры, Господу помолимся».

Конечно же, кровожадная антихристова власть не могла допустить существования на подвластной ей территории такого ревностного архипастыря. 17 января 1931 Владыка был арестован и по пост. КОГПУ от 2 января 1932 приговорён к 10 годам лагеря. 5 января этого же года, вероятно, истощенный жестокими пытками и мучениями, он скончался в харьковской тюремной больнице.

Утешение велие.

Previous post Next post
Up