Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли

Sep 27, 2012 20:28







Свт. Андрей, архіеп. Критскій († ок. 713 г.)
Слово на день Воздвиженія Честнаго и Животворящаго Креста [1].
Возлюбленные! Пусть, подобно органу радованія, звучатъ нынѣ слова и пѣсни наши. Возьмемъ псалтирь съ гусльми (Псал. 80, 3), воспоемъ Богу нашему, воспоемъ разумно (Псал. 46, 8), - воспоемъ славу Воздвиженія. Покажемъ, гдѣ въ Писаніи явленъ образъ Воздвиженія: можетъ быть, мы узнáемъ отсюда, какъ велико и премірно Воздвиженіе креста - и что не напрасно обрѣтеніе его празднуется во всей землѣ по всѣмъ Божіимъ церквамъ. Итакъ, воздвигается крестъ, являющійся изъ земли, недавно сокрытый завистію. Воздвигается крестъ (не для прославленія: ибо какую бóльшую славу онъ можетъ пріобрѣсти, когда къ нему былъ пригвожденъ Христосъ?), дабы прославленъ былъ Богъ, въ немъ покланяемый и имъ проповѣдуемый. Воздвигается крестъ, дабы съ нимъ вознесенъ былъ рогъ нашъ. Воздвигается крестъ, дабы смирить гордаго; воздвигается крестъ, дабы связать крѣпкаго и чрезъ насъ расхитить сосуды его. Воздвигается крестъ, дабы явилась тщетною зависть іудеевъ, дабы не сокрывалось погребенное въ землѣ сокровище жизни, дабы мы пріяли бисеръ, который распинатели показали намъ противъ своего желанія.

Сокровище жизни не могло оставаться неизвѣстнымъ до конца, и несчастные, допрашиваемые различными способами и обличаемые своею злобою, не могли укрываться отъ недремлющаго ока. Что же поэтому дѣлаетъ Богъ, на крестѣ и крестомъ содѣлавшій спасеніе посредѣ земли (Псал. 73, 12)? - Вложилъ царицѣ горячее желаніе, а на нихъ послалъ страхъ, смутившій всю ихъ жизнь. Когда они увидѣли, что не могутъ воспрепятствовать розысканіямъ, то, показывая вмѣсто нежеланія согласіе, открыли многоцѣнное знаменіе Владыки. А оно выходитъ изъ преисподнихъ земли, какъ бы изъ нѣкотораго иного неба, подобно солнцу, сіяя лучами Владыки. Вышло изъ сокровищницъ земли знаменіе Владыки, - знаменіе, потрясенныя которымъ адскія пещеры освободили содержимыя въ нихъ души. Какъ женихъ изъ чертога, вышелъ изъ земной опочивальни крестъ Господень, изъ-за котораго обрученная Христу церковь языческая отвергла многообразное нечестіе эллинское. Вышла духовная жемчужина вѣрныхъ, утвержденная на вѣнцѣ Христовомъ, дабы озарять всю вселенную. Вышло украшеніе Церкви - крестъ Христовъ, дабы украсить всяческую земную тварь. Вышелъ крестъ, какъ невинный изъ темницы, дабы призвать виновныхъ, - неудержимый узами, дабы освободить связанныхъ, - изъ темныхъ мѣстъ свѣтильникъ свѣта, дабы (разгнавъ тьму невѣдѣнія) разлить свѣтъ познанія. Итакъ, по справедливости Церковь, радуясь о крестѣ Христовомъ, облекается въ свой хитонъ и, являясь подобно невѣстѣ, чествуетъ наступленіе настоящаго дня. По справедливости сіе множество людей собралось нынѣ, дабы узрѣть явленный нынѣ крестъ и поклониться Христу, котораго видитъ возносимымъ вмѣстѣ съ нимъ (крестомъ): ибо онъ явился, чтобы быть воздвигнутымъ, и воздвигается, чтобы его видѣли. Какой-же это крестъ? Недавно сокрытый на Голгоѳѣ, теперь вездѣ почитаемый. Ему мы празднуемъ сегодня, ради него собираемся. Онъ - причина настоящаго праздника. Таково объясненіе таинства.

Впрочемъ, пора посредствомъ свидѣтельства Писанія содѣлать достовѣрнымъ и воздвиженіе самаго креста, какъ это мы обѣщали немного ранѣе. Надлежало тому сокрытому и животворящему древу быть поставленнымъ (какъ городу на верху горы, или какъ свѣтильнику на свѣщницѣ), дабы оно было видно всему міру. Поэтому-то, конечно, первые изъ христіанъ, при общемъ торжествѣ всей Церкви, повелѣли воздвигнуть его на высоту и какъ бы съ высокой башни показать всему собранію. Это же нынѣ дѣлаютъ принявшіе достоинство первосвященническое. Восходя на возвышенное мѣсто церкви и воздвигая на высоту сей многочестный и преславный крестъ, они многократно поднимаютъ его и показываютъ народу, только что не восклицая: «се обрѣтено утаенное сокровище спасенія! се - печать, которою мы назнаменались! Вотъ - крестъ, чрезъ который мы познаны Распятымъ! Вотъ - рогъ, которымъ мы избодемъ враговъ нашихъ (Псал. 43, 6), въ которомъ мы безопасно избѣжимъ сѣтей противника, - уповая на который, мы будемъ считать раны демоновъ стрѣлами младенцевъ (Псал. 54, 22). Вотъ нынѣ мы видимъ животъ висящъ предъ очами нашими» (Втор. 28, 66). Итакъ, внемлемъ пророку, который говоритъ: возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножію ногу Его, яко свято есть (Псал. 98, 5). Воспоемъ съ Давидомъ пѣснь Давидову: вознесися на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя (Псал. 107, 6), вознесися судяй земли (Псал. 93, 2), да укрѣпится рука Твоя, и вознесется десница Твоя (Псал. 88, 14), не забуди убогихъ Твоихъ до конца (Псал. 73, 19), во благоволеніи Твоемъ вознесется рогъ нашъ (Псал. 88, 18). Внидемъ въ самый рай Писанія, соберемъ, какъ цвѣты, приличныя этому времени (изреченія), возьмемъ въ руководители пророковъ, которые предвозвѣщаютъ Воздвиженіе креста.

И первый пусть ведетъ насъ Моѵсей, служитель Божій и законодатель, вознесшій мѣднаго змія, не затѣмъ, чтобы онъ былъ прославленъ, но чтобы послужилъ знаменіемъ (и ядомъ мѣди изображая ядъ злобы, какъ на судѣ, показывалъ сходство мѣди со зломъ). И самъ Моѵсей воздвигъ нѣкогда руки (Исх. 17, 11), прообразуя распеншагося Христа и воздвигаемый нынѣ крестъ. Уловляя нѣкогда Амалика, Іисусъ молился: да станетъ солнце прямо Гаваону и луна прямо дебри Елонъ (Нав. 10, 12), не для того только, чтобы возвѣстить день креста, въ который распрострется тьма по всей земли (Матѳ. 27, 45), и не для того только, чтобы въ сей день сдѣлать достовѣрною высоту силы Божіей и мышцу Его, вознесшуюся надъ врагами, но чтобы показать и воздвиженіе креста, и прообразовать восхожденіе на немъ Солнца Славы. И Авраамъ принесъ жертву (Быт. 22, 13) во образъ таинственнаго жертвоприношенія, но, повинуясь внезапному гласу съ высоты, заклалъ на вершинѣ горы агнца, прообразуя вознесеніе креста на высоту. Бывшіе съ Азаріею въ огнѣ Вавилонской пещи, молясь, нѣкогда воздвигли руки на высоту и угасили поднявшееся въ ней пламя огненное (Дан. 3, 24), воздвиженіемъ рукъ изображая возносимый крестъ. Іона воздвигъ нѣкогда гласъ (Іон. 2, 2), крестовидно совозвысивъ руки, и тотчасъ привлекъ свышнюю силу, будучи невредимо изверженъ звѣремъ. Славная Іудиѳь воздвигла нѣкогда мечъ надъ главою спящаго Олоферна (Іудиѳ. 13, 9), прообразуя воздвиженіе Креста, и содѣлала спасеніе Израилю. Даніилъ нѣкогда во рву львиномъ воздвигъ гласъ къ Вышнему, прообразуя воздвиженіе креста, когда пророкъ Аввакумъ, восхищенный въ мгновеніе ока, принесъ ему пищу (Дан. 14, 30). А что думаетъ Іеремія, говоря отъ лица богоубійцъ: пріидите и вложимъ древо въ хлѣбъ его и потребимъ отъ земли живущихъ (Іер. 11, 19). И что значатъ подобныя этимъ слова Исаіи, который говоритъ нѣгдѣ: яко овча на заколеніе ведеся, и яко агнецъ предъ стрегущимъ его безгласенъ. Во смиреніи Его судъ Его взятся. Яко вземлется отъ земли животъ Его. И той грѣхи многихъ вознесе (Ис. 53, 7-8. 12)? Куда (вознесе), если не на древо крестное, пригвоздивши къ которому сей хлѣбъ, они не оставили Его прежде, чѣмъ вознесли Его на высоту, во свидѣтельство видящимъ и во образъ настоящаго Воздвиженія? Какъ, въ самомъ дѣлѣ, назвать это, если не воздвиженіемъ и явленіемъ креста, равно какъ и закланіемъ Агнца, вознесеннаго на крестъ и пригвоздившаго грѣхи міра, чѣмъ ясно указано на Воздвиженіе креста?!. Но довольно приводить свидѣтельства изъ Писанія, предвозвѣстившія Воздвиженіе креста, дабы многіе не пресытились словомъ.

Мы же, поклоняясь въ немъ (крестѣ) Христу, помыслимъ о величіи силы Его и о чудесномъ Его домостроительствѣ о насъ чрезъ крестъ, какъ говоритъ Божественный Давидъ: Богъ царь нашъ прежде вѣкъ содѣла спасеніе посредѣ земли (Псал. 73, 12). Сей крестъ есть и видимое древо и часто въ Писаніи называется «знаменіемъ». И подлинно, что значатъ слова Давида: сотвори со мною знаменіе во благо (Псал. 85, 17), знаменася на насъ свѣтъ лица Твоего, Господи (Псал. 4, 8), далъ еси боящимся Тебе знаменіе, еже убѣжати отъ лица лука (Псал. 59, 6)?! Или что говоритъ и Самъ Господь въ Евангеліи: и тогда явится знаменіе Сына человѣческаго (Матѳ. 24, 30), и прежде сего: родъ сей знаменія ищетъ, и знаменіе не дастся ему, токмо знаменіе Іоны пророка (Матѳ. 12, 39; Лук. 11, 29), которое и само объясняется крестомъ? А что хотѣлъ сказать Сѵмеонъ Богопріимецъ, благословляя Дѣву, когда принялъ во образѣ младенца Господа и произнесъ: се лежитъ сей на паденіе и на востаніе многимъ во Израили, и въ знаменіе пререкаемо (Лук. 2, 34)? Не ясно ли словомъ «знаменіе» онъ указалъ на крестъ? Крестъ называется также «силою», на что указываетъ Давидъ: сказалъ еси силу Твою въ людехъ Твоихъ (Псал. 76, 15), - и «мышцею»: избавилъ еси мышцею Твоею люди Твоя (Псал. 76, 16). А что сила Христова есть крестъ, объ этомъ послушай Павла, который говоритъ: слово крестное погибающимъ убо юродство есть, а спасаемымъ намъ сила Божія есть (1 Кор. 1, 18. 24). Послушай и Самого Господа, Который говоритъ Моѵсею: «ожесточая ожесточу сердце Фараоново, дабы явить на немъ всю силу Мою» (Исх. 4, 21; 7, 3; 9, 12), указывая здѣсь на силу, явленную чрезъ жезлъ Моѵсеевъ не безъ прообраза креста, на силу всемогущую - содѣтельницу преславныхъ чудесъ Его. Такъ научились мы и мыслить, и мудрствовать о крестѣ; такъ всегда мы увѣщаваемъ вѣрный народъ Божій чтить и величать крестъ: ибо имъ были уловлены языки, повсюду разсѣялась вѣра. Воздѣлавъ имъ, какъ раломъ, безплодное человѣческое естество, ученики Христовы приготовили Церкви обильную жатву увѣровавшихъ во Христа. Укрѣпляемые имъ (крестомъ) мученики и падая поражали мучителей. Чрезъ него познанъ Христосъ, и церковь вѣрныхъ, постоянно раскрывая Писанія, вводитъ Сына Божія, Самого Бога Господа, громогласно возвѣщающаго: аще кто хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возьметъ крестъ свой, и послѣдуетъ Ми (Лук. 9, 23). Чрезъ него вездѣ процвѣтаетъ и проповѣдуется христіанство. Имъ укрѣпляется царская власть, утверждается государство, изнемогаютъ враги, какъ громомъ поражаются демоны: ибо мы вѣруемъ, что имъ и въ немъ спасаются, и онъ есть знаменіе Сына Человѣческаго, и въ немъ, по написанному, всяка плоть узритъ спасеніе Бога нашего, и воззрятъ іудеи нань, его же прободоша (Зах. 12, 10). Мы же, ходящіе во свѣтѣ Его, съ нимъ прославимся и воцаримся вмѣстѣ съ Богомъ, составивъ съ ангелами одинъ ликъ вокругъ Святыя Троицы, покланяемой во Отцѣ и Сынѣ и Святомъ Духѣ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] См. Curs. Compl. Patrolog. Migne, tom. XCVII, col. 1036-1046.
Источникъ: Слово на день Воздвиженія Честнаго и Животворящаго Креста, иже во святыхъ отца нашего Андрея, архіепископа Критскаго. // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе, съ прибавленіями. 1899. Второе полугодіе. - СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1899. - С. 1473-1477.

Слово святого отца нашего Андрея взято здесь. с огромной признательностью russportal

Бумаги церковныя., Свящ. Предание., служебное, Утешение велие.

Previous post Next post
Up