21 марта на площадке ОП РФ при участии уполномоченного по правам ребенка в РФ Павла Астахова, а также ряда экспертов в медицинской, психологической и социальной сфере, представителей профильных министерств, родительской общественности, РПЦ и мусульманской общины, прошел круглый стол по защите прав новорожденного ребенка на жизнь и охрану здоровья. На мероприятии обсуждался законопроект по легализации беби-боксов в РФ, а также сам факт распространения такой практики у нас в стране. Законопроект подвергся жесткой критике, а такое устройство как бэби-боксы было признано опасным для общества.
Речь идет о внесенном 25 декабря 2015 г. в Госдуму проекте закона № 964 592−6 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Эта инициатива позволяет анонимно передавать в медицинские учреждения детей до шестимесячного возраста без какой-либо возможности контроля над процессом со стороны государства.
Участники круглого стола сошлись во мнении, что бэби-боксы не спасают новорожденных от убийства своими матерями, так как в эти ящики детей несут не женщины-убийцы, а женщины, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Эти женщины должны были пройти через систему профилактики отказов от детей, пройдя через которую до половины женщин меняют решение и оставляют детей себе.
На круглом столе выступила член Общественной палаты г. Дубны Московской области Большакова А.Е. с докладом: «Работа бэби-боксов и инфантицид в регионах России. Анализ статистики»
Click to view
По итогам «круглого стола» Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ Павел Астахов намерен попросить Госдуму снять с рассмотрения законопроект, легализующий беби-боксы.
Участники круглого стола приняли следующие рекомендации:
Смысл законопроекта выходит за рамки декларированной цели заботы о спасении новорожденных, так как законопроект позволяет приносить и оставлять не только новорожденных, и не только своих детей.
Сама идея предоставить родителям возможность анонимного оставления ребёнка в ящиках для «ненужных детей», противоречит нравственности, Конституции РФ, федеральным законам и подзаконным актам. Для участников круглого стола очевидно, что идея оставления детей в ящиках - это, фактически шаг к расчеловечиванию.
Предложенная идея не решает проблему убийств новорождённых. Состояние женщины, готовой на убийство ребёнка - это не то состояние, в котором относят в беби-бокс. В беби-боксы детей несут не матери-убийцы, а женщины, находящиеся в отчаянии, помочь которым из-за анонимности отказа становится невозможно.
В то же время, установка бэби-боксов провоцирует отказы от новорождённых.
Острота проблемы убийств новорождённых неуклонно снижается благодаря предпринимаемым в регионах обычным методам профилактики отказов от детей и социальной поддержки материнства.
Идея бесконтрольного анонимного оставления детей удобна не для заявленной цели, а для различных «обходных» схем обеспечения спроса на детей, включая криминальные. В беби-бокс может принести ребёнка не только мать. В частности, заинтересованность отдельных учреждений в беби-боксах может быть вызвана спросом на новорожденных детей со стороны потенциальных усыновителей.
Более того, анонимность, если во имя ее соблюдения у «окон жизни» будут отсутствовать камеры наблюдения, может привести даже к последствиям террористического характера.
В виду этой тенденции, целесообразно, наоборот, уточнить уже существующие нормы анонимного приёма детей, чтобы исключить возможность подобных махинаций.
Эксперты и родительская общественность убеждены, что легализация бэби-боксов приведёт к провокации граждан к отказу от детей, а анонимность процедуры отказа создаст благоприятные условия для различных криминальных схем с неучтёнными детьми. Более того, анонимность, если во имя ее соблюдения у «окон жизни» будут отсутствовать камеры наблюдения, может привести даже к последствиям террористического характера.
Выступавшие отметили и полное непонимание авторами идеи бэби-боксов того, как действуют российское дознание и правосудие в случае, если в следственные органы поступило сообщение о неожиданной «пропаже» у женщины ребенка. Если мать, отказавшаяся от младенца официально в роддоме, имеет справку о его оставлении, то мать, положившая дитя в «ящик», не имеет никаких доказательств того, что она его не убила или не продала, а значит, она будет осуждена по соответствующей статье. Вряд ли предполагается вообще отменить расследования по такого рода поступающим сигналам. Ведь это значило бы открытие широчайшего черного рынка сбыта неучтенных детей и отсутствие наказания за тяжкие преступления.
Специалисты Министерств здравоохранения регионов Российской Федерации, социальной защиты, некоммерческих организаций, специализирующихся на помощи женщинам, находящимся в кризисной ситуации, активисты общественных организаций по защите семьи в разных регионах страны выступают категорически против установки ящиков для детей.
Также было высказано недоумение действиями лоббистов рассматриваемого закона в Общественной палате РФ, не нашедшей нужным в течение года прислушаться к аргументированному мнению независимых экспертов и родительских организаций, выступавших против бэби-боксов. В результате обществу навязывалась через СМИ ложная однобокая картина.
Узаконивание беби-боксов приведёт к ослаблению ответственности материнства, родительства, оно противоречит семейной политике РФ, направленной на профилактику отказов от новорожденных. Приоритетная задача государства состоит в укреплении института семьи и, в частности, в сфере профилактики социального сиротства - в сохранении кровной семьи для ребёнка.
Источник:
сайт Общественной палаты Московской области.