Читаю автобиографические работы известного русского и советского педагога С.Т. Шацкого. Эти заметки он писал для того, чтобы как можно глубже показать на своем примере проблемы образования конца XIX века как школьного, так и высшего. Читаю это и как будто это о моем детстве и отрочестве написано. Некоторые подробности, конечно, меня не касаются (не учила я греческий), но основные смыслы, настроения - все то же самое испытала я через 100 лет после Шацкого. Основной смысл записок - дать понять, что образование дается как форма без содержания. Школьники не видят смысла вникать в предметы, а только их сдавать и получать оценки. А для того, чтобы получать хорошие оценки часто не нужно знать предмет, а нужно уметь подстраиваться под учителя, уметь его предсказывать, делать вид, что знаешь больше, чем на самом деле.
Все эти проблемы были характерны для моего обучения в школе в постперестроечный период нашей страны. Думаю, что сегодня в среднем ситуация такая же. Хотя, это вопрос дискуссионный.
Особенно меня поразил один момент.
В работе «Студенческие годы» Шацкий описывает свои метания по факультетам. Метаний мне удалось избежать в силу того, что это было сделать не так уж просто. Ему, впрочем, тоже было непросто переводиться, но все же он переводился дважды. Попав на факультет естественных наук Шацкий, понимая, что его проблемы состоят в том, что он не умеет работать, да и нет в процессе учебы возможности заняться именно работой, идет к преподавателям в лаборатории и просит взять его хотя бы служителем. Вот, что отвечает ему один из профессоров:
Вы, коллега, совершенно напрасно торопитесь; сначала вы должны сдать курс физиологии человека, а затем уже, на четвертом курсе, вы поработаете в лаборатории. Вот так будет лучше.
И не взял, даже служителем, чтобы мыть посуду. Конечно, ему, профессору, так будет лучше. Не нужно затрачивать излишние силы для того, чтобы индивидуально обучать одного студента, когда через два года он обучит сразу весь курс. А посуду мыть не взял ссылаясь на то, что еще ни один служитель не стал ученым.
И в моей биографии есть такой момент ровно с тем же результатом. На втором курсе физфака у меня возникло сильное желание приобщиться к науке не только через книжки, но захотелось и руками что-то сделать. Я подбила на это несколько своих одногруппников и мы пошли в деканат, чтобы нас куда-то направили. Нас направили к нашему куратору. Мы узнали, что у нас, оказывается, есть куратор. Нашли его, познакомились. И куратор сказал нам примерно то же самое, что и вышеуказанный профессор Шацкому. При этом мы еще прослушали длинный рассказ о жизни куратора, о его попытках заниматься бизнесом, и о возвращении в конце концов в альма матер. На втором курсе нам не помогли, а на третьем мы окончательно потеряли интерес.
На данный момент существуют попытки изменить принцип образования для того, чтобы замотивировать школьников и научить их учиться самостоятельно и с интересом. Например, мне известен метод обучения через игру. Не могу сказать, что он бесспорный. И основная претензия к этому методу, как и некоторым другим современным методам, состоит в том, что они развиваются в частном образовании, на негосударственном уровне (читайте - для богатых). А история показала, что образование должно быть максимально массовым. Впрочем, эксперименты тоже нужны. Не все же сразу вводить в массовое образование, как это делают наши неуемные современные реформаторы.