Доклад «Проблемы воспитания: конфликт ценностей»

Dec 13, 2014 20:31

Оригинал взят у eot_krsk в Доклад «Проблемы воспитания: конфликт ценностей»

image Click to view



Представляем вашему вниманию доклад активиста Родительского Всероссийского Сопротивления Дмитрия Дюбо о проблемах воспитания в современном обществе. Доклад был зачитан 22 ноября 2014 г. на Красноярском открытом родительском собрании.

Проблемы воспитания: конфликт ценностей

Понятие воспитания

Часто ли мы, родители,и задумываемся, а что же такое воспитание и как происходит этот процесс? Кто является основным субъектом воспитания? Кто его осуществляет?

Давайте разберемся вместе. Итак, Воспитание - это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.
Воспитание тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства.

Различают семейное, школьное и общественное воспитание. Школьное и общественное в современном мире приобрело очень важное значение. И в этом смысле, и семья, и школа, и общество являются равно важными элементами в формировании личности наших детей!

Школа в воспитании

Начнём со школы.

Стратегию в области образования в нашей стране задает элита российского образования из Российской Академии Образования и Высшей Школы Экономики. Во многом эти люди, ориентированы на западную культуру и её ценности. Значительная часть их семей живёт в Европе, они в 90-х преклонили колено перед западным миром, и отказались от собственной образовательной традиции. Министерство образования, в свою очередь, опирается на эту стратегию при разработке различных реформ, и текущей деятельности, выпуская директивы и нормативные акты. Работники школы(педагоги, завучи и директора школ) - кто-то осмысливает этот идущий от государственных верхов “тренд”, кто-то, не задумываясь, послушно “внедряет его в жизнь”. Пожалуй вы не найдете педагога, который бы умышленно делал что-то на вред нашим детям. Все они считают, что делают только хорошее. Однако, недавно мы общались с завучами Красноярских школ, и вот с чем столкнулись: каждый завуч, под спускаемыми директивами понимает свое. Например каждый из них по своему понимает какие ценности школа воспитывает в наших детях, кто-то считает что общечеловеческие западные, а кто-то говорит о национальных, традиционно русских. Но все, в целом, ориентируются на нормативные акты основанные на западных ценностях.

Что это значит? Это значит, что во-первых законы и регламентирующие акты пишутся так, что позволяют разнообразие интерпретаций и в пределе - под ними можно понимать что угодно. А во-вторых, это означает, что никто не может дать гарантированный ответ на вопрос: кого воспитывают в наших школах?! Как повезет! Если повезет, то воспитают ребенка в наших с вами традициях и ценностях, а не повезет, так вырастет личность ориентированная на современные западные ценности.

Общество в воспитании

Далее, дети, участвуя в общественных процессах, формируют представление о социально приемлемых ценностях и нормах. Рыночная экономика делает человека корыстолюбивым, эгоцентричным и жестоким. Наблюдая как норму: борьбу за денежное место, “шагание по головам”, циничное и прагматичное отношение к дружбе, дети впитывают подобное поведение как должное. А засилие примитивных образцов поведения, транслируемых через интернет, рекламу, кино и телевидение ориентирует наших детей на раскрепощение потребительства, сексуальности, пошлости и агрессии. Многие из нас задумывались, что дает ребенку сериал “Школа” или “Физрук”? А современный кассовый кинематоргаф? А современная массовая мультипликация, это вообще отдельная тема для обсуждения..

А какие ценности транслирует ребенку традиционная русская семья? А все ли семьи у нас в стране ориентируются на традиционные ценности? Опрос проведенный нами в 2013 году показал, что не все. Около 15% населения страны ориентируются на запад. В целом, каждая семья, конечно, имеет право самой решать какие ценности должны быть переданы их детям. Однако что происходит в школе и общественной жизни? Нет ли, здесь, конфликта ценностей большинства и ценностей транслируемых школой и общественным устройством?



Конфликт ценностей

На наш взгляд в общеcтве и, как следствие, в образовании существует жестокое столкновение двух ценностных установок, которое ни школа, ни родители в своём подавляющем большинстве не замечают. А порой замечают, но оправдывают.

Приведу здесь пример такого конфликта: в 2011 году рабочая группа Общественной палаты РФ в контакте с американскими экспертами занималась проектом «Детство-2030» в России и США. Тогда было сделано немало прогнозов. А, один поражал, цитирую: «В XXI веке сдерживать развитие детей будут только два фактора - это родители и учителя». Конец цитаты. Вы чувствуете каков посыл? Все согласны, что мы мешаем нашим детям развиваться? Я вот чувствую здесь надменность. Однако эта программа принята к реализации на уровне государства! А значит полным ходом идет ее реализация!

Однако речь идет о наших детях! Мы, хотим передавать им традиционно русское представление о правильном! Мы хотим строить будущее, таким каким его видим его мы, а не таким каким его навязывает нам запад!

И эта проблема сама не решится! Сидеть и ждать этого, равносильно добровольной сдаче наших детей в руки западного мира. Единственным способом, добиться своего, это, нам родителям, самим начать влиять на воспитательную составляющую, и в школах и в общественной жизни. Никто, кроме нас с вами не воспитает в наших детях правильное представление о добре и зле, хорошем и плохом, справедливом и не справедливом! Никто кроме нас с вами не добьется того, чтобы из образования убрали разрушающие наше общество элементы.

Однако далеко не все среди нас педагоги, эксперты в области науки, культуры или образования. В большинстве своем, мы не заканчивали педагогических и психологических университетов, мы не изучали детскую психологию, принципы воспитания и обучения, мы просто родители. И ка же нам быть? С чего начать?.

Для начала, предлагаю рассмотреть ряд феноменов, понимание которых наглядно продемонстрирует, что же нужно делать и с чего можно начать. Давайте оглянемся по сторонам.

Примеры феноменов, требующих внимания родителей



Зомби и Хеллоуин

Знаете ли вы, что в нашем городе уже третий год подряд проходит парад Зомби. Толпа людей, загримированных под разложившиеся и истерзанные труппы, ходят по центру города (Видео пожалуйста). Наше внимание привлек тот факт, что численность мероприятия ежегодно увеличивается с 20 человек в 2012, до 200 в 2013 и до 400 в 2014. В основном за счет молодежи, в возрасте от 16 до 26 лет. Все это активно поддерживают СМИ, и почему-то никто не исследует опасные стороны этого явления, не пытается оценить риски участия наших детей в этом шабаше и не пресекает подобное антикультурное мероприятие. А на уровне школы и даже дошкольных центров, привлекает внимание участие детей в праздновании западного праздника Хеллоуин.

Что объединяет Зомбипарад и Хелоуин? Во-первых, чуждость нашим культурным кодам. Оба мероприятия, транслируют представления сформировавшиеся именно на западе. И по сути своей они вступают в конфликт с нашими традициями, с нашим, российским, отношением к смерти, с нашим отношением ко добру и злу.

Во-вторых, оба они транслируют такие образцы поведения, которые согласно представлениям детской психологии, имеют большой шанс закрепиться в поведении наших детей. А ведь школьная среда создается взрослыми, с целью формирования личности ребенка. И организуя детям подобный праздник мы толкаем их на примерение этих образцов поведения. Зачем мы это делаем?

Приведу пример того, чего нам удалось добиться в этом направлении. Мы нашли экспертов в области культуры, детской психологии, педагогики. Мы обсудили с ними эту проблему. Провели круглый стол, приняли участие в заседании общественного совета при министерстве культуры Красноярского края. Совместно с красноярской метрополией, мы написали письма в министерство Культуры и Образования, с требованием запретить это в школах и на улицах города. И тем самым добились того, чтобы министерство образования рекомендовало всем школам края не проводить подобные мероприятия.

Понимаете что происходит? Нет субъекта в стране, в нашем городе, в крае, который бы просто нажал нужные кнопки, с целью добиться работы государства в сторону нашего с вами, представления о правильном.
Мы уже начали нажимать на эти кнопки, решать проблемы. Мы стали субъектом. Но мы не можем вдесятером охватить все проблемы города и края. Для этого нужно намного больше родителей, нам вы нужны!

А ведь есть субъекты которые нажимают кнопки, государства в сторону того, чтобы сделать что то противоположное. И вот вам пример.

Толерантность

Есть такое лукавое понятие - “толерантность”. Часто под ним понимают бесконфликтность. Предлагаю разобраться подробнее. Впервые оно появилось в медицине, где под ним понималось отсутствие реакции организма на вирус. Иначе говорилось об отсутствии иммунитета. Но если в медицине, иммунитет - это способность организма сопротивляться болезни, то для человека - это способность сопротивляться плохому, вредному, злому, всему тому, что разрушает человеческую личность, и общество. Однако у ребенка, способность различать добро и зло еще не сформировано, и как раз, задача школы, семьи и общества его сформировать. А вместо этого в нем воспитывают принятие всего на свете. Ведь главное здесь - неконфликтность, примирение! Все что угодно допустимо - только давайте жить в мире. Давайте терпимее относиться к Хелоуину и шествию мертвецов по центру города, к гомосексуализму, и в пределе фашизму, только не надо конфликтовать!

Понятие это приобрело идеологическую направленность. Источником его являются законодательные нормы ООН, т.е. международное право. Есть такая декларация принципов толерантности, принятая резолюцией генеральной конференции ЮНЕСКО, от 16 ноября 1995 года.

Теперь о том, как эта идеология внедряется в школьное российское образование?

Сейчас во многих школах проводятся уроки толерантности, празднуется международный день толерантности, в библиотеках существуют центры толерантности. Толерантность фигурирует в официальных документах и уставах детских садов и школ( вы кстати, почитайте уставы ваших школ, кто не читал, вы много нового узнаете).

Кстати в Красноярске, 14 ноября, в преддверии празднования дня толерантности 50 тысяч красноярских школьников устроили флешмоб, в честь принципов толерантности. Организатором выступила Администрация города. Однако еще несколько лет назад, данный праздник продавливали исключительно американские международные финансовые фонды(такие как фонд Чарльза Стюарта Мотта, фонд Сороса), через такие наши некоммерческие организации, как центр “Сотрудничество” например. Как вы думаете какие цели они преследуют, выделяя на это порядка 2 млн. рублей в год только в нашем крае?

И потому, требуют нашего пристального внимания, также и другие спонсируемые этими фондами технологии и идеологемы. Например медиация, тьюторство, понятие демократизации школы, проект общественно-активных школ и т.д.

Давайте мы вместе разберемся с этими явлениями? Давайте мы с вами добьемся замены уроков толерантности на преподавание основы этики, увеличим часы на изучение русской истории и классической литературы, в которых есть множество примеров уважения к другим взглядам, народам, ценностям.

Содержание программ

Несколько слов о содержании школьных программ.

В прошлом году Российская Академия Образования выпустила рекомендации по литературе, для педагогов средней школы, в котором предлагалось заместить изучение детьми Куприна, Лескова, Шолохва, Пушкина творцами сомнительного творчества типа Пелевина, Улицкой, Эппеля. Вы когда-нибудь это читали? Это детям вообще можно читать?

Учебник по истории, которая призвана быть предметом формирующим представление наших детей об их идентичности, о том кто они и откуда взялись, во многом превращается с сборник сказок, создающийся в угоду представлению об истории, современного правящего класса, либералов-западников.

Это тоже требует нашего с вами внимания!

Успешность

Далее. Ещё один образовательный “тренд” это - успешность. Готовы ли вы согласиться с тем, что из наших детей растят высокомерных эгоистов, навязывая им идею успешности? Ведь на всех уровнях говорят, что мы должны воспитывать успешных людей, что школа обязана формировать успешную личность. А что такое “успешная личность”?! Это понятие не уточнено в законах. А значит остается на усмотрение школы. И как конкретна ваша школа этот стандарт, успешности, определит зависит от представлений о ценностях вашего директора или завуча. Можно так определить эту успешность, что дети начнут делить всех на успешных и неудачников. Первые будут воспитываться в духе превосходства над вторыми, формируя элитаризм и эгоцентризм, в пределе формируя сознание господ. Вторые в духе раболепия и покорности судьбе, опять же в пределе - формируя сознание рабов. И мы готовы спокойно положиться на удачу в этом вопросе?

Трудовое воспитание

А как вы думаете понятие успешность всегда ли подразумевает труд? Или успешность это в том числе и просто стечение обстоятельств? Богатые родители например? Как известно, волевую и упорную личность может сформировать только труд. Человек, который не может заставить себя делать то, что надо, ничего не добьется в жизни. А сам себя ребенок ,ничего не заставит сделать. Учить его преодолевать лень, справляться со сложным, требующим труда содержанием - это и есть воспитания.

Однако кто-то видимо считает по другому. Иначе почему на уровне нормативов преподавателям запрещено оказывать хоть какое-то давление на ученика? Выгнать из класса? Ни в коем случае. Наказать? Тут же получат выговор. Поставить двойку? Система оплаты труда построена так, что от этого зависит учительская зарплата, да и школа окажется не успешной, а значит, учитель еще и получит порицание от директора.
А попробуй заставить ученика вытереть с доски, или вымыть полы в классе, или на субботник собрать. Так это ж эксплуатация детского труда!

И ни в счет, что за этими мелочами стоит достаточно глубокая и положительная педагогическая практика, лучшие традиции трудового воспитания. Труд человека облагораживает. И кстати сказать в ряде школ активные родители, совместно с педагогами, добились того, что трудовое воспитание у них есть. Так что, все в наших руках!

Итоги:

Мне кажется сказанного достаточно, что увидеть несовместимость происходящего с представлениями большинства российских родителей о своих детях, о том какими они должны стать. Как нам, родителям, видится единственной возможностью не допустить разрыва наших ценностей и ценностей наших детей - это брать ситуацию в свои руки, влиять на содержание и воспитания и образования наших детей .

Да это не просто, да этим должна заниматься школа и государство, но пока мы во многом видим обратное действие, и поэтому участие родителей жизненно необходимо, никто кроме нас с вами этого не сделает. И ситуация на Украине тому яркий пример, пример того куда приводит разрыв ценностей родителей и детей.

Для решения озвученных проблем, нужно, пойти и начать их решать, и ничего больше! Например, можно:

- добиться запрета на проведение Хеллоуина в школах;

- добиться замены уроков толерантности на уроки мужества и уважения. На уроки героизма и любви;

- Давайте вместе начнем проводить подобные разъясняющие лекции;

- очень недооценена сейчас роль Управляющих советов в школах. Войдя туда, можно влиять на содержание образования и воспитания школ, в которых учатся наши дети. Законы сейчас построены таким образом, что школа имеет много возможностей в определении содержания и в наших силах , силах красноярских родителей этим воспользоваться.

- организовывать для детей сплачивающие и воспитывающие патриотизм мероприятия. Все наверное играли в зарницу в детстве?!
Все наверное помнят что предлагала нашим детям пионерия, в качестве образцов поведения в обществе. Почему не попробовать ее восстановить в каком-то виде?

- Вернуть в школу трудовое воспитание

- Нужны и важны любые наши с вами инициативы, направленные на воспитание, в детях, того что мы ценим.

Весь вопрос в нашей готовности бороться за будущее наших детей, а значит и за смысл своего существования.

образование

Previous post Next post
Up