Опыт Сухомлинского в современной школе

Oct 29, 2014 01:11

Статья отставного военного о современной школе, в которой он работает уже много лет.

Оригинал взят у sov_pedagog в Опыт Сухомлинского в современной школе


Ученики и родители Солнечногорской и Долгопрудненской Детской школы искусств возле памятника защитникам перевалов Северного Кавказа

Современная школа, современные дети, современные проблемы… Когда всматриваешься в эти сочетания слов, то невольно посещает какое то ощущение тревоги, дисгармонии, избыточного нервного фона…Кто из нас с этим не знаком? Почему это происходит? Что мы ожидаем от соприкосновения со всем этим, казалось бы - старым как мир, хозяйством? Неужели вся предыдущая тысячелетняя наука, связанная с воспитанием человека, не встречалась с подобным положением дел и нынешняя педагогика оказалась бессильной перед агрессивными толпами молодежи на стадионах, детской преступностью, самоубийствами и жестокими расправами над своими сверстниками и педагогами в школах, домашних дворах, с аморальностью, низкой культурой и грамотностью, да и вообще потере интереса к каким либо знаниям? Все эти вопросы, как повисшие в воздухе звуки набата, давят на виски родителей, людей, работающих с неблагополучными семьями и беспризорниками, педагогов, воспитателей… Хотелось бы поделиться своими наблюдениями, говоря современным языком, как бы изнутри педагогической деятельности, глядя на современные процессы и тренды, находясь в эпицентре событий…

Коротко о себе… Я отставной военный и до недавнего времени был непосредственно связан с молодыми людьми, еще вчера сидевшими за школьными партами. Несмотря на то, что я по образованию военный дирижер, пришлось руководить разными подразделениями - так складывалась военная карьера.

И, как это ни прискорбно, многие из новобранцев отзывались о школьной поре, как о бестолково потраченном времени. Удивляли очень низкий уровень владения такими предметами, как русский язык, история. Такая же ситуация была и со специальными предметами в рамках музыкального предпрофессионального образования. В соседних подразделениях нередкостью были проявления дедовщины, безобразного выполнения служебных обязанностей, как со стороны солдат, так и со стороны командного состава. Нередко «чепэшных» солдат, не найдя на них управы в подразделениях, отправляли ко мне. Что меня больше всего удивляло в этот период, так это прямая взаимозависимость сложности и важности выполняемых задач и морально-психологической атмосферы внутри подразделения.

Служба в плавсоставе Черноморского флота и в зоне боевых действий еще раз утвердили меня в справедливости армейской мудрости - «тяжело в учении - легко в бою». Как только подразделение выходило на выполнение задания, в котором успех или гибель команды зависели от каждого из его членов - практически сразу заканчивались все «шалости» мирной жизни. Как только начинаются послабления и «ненапряжная» жизнь - так (как говорят на флоте) начинаются все «прелести службы на берегу»- самоволки, пьянства, прогулы, мордобои и т.д. не говоря уже о преступности. Читатель мне может заметить - так то ж ведь в армии, а причем здесь школа? Наверное, еще недавно этот бы вопрос меня застал врасплох, но после двух лет преподавания в детских учебных заведениях я могу сказать вполне определенно - общим и определяющим в этих случаях является авторитет руководителя, значение коллектива для каждой его единицы и каждой единицы для этого коллектива. Моральный облик руководителя, его умение поставить важную для коллектива задачу, отделить главное от второстепенного, убедить в необходимости выполнения этой задачи, организовать процесс подготовки, добиться ее выполнения в срок, сплотить коллектив в единый энергетико-волевой жгут, поддержать, своевременно заметить, наконец, тех, кто нуждается в помощи - разве не этого мы ждем от педагога или командира, как руководителя процесса обучения, отправляя своего ребенка в школу или на службу в армию? Не это ли наполняет жизнь наших детей смыслами бытия, уверенности в себе, струящейся искренней радостью от результатов своего труда или службы, готовностью не смотря ни на какие тяготы и испытания идти вверх? Не это ли основа счастья быть нужным своей семье, стране, народу? Но возможно ли это без готовности руководителя или педагога учиться самому? Возможно ли это без умело поставленного воспитательного процесса? Возможно ли это без высокой требовательности в сочетании с гуманизмом? Лично я говорю вам, что НЕТ! Только сплав знаний, морали и устойчивых представлений о красоте высшего порядка делает возможным формирование целостного, полноценного человека. И, конечно же, человек, выбравший для себя судьбу педагога должен в это свято верить и своей жизнью ежеминутно доказывать верность этим столпам человеческого триединства. Не об этом ли говорила советская педагогика устами своих заслуженных учителей? Вот некоторые цитаты:

- «каждому из нас, мужчин, надо твердо помнить: у меня две специальности: первая - то ли учитель, то ли агроном, инженер... а вторая у всех одна и та же - защитник Родины».

- «Я глубоко убежден, что наиболее точным определением было бы следующее: процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников - в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний»

- Детство - каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало прежде всего познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.

- Что такое учебно-воспитательный процесс? В нем три слагаемых: наука, мастерство, искусство... Воспитание в широком смысле - это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления - и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает, причем этот процесс характерен глубокой индивидуальностью явлений: та или иная педагогическая истина, верная в одном случае, становится нейтральной во втором, абсурдной - в третьем. Такова природа нашего педагогического дела.

- Я глубоко убежден, что наиболее точным определением было бы следующее: процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников - в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний

- Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем... Без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом

- Учение - это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка. В воспитании все главное - и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе.

Это слова легендарного советского учителя Василия Александровича Сухомлинского. А вот еще его цитата:

- Чем лучше становится жить, чем больше ценностей бытового характера и духовной культуры предоставляется в распоряжение молодого поколения...тем труднее воспитывать, тем больше возрастает ответственность всех, причастных к воспитанию...

Не находите ли эти слова пророческими, устремленными в наше время? А ведь мы с этим сталкиваемся практически на каждом шагу. И здесь хотелось бы спросить многих из моих коллег - насколько они соблюдают заветы нашего великого соотечественника? Насколько они вообще хоть как-то серьезно готовы относиться к этим словам? Насколько они готовы учиться у тех, о ком еще недавно говорили высокие слова будучи студентом пединститута? Пусть они скажут честно, положа руку на сердце! И вы услышите ответ, конечно же, при условии, что он будет честным, что, мол, сейчас другие времена, не до этого сейчас и мало ли что еще вам ответят. Но факт остается фактом - по заповедям великого педагога живут и учат единицы моих коллег. А сколько директоров наших школ учат и воспитывают молодых педагогов, посещают их уроки? Вот что пишут о В.А. Сухомлинском в его бытность директором Павлышской школы:

"Иногда кажется, что силы его были неисчерпаемы, а запас времени - вдвое или втрое больше, чем у любого человека. О какой бы стороне школьного дела ни заходила речь, всегда видим мы полную отдачу сил, словно эта часть работы - единственная, словно никаких других забот у Сухомлинского не было. Когда разговариваешь с учителями Павлышской школы, то создается впечатление, будто Сухомлинский вообще больше ничем не занимался - только учил учителей. Если он идет на уроки, то на 10-15 уроков подряд, не иначе, и разбирает сначала каждый урок, потом всю «систему уроков» вместе. Если начинает учить молодого учителя, то посещает и разбирает его уроки, составляет для него задания, дает ему - одному! - собственные открытые уроки, готовясь к ним так же, как если бы он ждал сорок учителей, и делает это не год, не два, не три - в течение шести - восьми лет! Если Сухомлинский разговаривает с учителем, то не торопясь, иногда часами; а если берется руководить научной работой учителей, то почти все учителя оказываются авторами научных статей... Да еще в школе издается рукописный журнал педагогических работ учителей, и он его редактор.
Но ведь точно с такой же кропотливостью, серьезностью и абсолютной требовательностью к самому себе он воспитывал класс, создавал и вел все сложное школьное хозяйство, давал уроки, писал книги и статьи, работал с родителями...

И вот один старый павлышский учитель (32 года стажа) задумчиво произносит:

- Я на каждый урок иду с удовольствием...
А что еще надо? Просто, чтобы все учителя шли на урок с удовольствием."

И здесь конечно же возникает масса вопросов к тем, кто у нас проводит реформы образования, назначает руководителей учебных заведений, утверждает программы обучения. По каким таким критериям они принимают управленческие решения в сфере образования? Ведь когда-то на это придется ответить? Перед своим народом ответить! Ведь с потерянными поколениями мы теряем шансы и право на свое будущее! А еще мне ужасно стыдно, когда при пособничестве директоров школ идет вымогательство денег от родителей педагогами под условно-благовидными предлогами. И это при потупленных взглядах матерей, переминающихся с ноги на ногу в предбанниках школы на двадцатиградусном морозе, боящихся хоть как то обнаружить свое несогласие с этим. Стыдно мне, ибо народ мой унижен и тем унижен я сам. А стыдно ли директору 14 СОШ г. Долгопрудного за это? Стыдно ли директору Петровского кадетского корпуса г. Москвы за стенды с орфографическими ошибками на входе в корпус и танцы своих подопечных 2 февраля 2013 года во время дня открытых дверей (в день завершения Сталинградской битвы) под латиноамериканский мотивчик с повторяющимися словами «Сэкси - сэкси» под развернутым флагом корпуса в присутствии ассистентов? И это при том, что никто из должностных лиц не удосужился почтить павших героев минутой молчания… Страшнее всего будет предположить, что эти руководители этого даже и не заметили…. Вот такое у нас сейчас личностное и патриотическое воспитание в школах..

Тем не менее, уважаемые коллеги, я обращаюсь к тем, кто еще не потерял понимание того, что педагог - это не работа, а тем более не место заработка. Я обращаюсь к тем, кто считает учительство великим предназначением и святым служением своему народу. Кто не замарал своей профессиональной и человеческой чести барыжничеством на педагогической ниве. Ничего не мешает любому из нас быть верным великим традициям русской национальной педагогической школы и делать великое дело - вести за собой наших детей и давать им, продолжателям нас и нашей истории, действительно достойное будущее,. Я говорю об этом так убежденно, потому что сам живу так, так учу и так живут и учатся мои классы в обычных школах искусств Подмосковья и ничего кроме уважения руководителей и признательности родителей не имею. Это не вымысел - это реалии! Поговорите с родителями наших учеников! Наш класс - это одна большая команда и я всегда доступен для разговора - в любое время суток! Я всегда готов помочь любому своему ученику преодолеть возникающие трудности и стать, что называется - на крыло и ученики знают, что преподаватель их никогда в беде не оставит - что бы ни случилось! Но они также знают, что я не буду мириться с леностью, праздностью, барством. Ученики знают, что настоящее счастье не может быть легким и что оно достигается только через труд, поэтому они показывают высокие результаты как в школе, так и на различных конкурсах. Они участвуют в реальной концертной деятельности городов и области. Они задают планку другим классам. Они в составе класса на каникулах вместе с родителями и со мною совершают туристические походы по различным уголкам нашей страны.


Группа на пути к приюту "Водопадный"

Они объединяют свои знания и исполнительский опыт в оркестрах и ансамблях, превращая еще свой неокрепший звук в созвучия, где каждый голос слышен и обретает новую силу. У них есть гордость за свой класс, есть понимание того, что от усилий каждого зависит профессиональное достоинство ИХ класса. А у тех, кто учится не достаточно хорошо, есть чувство стыда… Не это ли слагаемые такого, уже далеко не часто встречающегося понятия, как человеческая честь? А еще у них есть мечта быть нужным для настоящих, взрослых дел и вера в то, что это мечта непременно сбудется…

Я могу сказать, что, конечно же, работа эта нелегка, но она посильна любому из нас. Поверьте, никто вам не сможет чинить препятствий, потому как за вами будет ПРАВДА и СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Как известно, не в силе Бог…. Решать, кем быть и как учить только ВАМ!

Я же счастлив от возможности БЫТЬ, а не ИМЕТЬ. Я имею счастье быть педагогом. А хлеб на столе?… Хлеб приносит радость тогда, когда его можно преломить с ближним… Поверьте, Господь никогда вас не оставит без хлеба, коли вы делаете Божье дело. И если мой читатель разделяет мою мысль, то отзовись, пожалуйста! Возможно, мы вдвоем сможем сделать вдвое больше для наших детей, а стало быть, для будущего нашего народа и нашей страны. А вчетвером мы уже серьезная сила!

Что же касается родителей, то двери моих классов для вас и ваших детей всегда открыты и вместе нам по силам решить очень многие проблемы, которые, казалось бы, решить в наше время уже невозможно. Приходите с чистым сердцем и страстным желанием победить беспросветную серость современного бытия и насытить ее подлинной, искрящейся чистотой жизнью.

образование

Previous post Next post
Up