У меня хорошее чувство юмора. Хорошее в плане того, что над некоторыми моими шутками люди смеются. А ещё моё тотемное животное - это Рон Уизли с "эмоциональным диапазоном зубочистки". В сочетании эти два качества формируют чувство юмора в духе "ничего святого". Чёрный, пошлый, вот это всё. Поэтому мне казалось очень смешной идеей написать именно в текущий момент пост об игре "Затерянный мир" и о том, как в ней устроена война. Ну, знаете, это вот "разборки небольших военных подразделений, существующих на мощном социальном и экономическом базисе, которые практически не затрагивают окружающую экономику". Ходил, вспоминал игру, выстраивал логику повествования, но что-то меня смущало. ЧТо же? Правильно - то, что пост уже был
написан. Конечно, если говорить о текущем моменте, то к тому посту просились бы некоторые комментарии, но уже поздно. Зато вот чего я там не упомянул, так это возможность засрать врагу экономику, заставив его базу "заготовками" для своих строений. Когда я был мал, я до такого, вроде, не додумался. Однако, вспомнив про такой ход, я ассоциативно перешёл на размышления о другой игре, о которой не писал.
Цивилизация. Удивительно, насколько цепко память хранит конкретные партии оттуда. Прошло двадцать лет, а вот помню. Это вам не Red Alert, где сел и сыграл. На старых машинах третья Цивилизация могла обсчитывать ход противников минут сорок, под конец игры. Что в сочетании с временным цензом на машинное время и моей любовью к большим картам и экстенсивному развитию растягивало партию на недели. И вы знаете, ИИ цивилизации был вполне под стать моему тогдашнему интеллекту.
ИИ Цивы и сейчас под стать моему и даже сильнее, но "я бы не хотел говорить об этом"
Была, помню, партия против Персии (я играл всегда за Россию - причём самый смех в том, что играл я за неё чисто по прагматичным соображениям - бонусы России в третьей части лучше всего подходили под мой стиль игры). Два больших континента, медленное развитие, внимательная отстройка городов... И вот высаживаюсь я на континенте у Персов, а таааам... Мама дорогая. Тысячи городов, каждая клеточка в дорогах, толпы рабочих ходят тудой-сюдой. Но зато я немного опережаю персов технологически и нахожу на этом континенте, где-то в глухих холмах (куда даже персы селиться не полезли), железо. Которого у меня не было категорически. Окей, проложил дорогу, поставил город-порт. Как-то худо-бедно развился до индустриализации, железо кончилось. Интересный выверт игры - в том, что в какой-то момент железо перестаёт быть обязательным ресурсом. Как бы "железа становится так много, что уже можно не считать". Поэтому по факту железо кончилось, но на это можно было забить. У меня был один город на континенте персов, и вся промышленность работала на производство военной техники. Персы собрали миллион лошадок и повели захватывать город. В нём были пара наземных юнитов и миллион самолётов. В итоге была какая-то пародия на Первую Мировую. Толпа юнитов стояла у города, каждый ход получала огромное количество бомб от самолётов, и большинство юнитов стояли с одним хитом (авиация могла ранить наземные юниты, но не могла убить). При этом кто-то подлечивался и регулярно пытался напасть на город. Время играло на персов, потому что я продвигаться не мог, и они в какой-то момент таки взяли город. Да, это было очень долго и очень тяжело, но они смогли. Территорию персов сразу накрыл туман войны, и я бросил партию. Раз уж вся промышленность моих развитых городов не была способна коллективно отстоять один укреплённый город, то очевидно, что в полномасштабной войне я проиграю. Хотя до фактического проигрыша прошла бы ещё уйма времени.
Следующие две партии разворачивались на одной и той же карте, тоже огромной, Россия против Германии. Первая партия стала разведкой. Оказалось, что континент один, но имеет небольшой перешеек (клеточек в пять шириной), который разделяет континент примерно 2/3 на 1/3. На большей части я, на меньшей - Германия. Я развиваюсь (я очень люблю играть в развитие, добиваясь технического и научного превосходства - что является моим недостатком в стратегиях), закладываю города в тщательно подобранных местах, не смущаясь большим расстояниям между ними. Ведь важнее то, что город будет осмысленным, приносящим пользу, чем то, что он просто будет рядом. И добираюсь до перешейка раньше Германии. Заселяю его. И обнаруживаю, что Германия не стесняется ставить города где попало. Ну, в конце концов, это логично. ИИ не ограничен вниманием, ему не тяжело каждый ход делать кучу однотипных действий. ИИ может нормально освоить микроменеджмент сотни городов. Человек - обычно нет. Поэтому я понял, что мне нельзя выпускать Германию с её части суши. Германия в итоге вышла, как-то обойдя по морю, и я решил, что настало время играть серьёзно. Я включил редактор карт и подрезал перешеек, чтобы он стал поуже. И начал новую игру. Сделав главным приоритетом запирание Германии. И этой цели я добился. Укреплённый город на перешейке, каперы по периметру в таком количестве, что ни одна селёдка не проскочит, причём каперы хоть и слабые, но их столько, что хватит запинать и военный корабль, если что. А на всякий случай там ещё и подлодки с военными кораблями дежурили (но это так, для страховки, потому что в войну ввязываться не хотелось). И Германия спокойно варилась в собственном соку, отрезанная от всех возможностей экспансии. Ставила свою сотню маленьких бессмысленных городов, посылала корабли с поселенцами... Когда я решил, что моё превосходство ощутимо, я стянул по уже проложенным железным дорогам в город на перешейке миллион танков и поехал катком. Каток не доехал. Что-то там получилось не очень, и наступление натурально завязло посередине. Пришлось останавливаться. Оттяпав примерно половину территории Германии, война остановилась, и я понял, что если сейчас оставить всё как есть, то поселенцы разбегутся, и поди потом лови их по лесам. И я просто перекрыл танками континент поперёк. Не перешеек, а просто кусок континента - так вышло, что танков хватило. Ну, а через сколько-то лет мира собрался с силами, усовершенствовал танки и додавил.
И потом пришло время играть многонациональные карты. Уже умея обращаться с редактором карт и помня о "ситуации" с персами, я сделал себе ресурсный островок с аккуратно размеченными на нём местами под города, и начал на нём. Понятно, что о военной победе над всеми нациями речи не шло - я прекрасно понимал, что смогу задавить одну-две страны, но остальные за это время вырвутся вперёд экономически. Особенно в рамках игры, когда я работаю качественно над десятью городами, а ИИ берёт количеством, ставя города десятками (и этих ИИ не один, а десять). Поэтому космическая победа. Но для неё нужны как раз развитые, нормальные города. И вот тут началось... Компы, исчерпав запас земель для колонизации у себя, рассылали поселенцев бегать уже вообще везде. А это ж ад. Поселенцев не смущало ничего. Он мог забежать на единственную нейтральную клеточку между двумя моими большими городами и воткнуть там сраную деревеньку. Которая сразу же отнимала у больших городов немножечко территории. Приходилось загружаться и как-то либо занимать эту клеточку, чтобы туда нельзя было встать, либо выносить поселенца (а это война, которую после выноса поселенца так просто не закончить), либо уже город как-то раскатывать. Ну, а в дипломатическом плане в третьей Цивилизации ИИ походил на идиота. Ему невозможно было объяснить, что не надо лезть к моим городам, потому что закончится всё вот так... Хотя это было ожидаемо. Критерии, по которым работали поселенцы ИИ, были до конца не понятны, но неумолимы. Приходилось работать с тем, что есть. И реагировать на те угрозы, которые выпадали. При том, что исход был понятен.
Потом была Цивилизация 4, которая запомнилась игрой "собери все религии". Потом была Цивилизация 5, в которой стали гексы вместо квадратиков, а я решил всерьёз попробовать архипелаги. Потом была Beyond Earth, где та же Цивилизация, только в будущем, с попытками собрать все чудеса света (получилось). Цивилизация 6 с районами, где я посмотрел на соревновательные игры по ней - моё почтение... Stellaris, где сразу мозг как-то сам размечает космос: вот это - ближайшие соседи, они пойдут на расширение моей империи, вот это - соседи сразу за ними, с ними имеет смысл задружиться, чтобы с ними напару разделать эту буферную империю, вот тут - узкое место, здесь надо обязательно захватить и нормально отстроиться и защититься, чтобы не лезли всякие, вот здесь - империя, которую будем присоединять, но сильно потом, поэтому пока что дружим, улыбаемся и машем.
В общем... Компу невозможно что-то объяснить. Компу пофиг на все мои доводы про "вот армия, вот МОИ, БЛДЖАД, ГРАНИЦЫ, вот ячейка сохранения", комп может полезть и всё тут. С другой стороны, иногда компы действуют на удивление адекватно. "Почему? - спрашивает ИИ, - вы подвели войска к нашим границам?!" И я такой: нуууэээ, догадайся сам, комп, зачем войска к границам подводят? И как бы я делаю вид, что "ой, да успокойтесь, вам ничего не грозит!", хотя знаю - ГРОЗИТ, я ж не просто так построил войска и подвёл их к границе, правильно? И в этом смысле паранойя ИИ совершенно оправдана. И когда какой вариант реализуется - непредсказуемо. И вот эта невозможность поделиться с компом своим видением ситуации как раз и заставляет порой сильно удивляться. "Неужели он не понимает?" Неа, не понимает. Да даже если и понимал бы. Можно смотреть на те же факты и делать другие выводы. А можно иметь на руках другой набор фактов, два туза в рукаве, и потому делать другие выводы. Можно понимать все расклады, но реагировать приходится на действия.
А как известно, "На каждое действие есть противодействие, а противодействие цыган - охуенная штука".