Вчера была репетиция Пирцхгшл, и я, как обычно, думал.
Я встречал высказывание: "Любитель учит мелодию, пока не сыграет её правильно. Профессионал учит мелодию, пока не разучится играть её неправильно".
С тех пор, как я начал заниматься вокалом, пришлось как-то научиться разбираться в "степенях мастерства". "Кукушку" Цоя я могу спеть в любом состоянии. И текст я помню. И с гитарой, закинутой за голову, могу её исполнить. Потому что сколько лет уже. Но это если без проигрыша, на проигрыше мне надо уже сосредотачиваться больше. И эта степень автоматизма относится и к соображалке. Пока я пою "Кукушку", я вообще могу думать о чём-то своём, отвлечённом. Понятно, что если это песенные посиделки, то о совсем левых вещах я думать не буду... зато мне доступна опция посмотреть вокруг, на людей, оценить реакции, не знаю, с девками глазками постреляться.
Чем сложнее песня, тем больше внимания она требует. "Тень на стене", например, приковывает глаза к песеннику, потому что там и аккордов много, и куплеты такие, что я имею тенденцию путать текст. Во время "Поверь" надо ещё вокально стараться - там ноты высокие есть. И чем больше таких задач передо мной, тем больше я сосредоточен именно на технике исполнения. Но это - исполнение "начисто".
А есть репетиции. Бывает, мы что-то учим. Разбираем, пробуем кусочки, думаем, как лучше... Но каждую репетицию есть часть времени, когда мы просто гоняем уже известные вещи. Тупо чтобы не забывать. Бывает, что эти прогоны обнажают провалы в памяти и технике, когда выясняется, что мы забыли, как играть, какое там двухголосье, когда вступать и как вообще выглядит соло. Но обычно мы просто прогоняем песни. Иногда они получаются прилично, иногда с огрехами. Но так или иначе они запоминаются.
И постепенно... эти песни всё-таки идут на подкорку. Мы уже можем отвлекаться от самого исполнения чуть сильнее. Посмеяться какой-то пришедшей на ум мысли. Обменяться во время проигрыша парой слов. Задуматься о чём-то своём (ну, это обычно про меня, если речь про песню, где от меня только гитара требуется, особенно если гитарная партия несложная). И вот этот знак - что у нас остаётся свободное внимание - для меня является гораздо более значимым показателем прогресса, чем отсутствие огрехов в песне.
Как распорядиться этим свободным вниманием - уже другой вопрос. На словесках я, например, свободное внимание (и когда я мастер, и когда я игрок) применяю в игру - то есть если я могу отвлечься, то я думаю о том, что сделать в игре и для игры. Кто-то отвлекается в телефоны. Тут вопрос отношения - можно пустить свободные ресурсы в стороннюю деятельность без ущерба для основной. А можно в основную - просто улучшив качество основной деятельности.
А на репетициях полезно послушать, как звучит песня, и подумать, надо ли что-то менять и что улучшать. А иногда ради поддержания морали можно и покекать. Но самое крутое заключается в том, что вне зависимости от того, куда девать "свободное" внимание, основной навык всё равно прокачивается. Вся вот эта игра "на автомате" - это всё равно те самые драгоценные жопочасы, нужные для прогресса.