Я снова съездил на форро-фестиваль в Лиссабоне и автостопом по Европе после него. Этот кусок - про автостоп, экватор, Осло и всякое.
Кемпинг, в котором проходил фестиваль, располагался рядом с заправкой на шоссе в пригороде Лиссабона. Вроде бы, идеальное место... но нет. Как и в прошлый раз, началось всё с солидного встрялова часов на шесть. Радости не добавляло и то, что какая-то девушка с утра пораньше сказала мне, что меня тут никто не возьмёт. Конечно, я понимал, что она просто не разбирается в автостопе, но всё равно было грустненько. При этом за эти шесть часов четыре человека с этой же заправки уехали в Лиссабон (там как раз была развилка Лиссабон-Юг), и ещё две стопщицы тоже свалили в нужном мне направлении. Конечно, дискриминация в автостопе есть, и ничего с этим не сделаешь. Девочки пользуются преимуществами, которые у них есть, и никакого равноправия тут не видать. А ещё борьба за равноправие приводит к забавной логической цепочке: больше женщин получают права->больший процент женщин-водителей->меньший процент останавливающихся машин. Так что с точки зрения автостопа женщина за рулём, конечно, менее предпочтительна, чем мужчина...
Так или иначе, свалил я с той заправки. С британским дальнобоем свалил и со следующей. Он, кстати, сказал мне, что по моему акценту поставил бы на то, что я немец. А дальше мне сказочно повезло, как это часто водится в автостопе. Парень взял меня в Португалии и, ехав всю ночь, к шести утра перевёз меня через Пиренеи. А я ещё такой после прошлого раза подкачал испанский, и был уверен, что в Испании смогу нормально и объясняться с водителями, и попрактиковаться в языке... но нет, сказал корсиканец и провёз меня через всю Испанию часов за десять без всякой языковой практики. А от таких предложений в автостопе (примерно 1000 км, при норме в день 600) не отказываются. Зато нас с ним в пять утра шмонали испанские менты. Перетрясли вообще всё. Нашли у него остатки травы (а он всё скурил к тому моменту), нашли пакетик с зелёным чаем (его он не курил, нагрели его при покупке), нашли кучу грязного белья и чемодан девушки этого парня, долго допытывались, почему он везёт не девушку а бородатого мужика. Ответами, вроде, остались довольны.
Фоток, кстати, не будет. Какие-то штуки типа классной рисовки на дверцах фуры сфотографировать обычно не успеваешь. Там, кстати, была изображена девочка, которая как бы выглядывает из полуоткрытой двери фуры. Смотрелось крипово, потому что девочка была довольно реалистичная, и к тому же очень большая. Штуки типа Пиренейских гор в лунном свете тоже из окна машины не нафоткаешь - это надо аппаратуру и время, так что такие фотки просто сами погуглите. Ну, а фотографировать шмонающих машину и нас ментов тоже в тот момент почему-то показалось мне плохой идеей.
Уже в шесть утра я прилёг поспать буквально на пару часов, после чего на какое-то время опять встрял. Обратил внимание на забавную вещь: обычно водитель смотрит на дорогу, пассажир на переднем сидении абстрактно разглядывает всё вокруг, зато лица тех, кто сидят сзади - просто лица сказочных дурачков. Полуоткрытые рты, глаза на выкате, совершенно отсутствующий взгляд. Даже у собаки, которая сидит на заднем сидении, более осмысленный взгляд. А ещё я поразился, насколько много водителей утыкаются в смартфоны. Когда стоишь на выезде с заправки, постоянно видно, как какой-то водитель, выезжая на трассу, чего-то набирает. Во второй день мне снова повезло. Стоял я на пеаже, где все машины за дорогу платят, подходит ко мне парень (по виду - классический волосатый) и начинает выяснять, куда мне. Я поперву подумал, что это коллега-конкурент, и мы с ним немного тупили, но потом выяснилось, что они провезут меня почти через всю Францию (примерно 800 км). В норме что Мадрид, что Париж я бы объезжал по широкой дуге, чтобы не встрять, но с такими подгонами неплохо сократил себе путь.
Где-то после второй ночёвки я себя стал ощущать диснеевской принцессой. Садишься такой весь бородатый, волосатый, немного пыльный в машину. В машине водитель, в каком-нибудь костюме, кондиционер, чистота стёкол и сидений... И тут на боковое стекло с твоей стороны выползает муравьишка. И вот интересно, откуда же он тут взялся? Из чьих вещей он выполз? Вариантов, разумеется, ровно один. И вот сидишь, незаметно пытаясь стряхнуть его на пол и не раздавить в процессе.
На третий день, после ночёвки в крапиве (которую я не признал в ночи), меня провезли в Германию. Причём мужик поначалу сказал, что подбросит совсем ненамного, но по пути понял, что я хорош, и повёз меня прямо сквозь конгломерат Дотрмунд-Эссен-Кёльн-Дюссельдорф, который довольно неприятен для автостопа. Ради преодоления этого куска я даже согласился на то, чтобы оказаться не на самой основной трассе в Данию. Хотя по всей Германии всё равно дикий трафик и постоянный ремонт дорог, так что по карте не угадаешь, где можно будет проехать без проблем. У них в Германии сейчас выстроена какая-то немного извращённая схема производства. Компании не хотят тратиться на складирование, поэтому формируют логистические цепочки так, чтобы фура привозила детали прямо к тому моменту, как они потребуются в производственном процессе. При этом перевозка грузов лоббируется автомобильными компаниями. В результате грузовые поезда почти не используются, все перевозки - это фуры. А это приводит к тому, что огромное количество тяжёлых машин быстро приводят дороги в негодность, что выливается в бесконечный ремонт и расширение трасс. А к тому моменту, как ремонт и расширение заканчивается, выясняется, что нужна ещё одна полоса... И пошли по новой. Так что дороги, может, в Германии и хорошие, но вот ситуация с дорогами - очень так себе. не говоря о том, что такая система логистики очень уязвима к форс-мажорам, которые вызывают эффект снежного кома.
По дороге вдоль границы Германии и Голландии я продвигался в сторону Бремена. На заправке перед бременом повстречал автостопщика из Италии, который ехал в Берлин. Он оказался с гитарой, и, заметив, что я с укулеле, предложил залабать. Вообще, я очень сильно пожалел, что светлая идея взять с собой гитару не приходила мне раньше. Конечно, полноразмерная - это слишком, а укулеле у меня в прошлые разы не было, но всё равно, знай я, что это настолько круто, обязательно бы попытался что-нибудь придумать. Раздолье для практики - достал песенники и фигачь всё подряд, всё равно водители слов не разбирают. И вот несёшься в ночи, под укулеле фигачишь какой-нибудь мельничный "На север" суровым басом... Красота. А, и от тряски машины голос прикольно прыгает. С этим парнем мы посидели, поиграли всякое. Уже под ночь он уехал, а я остался ночевать. В Европе страшная засуха, и ночевал я в лесочке, где опадали сухие листья. Прямо осень.
За следующий день я относительно незамысловато пробрался почти до Швеции, узнав по пути пару интересных штук. Оказывается, в пункте на страховку машины в Германии есть пунтк про автостопщиков. И возможность подбирать автостопщиков стоит водителям 10 евро в год при цене страховки что-то в духе 1200 евро в год. Это, кстати, многое объясняет. А ещё, пока стоишь, в голову лезут всякие дурацкие мысли, если не с кем поговорить. В моём рейтинге топ делили две. Первая - это воспоминания о фильме "Пункт назначения", той части, где огромный лесовоз на автостраде терпит аварию и разносит в мясо кучу народа. Вот стоишь себе, стопишь, посматриваешь на автостраду, а каждый лесовоз мозг услужливо превращает в предвестника апокалипсиса. Вторая - постоянно хочется проверить табличку - а то вдруг я её вверх ногами прицепил? А ещё постоянно хочется отвернуться. И почесаться. Жуть.
За пятый день я с некоторыми усилиями осилил мост из Дании в Швецию, а потом с норвежцем проехал из Мальма прямо в Осло. Забавно, что его машину я заприметил по зелёным норвежским номерам, когда она заезжала на заправку, и через полчаса, когда она выезжала, мне удалось вписаться. По классике "норвежцы закупаются в Швеции, шведы - в Дании, датчане - в германии, потому что дешевле", этот дядька возвращался домой. Обозвал моё исполнение песни Herr Mannelig шведским языком. Зато в оригинале узнал норвежский. Хотя я был свято уверен, что пою похоже. Норвежский вообще интересный язык - оказывается, у них больше всего звуков, поэтому фонетически норвежский очень сложен, зато сами норвежцы легко осваивают фонетику других языков, просто "выключая" некоторые диапазоны своих звуков.
Осло меня приятно удивил. Я стереотипично полагал, что там всё, в осовном, будет крутиться вокруг викингов, но оказалось, что нет. Очень красивый город, при этом выглядящий очень по-разному - и средневековые строения-замки, и совок-стайл скульптуры и здания, и модерн, и памятники - разнообразно. Побывал там в музее драккаров и историческом музее. Первый впечатляет - там даже пара кораблей есть. Тех самых, раскопанных. А в историческом музее куча экспонатов, которые привозили норвежские капитаны со всего света.
Погуляв по Осло один день, я выдвинулся в Петербург. Можно было бы расписать, на каких машинах, с какими водителями я ехал... Но сколько можно-то? Разумеется, были и интересные встречи, была и стрёмная машина с двумя укуренными в полное дно чуваками и водителем, причём по-английски говорил только укуренный и очень медленно.
Корреляция не обозначает следствие. Но в моём случае, вроде, сработало. Мне было интересно, почему экватор? Почему именно 40 000 км автостопом являются вехой? На самом деле, скорее всего, просто так сложилось, и ничего за этим не стоит. Но я к этому расстоянию вывел для себя какие-то интересные наблюдения. Местами банальные, какие-то появились раньше, чем в этой поездке, но всё же.
Принцип автостопа, как у Монте-Кристо, заключается в двух словах: "Ждать и надеяться". Оказалось, что мои 12 часов ожидания - фигня. Кто-то и три дня на заправке проводил. Незачем просить, прямо как у Булгакова, "сами предложат и сами всё дадут", и это гораздо лучше. Люди, которые останавливаются сами, а не берут в ответ на просьбу, гораздо приятнее в общении. Люди, по большому счёту, везде одинаковые, и среди тех, кто останавливается подбирать стопщиков, нет национальностей. Они все очень похожи между собой - open-minded, дружелюбные, общительные. Некий наднациональный типаж. И люди этого типажа мне очень нравятся. А ещё у Фрая было очень жизненное, в книге про Хаббу Хэна. "Осознавать необходимость, но не хотеть". Хотеть уехать, но всё равно быть равнодушным. Не жертвовать собой в попытках угодить водителям. Солнце? Арафатку на лицо, ведь сгореть на сорокаградусной жаре не стоит того штрафа в 0,3%, который арафатка даёт к отношению водителей. Надо поесть? Жуй и голосуй, о каком неуважении речь? Просто потому что людей, которые останавливаются, от остальных отделяет такая пропасть, что в ней теряются все эти формальные требования к внешнему виду и образу действий. И осознание ширины этой пропасти вызывает чувство глубокого уважения к тем людям, которые подвозят автостопщиков.
Когда финн марокканского происхождения, выстоявший ради меня огромную очередь и потерявший на границе из-за моего русского паспорта примерно час, привёз меня в Выборг, я решил, что лучше добраться до Петербурга на поезде, чтобы не играть со временем. Сев в электричку, воткнув наушники, когда уже можно было не экономить батарею телефона, я читал и иногда смотрел в окно. за окном проплывал обычный пейзаж - сосны, поля - примерно такой был и в Норвегии, и в Швеции, и в Финляндии. Я тогда подумал, что, похоже, с этим экватором закончился мой авостоп. Ушла эпоха, но я точно уверен, что для таких путешествий автостоп гораздо лучше, чем своя машина. Ведь, по большому счёту, автостоп - не про то, чтобы "добраться из пункта А в пункт Б". Он про общение, про то, чтобы позволить случаю выбирать маршрут за тебя. Про саму дорогу. Про то, чтобы напоминать себе, что мир не без добрых людей, и что именно этим он пока и держится.
Да, и скотч лучше рвать коренными зубами.