Сия компания соединяет берега седой паромщик между тремя портами на континенте (Барселона, Валенсия, Дения рядом с Бенидормом) и Балеарские острова. Есть еще маршрут из Альхесираса в Сеуту и Танжер, но его мало кто из наших туристов опробует (тем более что делать в том же Альхесирасе откровенно нечего, как и в Танжере).
Был опробован маршрут Майорка - Менорка и обратно.
На линии ходят несколько судов. В 6 утра из порта на севере Майорки отходи обычный «ферри», который следует до Сиутаделлы на Менорке 2 часа. Приходит он из Барселоны.
До этого я пользовался паромными переправами (с машиной) трижды:
из Испании в Португалию - местный паром через реку, без претензий;
в Англии в Озерном краю, где паром - практически единственное место, где можно посмотреть эти самые озера вблизи, не через заборы частных собственников;
в Турции из Бандирмы в Стамбул через Мраморное море. Так вот, если брать «длинные» переправы, то турецкий паром тут вне конкуренции: быстрый, чистый, с сопутствующим сервисом. «Балеария» здесь проигрывает по всем фронтам, как немцы под Корсунью, где мой дед закрывал крышку котла с запада.
Во-первых, покупая билеты на сайте, учтите, что под «license number» испанцы имеют в виду не номер прав (что было бы логично, исходя из перевода), а номер госзнака машины (что было бы логично, исходя из логики). Впрочем, попытка исправить это на сайте привела в билетную кассу в Пальме (на сайте изменения вносились только на плечо «туда»), а в кассе ответили просто: всем пофиг, что там в этой графе.
Досмотр на въезде тоже своеобразный: пассажиры проходят отдельно от водителя и машины, у супруги и пятилетней дочери просветили и обшмонали все рюкзаки и сумки. Я же понаблюдал, как порылись в коробках «ситроена берлинго» передо мной, но в нашу машину даже не заглянули с фонариком. То есть я мог бы провезти на борт пару центнеров гексогена как минимум. На обратном пути ограничились проверкой паспорта.
Представить, что было бы с паромом, сработай целый багажник взрывчатки... ходят всякие теории по поводу гибели «Эстонии» в Балтийском море. Никаких герметичных отсеков тут нет, естественно.
И вот мы на борту. Рейс, выходящий из Алькудии в 6 утра - это паром из Барселоны. Поэтому на полу и на креслах вы увидите спящих в самых разнообразнх позах людей. И почуете запах спящих от самой Барселоны людей.
За судно следят так себе: что может быть ржавым - ржавое, окна моют прямо во время перехода, причем на палубе и лежаками. Лежаки грязные, бары закрыты кроме одного, где помимо кошмарного кофе подадут заветренные круссаны. Карточки не возьмут. При этом вентиляция шпарит на всю Ивановскую, навевая мысли о бронхите, отите и почему-то гонорее - это уже от общего санитарного состояния корабля.
Реально непонятно - почему основной оператор позволяет себе такое.
Но это все цветочки для хиппи по сравнению с тем, что ждало на обратном пути.
Семичасовой паром - это «фаст ферри»: 32 узла, расстояние от Сиутаделлы на Менорке до Алькудии на Майорке покрывает за полтора часа. Всего один слип для машин, никаких тебе фур, но судно меньше, поэтому больше подвержено влиянию стихии. И как раз в этот раз «повезло» нарваться. Вроде и не шторм, но два дня ветра нагнали волну, которая била в правый борт, заходя с норд-норд-ост.
Первое, что я вспомнил, - это «Яблочко», которое танцевали в детстве на уроках ритмики и музыки. Тот самый проход «яйцами вперед - с гордостью и цинизмом» - он взялся из реалий матросской жизни. Как бы смешно это ни смотрелось, но в условиях жесткой качки такая походка дает +40 к устойчивости. Сходил на корму, сходил на нос: качает. Чем дальше, тем сильнее, Взгляд на правый борт вызывает мысли о том, что капитан - 100% - имеет больше опыта в вождении больших тазиков. У тебя-то опыт - четырехвесельная «Пелла», пластмассовый катамаран, 12-футбовая скорлупка с парусом и пятиметровая моторка, на которую даже прав не надо. Но, сцуко, все свои «суда» я всегда ставил по волне, а тут в борт.
Паром подпрыгивает на пологом склоне и рушится вниз, заваливаясь на левый борт. В какой-то момент крен достигает 45 градусов. В такие моменты начинаешь ощупывать спасательный жилет под креслом и изучать схемы аврийных выходов. Ео пнимаешь, что если сейчас что и случится, то опрокидывание на левый борт. Поэтому сначала ты полетишь вних, ловя свою дзерь, потом будешь судорожно соображать, ка выбраться из салоны Proa. Ну, хоть не Popa.
В салоне куча испанских школьников. Сначала у них развлекалово: ржать над теми, кто уже блюет, причем особое веселье вызывает переполнение пакета. Отрадно наблюдать за тем, как тот, кто громче всех смеялся, вдруг в секунду зеленеет и начинает свое соло для желудка с пакетом. Два учителя носятся между рядами и приводят в чувство паникующих. Пара сопровождающих родителей стремится помочь, но тоже проигрывают бой с вестибулярным аппаратом. Обстановка вокруг напоминает плохую американскую комедию, где изо ртов главных и второстепенных геровев извергаются потоки.
Прислушиваюсь к своим ощущениям. В желудке микс из мяса на гриле и свежекупленная блочка с заварным крмом по-менорски. Вкусно. Отдавать не собираюсь. Пью газировку, сочувствую окружающим. Беспокоюсь за Дарью Андреевну.
Дарья Андреевна в свои пять лет уже имеет богатый послужной список. Ее тошнило в Египте, на Шри-Ланке, на Тенерифе, по дороге из Москвы в Можайск и обратно, во многих точках южного побережья континентальной Испании, на Корфу. Казалось бы - в такой качке сам бог велел. Но нет: сказки Козлова в айподе, общее утомление (встали в 4 утра), недоумевающий взгляд по сторонам: вокруг плоо всем. Волны? Это ж атракцион! Соглашаешься с ней, что это так и задумано, сам же прикидываешь пути к запасному выходу, чтобы до паникующей толпы.
И ведь вроде нет шторма, но паром то попадает в резонанс и начинает раскачиваться, то дробит, попадая с одного гребня на другой. Под палубой раздается «бум!» От этого становится тоскливо, и хчется в какой-то момент утонуть. Потому что вдруг удалось задешево ареддовать мерседес - А-класс, автомат, 1.8 дизель.
15 тысяч рублей на 17 дней.
Только франшиз 1200 евро.
А колбасит нас уже не по-дестски. Кабинный экипаж выглядит озабоченно, хотя и улыбается на любые вопросы. «Сеньора, это нормально?» Молчит, улыбается. А сама, сволочь, бледная и крестик теребит.
Видео не передает всех ощущений. Можно оценить углы, но их надо не видеть, а чувствовать копчиком. Желательно осознавать, что такое остойчивость. Да и самые жесткие моменты остались вне фиксации, а визг стоял, что надо.
Click to view
Доплыли.
Что касается рекомендаций.
Море, а тем более океан - это не лужа под Москвой. Там возможно всякое. Ветер нагоняет волны, которые раскачивают даже большие суда.
Поэтому, если уже выбрали путь по воде, старайтесь бронировать рейсы на самых крупных кораблях. Их раскачивает меньше. И тонут они дольше.
Второе. На «Балеарии» не рассчитывайте на сервис. На многих других компаниях, по слухам, тоже. Дикие турки тут переплюнут всех.
Третье. Даже мачо блюют на волне дальше, чем видят. Причем можно пройти самую жесткую качку, снисходительно глядя на других, а на входе в порт, уже за линией волнорезов, выдать такой фонтан, что тут не пакет - мешок из-под вьетнамского риса нужен. Сегодня насмотрелся. Поэтому не надо снисходительно отмахиваться от пакетиков.
Ну и если выбираете водные пути - следите за погодой. Самолеты сейчас взлетают почти в любую, а паром либо отменят, либо эта поездка запомнится вам надолго.
И самое главное: совет, который дал мне опытный друг, когда я описывал ему происходящее (пока роутер с водафоновской симкой еще ловил сигнал): всегда проверяйте доступности спасжилет и пути отхода. С учетом паникующей толпы, кстати. И да - не надо спсать фотоаппараты, телефоны и планшеты: все равно морская вода гарантированно поделит их на ноль, а вас они только сильнее ко дну потянут.