В коллективном бессознательном образ Аттилы сейчас воспринимается однозначно: это дикий, неграмотный варвар, не мывшийся ни разу в жизни, озабоченный лишь самыми элементарными пороками: ограбить, изнасиловать, зарезать, обожраться и нажраться. Многие, кстати, уверены, что Аттила состоял в клубе тех, кто хоть раз в жизни брал Рим.
Меж тем сын Мунздука и, что важнее, племянник Роаса по праву считался одним из образованнейших людей своего времени. Нет, мы не берем ученых, но образование Аттилы было значительно выше среднего по римской и соседствующей ойкумене. Ранние годы свои будущий император гуннов провел сначала в обществе почетного заложниках от Западной Римской империи - Флавия Аэция, человека, который будет участвовать в его судьбе на протяжении всей жизни. Но в то время десятилетний Аттила разучивает латынь и греческий, А через три года и сам юный гунн отправляется в Равенну - тем же самым почетным заложником ко двору императора Гонория.
Аттила в совершенстве говорит на латыни, его признают годным эллинистом, его познания в истории коррелируют с не по годам мудрыми мыслями о нынешнем положении вещей в римской политике.
После смерти Роаса именно его племянник становится верховным вождем всех гуннских племен. И буквально за несколько лет он строит новую империю - Империю гуннов, чьи просторы раскинулись от берегов Рейна до прикаспийских степей, заканчиваясь где-то в степях современного Казахстана.
Аттила объединил под своим правлением белых и черных гуннов, заставил уважать себя аланов, замирив Кавказ, с разгромным счетом обыграл сборную свежеиспеченного королевства бургундов.
В итоге в чемпионате середины V века остались три основных претендента на доминирование: Римская империя западная под руководством Валентинана III, Римская империя Восточная, где правил Феодосий II, которого позже сменил Маркиан. И новая, свежая сила, пассионарность которой аж выплескивалась из ушей - Империя гуннов.
Столкновение цивилизаций было неизбежно.
И хотя имя Аттилы - Бич Божий (которым он весьма гордился), надо сказать, что никаких турнирных выгод из своих походов он так и не выгадал. Разгромил Феодосия, чья команда была большей частью занята участием в международных турнирах в Персии и на Сицилии, но при этом не сделал решающего шага по выпиныванию ненавистных восточных римлян из большого спорта. Ноздря в ноздрю боролся за чемпионство с римлянами западными, но вторжение в Галлию закончилось Каталаунскими полями (где они непосредственно находятся - предмет спецолимпиады до сих пор), и бойня, в которой участвовали по некоторым оценкам чуть ли не 800 000 человек, завершилась для гуннов неудачно. Последовавшее позднее вторжение в Италию при всей легкости для Аттилы завершилось странной ничьей, первопричина которой, очевидно - слишком высокие контракты игроков гуннов, то бишь переполненный добычей обоз. И когда, казалось бы, дорога на Рим уже открыта, друг детства Аэций, ставший непримиримым соперником, только и может что скрипеть зубами, команда довольствуется всего лишь бронзой.
А потом у Керимова Аттилы начались проблемы со здоровьем.
На самом деле много чего началось. Тут и внутренние раздраи (калий обесценился), и общая неспособность менеджеров управлять огромной империей. Но финалом стала смерть императора, чьи дети поспешили раздербанить страну на части, но не справились даже с этим.
И все закончилось битвой при Недао, где вчерашний соратник Аттилы - король гепидов Ардарих - одержал крупную победу над любимым сыном императора Эллака. После этого сражения союз, собранный Аттилой, окончательно распался, и игроки начали разбредаться по другим командам в ускоренном темпе.
Настроение у армий команд, выходивших на поле "Петровского" в субботу, было совсем разным. "Зенит" постепенно справляется с внутренним кризисом, молодость и зрелый задор соседствуют тут в полной мере.
А вот гунны черные и белые игроки "Анжи" шли с таким видом, словно сразу со стартовым свистком их ожидало клеймение и отправка на рудники.
А на скамейке хозяев благодать: Быстров учит Палыча правильно снимать.
И началось. С первых же минут стало ясно, что головы свои игроки "Анжи" оставили в Кратово. Меж тем база уже переехала в Махачкалу (где теперь игроки будут в кафе встречаться с болельщиками), игра - в Петербурге, но все мысли - в Подмосковье.
И хотя Гаджиев выставил двух опорных над двумя центральными защитниками, с самого начала матча в центральной зоне начало сквозить.
И единственная причина, по которой "Анжи" не получил полную кошелку еще в первые полчаса игры - это Кержаков-младший, раз за разом останавливавший выпады нападения "Зенита".
Тем более что брата на поле не было, помогать не надо было (как того часто просят на "Петровском").
Гаджиев, конечно, моментально и с радостью согласился возглавить "Анжи", но то, что представляла из себя команда в субботу, не было похоже хоть на сколь-либо приличный коллектив. Ведь при этом состав, который вышел на поле, слабым не назовешь даже в отсутствие Самба, Жиркова, Виллиана, Буссуфы и прочих. С этим самым составом, ну реально - можно бороться и за золото. Но слабые фланги - как следствие слабого центра. А центр представлял собой жесткую конструкцию из двух опорных, в которой ни Жусилей, ни Ахмедов не поднимались в атаке, держа линию. Карсела не справлялся с ветераном Зыряновым и великолепно проведшим матч Витселем, Это'О в первом тайме остался без мяча в принципе.
Итогом - "Анжи" попал под пресс атак хозяев и не мог свободно вздохнуть на протяжении почти всего матча.
Так еще и новички "Зенита" показали себя с лучшей стороны. И если Смольников дал понять, что Анюкову есть неплохая подмена...
...то Ансальди заставил оашаршенно воскликнуть: "И это счастье всего за 6 миллионов?!"
Так еще и Бухаров решил поиграть в футбол.
Экс-казанец был крайне полезен на поле, и его выход в старте вместо Кержакова в очередной раз не вызвал вопросов.
То, как Бухаров отборолся и отдал голевой Широкову, заслуживает показа молодым футболистам.
Вообще форвард удивил этим летом. В кои-то веки он вышел из отпуска без лишней массы, в глазах и действиях - желание играть и быть полезным.
А Широков в очередной раз сделал свою работу.
Нет, честно, закрытие твиттера едет на пользу, не иначе. Я не в курсе, как долго продлится желание лучшего на сегодняшний день полузащитника страны именно играть, но пока оно присутствует, это красиво.
Свой ренессанс переживает и Данни. И вот я не уверен, что до своей тяжелой травмы он играл настолько хорошо, как в последней паре матчей.
С Это'О история интересная, конечно. Человек, привыкший к абсолютному удовлетворению лбых своих потребностей, оказался в ситуации, когда его персональный джинн вдруг сложил с себя полномочия. И можно хоть до дыры протереть пальцами бронзовую лампу, но никто больше не снимет не годного тренера, никто не оплатит лимузин до Москвы, да и ехать теперь в Москву - не каждый лимузин доедет.
Игра камерунца очень напоминала итальянскую забастовку. Через 20 минут он демонстративно перестал соблюдать какие-либо тренерские указания. Мол, я по контракту должен находиться на поле? Ок, я на нем.
И обратный пример:
Сколько уж с ним всего случилось по приезду в Россию - но человек проявляет себя истинным профессионалом.
Как, наконец, и он...
...и он. Позиция Широкова в принципе заслуживает уважение. Его жест после второго гола в ворота датчан - это кучка вситов на Вираж.
А тот, кто не видел гол Халка - горе вам!
Но я добрый, покажу:
Во втором тайме Гаджиев окончательно убил игру своей команды. Если до того схема "Анжи" представляла собой стандартные, в принципе, 4-2-3-1, правда, там, где "2", не было хавбека, игравшего бы и в атаку (как Витсель в его паре с Заряновым), то после замен "дуайен" русского тренерского цеха выдал классику 4-4-2. С двумя опорными.
То есть Ахмедов продолжал на пару с Жусилеем держать фронт перед своей штрафной...
...а Это'О был вынужден бегать за мячом в самый низ, потому как до пары нападающих снаряды уже никто не доносил.
"Зенит" же играл в свое удовольствие, тем более что его 4-2-3-1 в отличие от дагестанских не встречали ни плотной обороны, ни жесткого прессинга. К тому же схема "Анжи" оказалась еще и слишком жесткой, не было ни взаимной подстраховки, ни контроля за зонами. Давали свободно бить Халку.
Делал что хотел Данни.
И даже отъезд Халка...
...мало что изменил.
Я не знаю, что будет теперь с "Анжи". Можно много говорить о том, что "контракт подписан, должен доиграть", но давайте будем честными - игроки договаривались об одних условиях, но ситуация вдруг в корне меняется. И как объяснить жене, что вместо московских бутиков с арестованной Васильевой она будет посещать махачкалинский базар?
Когда голова занята такими мыслями, а соперник, несмотря на счет, продолжает грызть землю, не будет получаться ничего.
Вот и становится поражение разгромным.
И горе побежденных не волнует победителей. В спорте как на войне: ослабленный противник лишь увеличивает твои шансы на победу.
Вот к кому по отдаче не было претензий - это к Эвертону.
Если бы не он, то тот же Бухаров смог бы отгрузить как минимум парочку в ворота Кержакова.
Аршавин, на мой взгляд, был выпущен поздновато. Игра с такими пустыми зонами могла стать его игрой.
На трибунах Виража гостил Кинчев.
Вроде бы он признавался в любви к ЦСКА, но пел с фанатами "Зенита", и не только "Небо славян".
Хотя, если немного оттолкнуться от надписи на футболке, он мог гонять и за ФК "Русь".
На трибунах немного пожгли еще.
А так же напомнили ответственным лицам, что дело Жени Мареша будет находиться под пристальным контролем.
Потому как хотя преступник, у которого официально нет национальности, задержан и находится под стражей (да, все помнят про то, что до приговора суди и т.д.), но в деле появился еще один человек, у которого нет национальности, пришедший с явкой с повинной, но путающийся в показаниях.
Трибуны "Анжи" поредели. Уже и не представишь, что в прошлом году гостей приехало под пять тысяч. Теперь их было всего 150 человек.
Вместе с преданными поклонницами.
Ну йомайо, вот почему так: симпатичные девки на фоне спортивных штанов, кожаных шлепанцев на носки и прочей высокой моды? Неужели Дарвин был не прав?
3:0.
У "Анжи" 2 очка после пяти матчей, "Зенит" в лидирующей группе. Гершкович рад россиянину на тренерском мостике.
Кстати, в той катавасии, когда сцепились три империи, проиграли в конечном итоге все. Рим Восточный мог думать только об обороне от вчерашних союзников Аттилы: остготы с удовольствием заняли место гуннов. Западная империя впала в череду дворцовых и не очень переворотов, в которых участвовали ближайшие военачальники Бича Божьего - Орест и Одоакр.
Знаете, кто выиграл от всего этого беспредела в итоге?
В Галлии сепаратизм не исчезал никогда, как ни романизировали кельтов, они все равно смотрели на римлян волками. Но когда Аттила вторгся в Галлию, то те же багауды, на помощь которых он очень рассчитывал, в большинстве своем выступили на стороне Аэция. Как и франки в большинстве своем, бывшие федератами Рима. При этом Валентиниан в ревности к своему лучшему полководцу, практически не дал тому римских войск, заставив Аэция набирать солдат непосредственно в Галлии, а так же договариваться с вождями союзных и полусоюзных племен. К чему это привело?
А к тому, что после поражения Аттилы на Каталаунских полях практически все население Галлии задалось единственным вопросом: а если мы вынесли полумиллионную армию, наводящую ужас на всю ойкумену, то нафига козе баян?
И если при легендарном Меровее внешние приличия еще солюдались, то уже его сын Хильдерик создает в землях Галлии франкское государство. А следующий Меровинг - Хлодвиг - дает основание считать историю всей Франции именно со своего правления.
Казалось бы - гунны повержены и разбегаются, вот он шанс для франков, если их покрасить в красный и белый.
Но любая историческая аналогия аналогична ровно до того момента, пока события развиваются по схожему сценарию. И вот красно-синие римляне, хотя и теряют главную ударную силу, у них есть свой условный Юстиниан, сумевший сохранить своего Нарсеса. А римляне сине-бело-голубые преодолевают кризис отношений между патрициями, право имеющими, и понаехавшими.
Поэтому путь некоторых за второй звездой (сколько бы их там ни нарисовали сейчас) представляется легким только завзятым оптимистам. Более того, я лично не вижу их основными претендентами на чемпионство в этом сезоне.