Поэзия обгаженных кальсон

Jan 13, 2018 15:41



Сподобился-таки посмотреть "Дюнкерк" - событие в мире кино, претендент на "Оскара" и прочая и прочая. Что сказать - на эпопею не тянет, жидковато по сравнению озеровским "Освобождением". Психологизм авторов мне, знакомому с "Отцом солдата", "На войне как на войне" и "Живыми и мёртвыми", тоже показался довольно плоским и однолинейным.

Впрочем, героев, мучимых одним стремлением - выжить, любой ценой выжить и доплыть до Англии, понять можно. Брошенные командованием толпы солдат на пустом берегу пролива, на противоположном берегу которого угадывается благословенная родина - тут взвоешь.



Напомню, как было дело. В мае 1940 года британский экспедиционный корпус, воевавший на стороне Франции, вместе с остатками французской армии бежал через Дюнкерк под ударом наступавших немцев. Союзники были окружены и неизбежно были бы уничтожены, но наступающие немецкие войска по достоверно неизвестным причинам остановились. Британское командование воспользовалось нежданной возможностью, чтобы организовать эвакуацию своих войск. По приказу Черчилля все суда, большие и малые, были направлены к Дюнкерку для того, чтобы забрать английских солдат. В результате за несколько дней в ходе операции «Дайнемо» было эвакуировано 338 тысяч военнослужащих, в том числе 123 тысячи французов. Около 40 тысяч военнослужащих, прикрывавших отход основных сил, попали в плен или были вынуждены пробираться в Англию другими путями.

В фильме ситуация для пущей важности ещё более накалена: военный флот, который должен был бы поддержать попавшую в беду пехоту, начальство, якобы, тщательно сберегало, готовясь к предстоящей "битве за Британию". По этой же причине, из экономии, с воздуха всю операцию прикрывали только три английских истребителя. А спасение было организовано гражданскими судами - от рыболовецких до туристических прогулочных. (К чему свелась эта пресловутая "битва", все мы знаем. Доблестные "томми" почти пять лет отсиживались на островах, со страхом поглядывая на восток, где гремела невиданная в истории битва, да без устали меняли подгузники).

При этом изредка попадавшие в кадр военные начальники пафосно изрекали: "Главное - спасти армию", "Ты выжил, сынок, а это уже немало" и т.д. А финале чудом выжившие мальчишки, которые сначала не могут от стыда за позорное бегство смотреть в глаза соотечественникам, читают газету с речью уже упоминавшегося Черчилля, в которой он называет спасение армии своего рода победой и призывает бороться с немцами на британских берегах - до последней капли крови. Ну, и, разумеется, не терять надежды, что воспрянет наконец-то могучий Новый Свет и придёт на помощь Старому и одолеет супостата.

Вот и всё, собственно. Не знаю, есть ли смысл анализировать актёрскую игру, сценарную и режиссёрскую работу. Что об этом говорить - исход был понятен изначально, как в случае с "Титаником", например. Актёры играли, как могли, тем более, палитра чувств персонажей была, как уже говорилось, предельно узкой.

Мне хотелось бы сказать о другом. Вот смотрите - англичане с французами терпят страшное, позорное поражение. И на выходе - такой пафос. Не могу даже представить себе, какого позитива достигнут американцы, когда возьмутся снимать картину о наголову разбитых англо-американских войсках в Арденнах... Вспоминаю чреду фильмов о Пирл-Харборе, снятых в разные годы - уровень сопротивления, накал героического противостояния врагу год от года, от одной киноверсии к следующей всё нарастает. Думаю, если голливудовцы вернутся к этой теме лет через 5-10, не исключено, что страшный разгром американского флота обернётся блистательной победой.

Короче говоря, я не об американцах говорю, вернее - о них, но в уме имею наших кинематографистов. Эти, напротив, даже из наших блистательных (да, тяжёлых, да, кровавых, но несомненных) побед умудряются сделать поражение. Вспомним мерзкое "великое кино о великой войне" Михалкова, сумевшего свести подвиг к какой-то ерунде, к паучку... А знаменитая "Легенда № 17", а громкие космические фильмы! Везде победа практически неотличима от поражения, поскольку одержана не благодаря, а вопреки - партийным идиотам, гэбэшным зверям...

Я понимаю, разумеется, что не могу требовать от кинематографистов невозможного. Потому что действуют они не сами по себе (где им), а в общей парадигме государственной идеологии, которой у нас как бы нет. Тупой антикоммунизм и антисоветизм нынешнего полипросвета ставит всех, в том числе и киношников, в двусмысленную позицию. Вроде, мы победили, но победили как-то не совсем так, как следовало, потому что если бы вот не было бы Сталина и красного знамени - всё было бы окончательно хорошо. В этом смысле узколобые западные пропагандоны, с пеной у рта, бестрепетно и безапелляционно порющие чушь, куда более успешны. Бьющий через край патриотизм американцев намного действенней, чем блеяние их комплексующих российских коллег. Не потому ли, зададимся вопросом, всё больше людей в мире (да что там, и в нашей стране тоже) убеждены, что фашизм разбили американцы с англичанами, да ещё вовремя переобувшиеся французские коллаборационисты?

... Вот такой неожиданный вывод сделался у меня из "героического" драпа англо-французов в обгаженных подштанниках через Ла-Манш.

кино

Previous post Next post
Up