Чем ближе праздник Победы, тем больше военных фильмов на ТВ.
Старые советские картины смотрю с удовольствием. Во-первых, приятно вспомнить молодость, а во-вторых, в этих фильмах всё правильно, всё на местах. Потому что в титрах каждого стоят фамилии военных консультантов, которые фильм смотрели и постарались устранить из него ошибки и несуразности (судя по всему, не всегда это удавалось - когда попадался особо несговорчивый свободолюбивый "творец", и тогда приходилось класть фильм "на полку"). Но явных глупостей всё же не было.
Зато потом...
Не буду вдаваться в идиотические ошибки в форме одежды (скажем, напоминающие канотье шапочки-ушаночки в сериале "Военная разведка: Северный фронт" времён финской войны - такие продаются на Арбате и их с удовольствием носят ЛГБТ-активисты). По боку и разного рода фантастическую "клюкву" типа "Сволочей" и "Штрафбата". Я о другом - об организации собственно боевой работы в нормальных частях РККА.
Сериал "На безымянной высоте" рассказывает о жизни и подвигах образцовой разведроты, о которой говорят почти как о лучшей на всём фронте. Надо понимать, что такое разведрота. Люди там подбирались - один к одному, долго проверялись (не по анкетам, а в бою) и обучались боевым навыкам. Зато каждый мог положиться на каждого, помните знаменитое "Ты бы пошёл с ним в разведку?". Это - как огранка редкого крупного алмаза.
Но вдруг возникает необходимость провести на участке обороны полка разведку боем. И кого же посылают на прорыв? - Вот эту самую годами скрупулёзно собираемую образцовую разведроту! Высыпают бисер прямо под ноги... сами знаете кому. Ну, рота, естественно, гибнет - если не в прямом, чудовищном в своём окончательности смысле, то как боевая единица - уж точно.
За что поубивали (виртуально, конечно, но всё же) так много прекрасных военных специалистов? А главное, зачем? Ведь понятно же, что разведка боем - это пробная атака воинского подразделения (взвод, рота, полк) с тем, чтобы спровоцировать противника раскрыться, вызвав огонь на себя, выявить систему обороны, огневые точки и т.д. А потом, всё тщательно спланировав, уже начинать настоящее наступление. Ну, и скажите мне, какой здравомыслящий командир полка (или дивизии) пошлёт в такую вот мясорубку образцовую разведроту? Чтобы потом набирать на место выбывших профессионалов необстреляный молодняк?
Ясно, что ни один командир такой фигни не сделал бы. Зато не страдающие военным образованием (да и просто здравым смыслом) продюсеры Рубен Дишдиян и Глеб Шпригов, сценарист Юрий Черняков и режиссёр Вячеслав Никифоров - сделали. Легко!
Создатели сериала "Небо в огне" (продюсеры Виталий Бордачёв, Влад Ряшин и Григорий Нахапетян, сценаристы Александр Марутян, Елена Полякова и Игорь Тер-Карапетов, а также режиссёр Дмитрий Черкасов) нашли ещё более интересный сюжетный ход. Они бросили лётчиков-истребителей в бой против прорвавшейся из окружения эсэсовской части. Найти героическим асам другое применение, более близкое к их основной военной специальности, кроме как с пистолетиками сражаться с озверевшей немецкой пехотой, "творцы" не сумели. Или не захотели. Зато какая шикарная картинка - убитым валяется не абы кто, а командир полка, Герой Советского Союза...
Впрочем, в этом фильме полно и других "изюминок" - к примеру, смешанный женско-мужской состав лётчиков, но я же обещал не отвлекаться на явные глупости киношников.
И из совсем неданего - "Несокрушимый". Фильм о подвиге экипажа танка КВ-1.
Ну, да - подвиг, война, страдания и победа - всё правильно. Но зачем же создателям фильма потребовалось, отправляясь в наступление, сажать "безлошадные" экипажи (чьи оказались на тот момент неисправны или вообще уничтожены) на броню, в качестве десанта? Туда, где вероятность их гибели была наиболее высокой? Что, пехотинцев не хватало? Не в том дело, что пехотинцев не жалко, но простой солдат - это всё же не хорошо обученный танкист, да ещё с таким героическим прошлым. Но продюсеры Ольга Погодина, Алексей Пиманов и Денис Анисимов, сценаристы Валерия Байкеева и Константин Максимов (он же и режиссёр картины), похоже, думают иначе.
Заметьте, сведений о военных консультантах этих фильмов я не нашёл. То ли их никто не смотрел, положившись на сугубую компетентность вышеозначенных лиц, то ли смотрел - но вполглаза и ограничился только суммой прописью... А ведь всё так просто - чем крупнее специалист, тем он дороже - во всех смыслах. Что разведчики, что лётчики, что танкисты (да ещё на КВ!). Ещё светлой памяти тов. Огурцов ("Карнавальная ночь"), наблюдая, как танцор швыряет партнёршу в акробатическом танце, отдаёт указание "переставить танец": "Не для того мы тратим такие средствА на обучение, чтобы вот так швыряться экономистами".
Я понимаю, конечно, что все хотели как лучше. Чтобы подвиг советского солдата был отражён с наибольшей полнотой и драматизмом... Но уж если не хватило собственного ума, чтобы допереть до таких простых вещей, позвали бы настоящих консультантов, которые ещё на этапе сценария расставили всё по своим местам.
Чтобы не было мучительно горько.