Feb 13, 2010 20:59
"Читая книгу Звонкина "Малыши и математика", я восхитилась, помимо его чувства юмора и самокритики, приведенными упражнениями и экспериментами. Основная суть книги сводится к тому, что добиваться правильных решений от малышей нет смысла, смысл есть в том, чтобы давать им пищу для ума, учить их задумываться о вещах. Это скажется на том, какими они станут во взрослой жизни, эти малыши. Так вот, больше всего меня потряс один описанный эксперимент. Думаю, многим будет интересно.
...На начальной стадии исследования первая группа получала задачи, ни с одной из которых не могла справиться (0% успеха). Вторая группа получала задачи, каждую из которых удавалось решить (100% успеха); испытуемые третьей группы справлялись с каждой второй из предъявленных задач (50% успеха). После этого испытуемым всех трех групп (и четвертой контрольной) предъявляли серию принципиально нерешаемых задач, т.е. пытались выработать у них обученную беспомощность. (если кто не сталкивался - это когда так долго не получалось (неважно по каким причинам), что человек уже уверен, что не получится, и заранее сдается, прим. мое)
На завершающем этапе исследования всем испытуемым предлагались средние по трудности, но решаемые задачи и выяснялась эффективность предшествующей серии. Оказалось, что иммунизация к обученной беспомощности создавалась только у испытуемых третьей группы. Именно они лучше всего решали задачи на завершающем этапе. Первая, вторая и контрольная группы существенно между собой не различались.
Наиболее интересно в этих результатах то, что и стопроцентный успех и стопроцентная неудача в одинаковой степени не повышали устойчивость испытуемых к последующей неудаче. (с)
Я рассматриваю это как аналогию с воспитанием детей в духе: "ты самый-самый, ты лучше всех" или "у всех дети как дети, а ты..." - они могут быть как первая и вторая группа - одинаково беспомощны, если (менее оптимистично, но более реалистично было бы написать - когда) грянет гром.
Сколько людей, которые пасуют даже перед простейшими задачами, заранее уверенные, что у них "и это не получится", или ломают головы в попытках решить нерешаемое и бежать впереди паровоза, чтобы любой ценой не потерять звания самого-самого."
Статья честно утащена из ЖЖ leandra13, но я спросила разрешения, ибо очень мне понравилось написанное, ведь многим из нас это близко, м?
психология,
выученная беспомощность