Психология: правда и неправда

Apr 20, 2011 21:28

Рано или поздно каждый родитель проходит через такую проблему как детская ложь.
Мотиваций у детской лжи может быть множество.
Зависят они и от климата в семье, и от желаний и фантазий собственно ребенка, да от чего только не зависят ))
И нас она, разумеется, не миновала.
Ложь является моей самой слабой точкой, и поэтому ситуация навела на меня практически панику, я совершенно не понимала, что с этим делать.
Начала у всех спрашивать, запуталась еще больше. Но у меня это часто так, по принципу мячика, сначала всё плохо, ужас-кошмар, а потом я практически сразу нахожу решение.
Одним из важных осознаний было то, что у ребенка отсутствует моральная нагрузка на вопросы, связанные с ложью, т.е. ребенок не понимает, а что плохого в том, что он скажет вот так (не так, как есть на самом деле). Почему это плохо?
Имеет смысл-таки дать в спокойной форме ребенку понимание того, почему именно плохо обманывать, почему мамы (и прочие) от этого сильно расстраиваются, сердятся и так далее.
А то, ну в самом деле, если сказать так - точно поругают, может быть, даже накажут.
А если сказать вот этак - то может обойтись.
Вывод?...
Поощрять и не ругать за правду.
Особенно в ситуации с появлением детской лжи.
Ребенок (говоря Вам сейчас правду) уже идет по сложной и страшной для него дорожке (ну потому что явно же нашкодил, и вообще обычно именно за это и наказывают). Но он старается идти Вам навстречу, и для него это непросто.

И вот я решила придумать такую игру: "Правда и неправда"




Пример:

-Ты ела сгущенку?
-Нет. Это (ну пусть будет) Маша ела. *а над губами - усы )))

Правда и неправда:

-Выбери из двух вариантов: "Ты открывала холодильник или ты не открывала холодильник?"
-Открывала..
-Ты видела там сгущенку или ты не видела там сгущенку?
-Видела..
-Ты взяла с полки банку или не брала с полки банку?
-Брала..
-Ты достала чайную ложку или ты достала столовую ложку?
-Чайную..
-Ты открыла банку или ты не открывала банку?
-Открывала..
-Ты опускала туда ложку или не опускала туда ложку?
-Опускала..
-Ты ела сгущенку?
-Ела...

Почему мы начинаем сильно загодя - чтобы при ответе на несколько первых вопросов у ребенка сложилось впечатление, что совершенно не страшно говорить, что она, скажем, открывала холодильник или видела банку - ведь в этом ничего предосудительного нет.
Потом, уже по инерции, восстанавливая звенья цепочки событий, ребенок чаще начинает говорить правду. Он не видит агрессии, а видит игру. Можно взять пару мячиков, например, зеленый будет правдой, а красный - неправдой. В зависимости от того, какой именно мячик выберет или поймает ребенок - таким и будет его ответ (ну если ему сложно именно проговаривать какие-то моменты).
Очень важно также поблагодарить ребенка за то, что он сказал правду, хотя было видно, что ему это дается нелегко.
У нас "Правда и неправда" приобрела характер сказки на ночь - дети постоянно перед сном просят поиграть эту игру.
Я спрашиваю: "Сколько раз?" Они выбирают количество вопросов, например, пять.
И каждый по очереди придумывает две различных ситуации, а остальные должны угадать, где правда, а где неправда.

Пример:

Алиса: "Мы сегодня гуляли в лесу, мы сегодня ездили в детский центр"
Все: "Мы сегодня ездили в детский центр"
Алиса: Прааавильно!
Дальше Саша: "Я сегодня смотрела мультик, я сегодня рисовала картинку"
Все: "Рисовала картинку"
Саша: Да!
Ну и так еще три раза.

Терапевтическая роль такой игры на ночь в том, что мы еще раз делимся важными для нас впечатлениями перед сном, обсуждаем происшедшее в течение дня, учимся чувствовать друг друга.
И привыкаем к тому, что говорим друг другу правду. Вне зависимости от чего бы то ни было.

Основная цель этой игры в том, чтобы дать понять ребенку, что говорить правду не страшно, что за правду не ругают, что так намного правильнее и спокойнее будет всем вокруг, даже если... ела сгущенку :)

вероятности, установки, методики, психология, дети, ситуация, отношения

Previous post Next post
Up