Что тебе приходит на ум, после этой фразы?
Знаменитый немецкий психолог Курт Левин ввел в психологию понятие «уровень притязаний» - стремление человека к цели, которую он может и способен достичь. Те, у кого этот уровень реалистичен, более уверенны в себе и продуктивны, чем те, чьи запросы их способностям не отвечают (и чьи попытки, соответственно, чаще проваливаются). Уровень притязаний изменяется в зависимости от получаемого опыта. Например, вы решили каждое утро пробегать 3 км и в один прекрасный день поняли, что делаете это легко и свободно. Тогда вы ставите себе новую цель - пробегать 5 км. Если такую дистанцию вы не одолеете, тогда лучшим выходом будет осознание факта, что тело к такой нагрузке не готово, и уменьшение километража. Бывает, что люди себе во вред отвергают такой логичный ход рассуждений и, потерпев неудачу, выбирают задание еще труднее предыдущего. Не удалось продержаться на диете семь дней - вообще перестану есть! Или напишу 12-й роман, в два раза толще тех 11, которые были отвергнуты всеми издательствами.
Героине книги Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» Скарлетт О’Хара было необходимо всеобщее поклонение - и больше всего ей хотелось привлечь тех мужчин, кто не проявлял к ней интереса. А ее родственница Мелани Уилкс вполне отдавала себе отчет в том, что она не такая яркая и привлекательная, как Скарлетт, и ее вполне устраивал один мужчина - любимый. Трудно судить о счастье Скарлетт, личности сильной и амбициозной, а скромная Мелани была счастлива точно, потому что знала, чего хочет и что может.
Сегодня представления об успехе в нашем обществе таковы, что человек, не добившийся богатства, статуса и славы (причем не позже ровесников своего круга), может почувствовать себя неполноценным. Американские психологи уже говорят о «кризисе 25 лет», заставляющем страдать молодых людей, которых сверстники обошли по службе и презрительно называют менеджерами низшего звена и офисным планктоном. Но стремление во что бы то ни стало прорваться в высшее звено, стать генеральным директором или обладателем главной награды порой наталкивается на препятствие, замеченное Лоуренсом Питером. «Принцип Питера» заключается в том, что успешного на своем месте человека все повышают и повышают в должности, в конце концов он достигает уровня, который ему действительно не по плечу и где обнаруживается его некомпетентность. Его перестают повышать, но и не возвращают на ступеньку ниже, и он остается на должности, с которой не справляется. Так на руководящих местах появляется множество неподходящих людей. В теории Питера есть изрядная доля шутки - ведь многие начальники выполняют свои обязанности неплохо, просто некоторые из них вздохнули бы с облегчением, окажись они на позиции пониже. Да и для дела это было бы лучше, чем начальник на грани нервного срыва.
Каждый сверчок может со временем перепрыгнуть на шесток повыше - если и правда этого хочет. Но песенка сверчка, упрямо прыгающего туда, куда он допрыгнуть пока не может, рано или поздно печально стихнет, потому что ему станет не до песен. И если продолжать ассоциации с животным миром, то как не вспомнить мудрый совет Самуила Маршака:
«Мой мальчик, тебе эту песню дарю.
Рассчитывай силы свои.
И если сказать ты не можешь: «Хрю-хрю!»,
визжи, не стесняясь: «И-и!»
И на последок, есть даже такое:
Каждый сверчок должен знать свой шесток, каждая стриптизерша
- шест, каждое дело - отмеренный срок, каждый оратор - жест. На
каждый роток - не накинешь платок, ну,а накинешь,- чем дышать?
Каждый умеет читать между строк, но не каждый обучен молчать.