Владимир Маяковский был гением. Поэтом, драматургом, художником, человеком с огромным сердцем и такими же требованиями к миру. А еще он был копирайтером. В паре с "арт-директором" Александром Родченко Маяковский создал целую армаду рекламных плакатов, которые стали классикой рекламы.
Нет, он не был первым копирайтером, как принято сейчас говорить о нем в рекламной среде. Но он был первым копирайтером с именем и собственным неповторимым стилем. За прошедшие с его смерти 83 года никто так и не смог приблизиться к нему.
Справедливости ради, конечно, необходимо сказать, что реклама ни в коем случае не былa его основным видом деятельности. И собственно имя и стиль его сложились вне рекламы, но то, что такой талантливый человек имел прямое отношение к рекламе и являлся частью её истории, дает рекламистам право гордиться и порой стремиться к той простоте, наглядности, которые отличали рекламные работы Владимира Маяковского.
Д ля папирос «Ира»:
Нами
оставляются
от старого мира
только -
папиросы «Ира».
"Реклама - это промышленная, торговая агитация! Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы. Это оружие, поражающее конкуренцию. При НЭПе надо пользоваться для популяризации государственных, пролетарских организаций, контор и продуктов всеми оружиями, пользуемыми врагами, в том числе рекламой!"
Будучи мастером советского фотоискусства, Родченко первым применил в рекламе фотографию (пример - плакат "Ленгиз" с Лилей Брик). Его работы можно считать началом "документальной" рекламы, образы которой стали отражением потребностей своих современников.
Плакаты, созданные легендарным
творческим тандемом Родченко-Маяковский:
Для ГУМа:
Все, что требует
желудок,
тело или ум, -
все
человеку
предоставляет ГУМ.
Нечего
на цены плакаться -
в ГУМ, комсомольцы,
в ГУМ, рабфаковцы!
Для карамели Моссельпрома:
Если вы
давно
удовольствий не имели,
купите
здесь
Моссельпромовской карамели.
А это уже без Родченко:
Отдельные рекламные тексты Маяковского:
Для Мосполиграфа:
Глаза разбегаются!
С чего начать?
Во-первых, в Мосполиграфе
вся печать.
Во-вторых,
чего ради
у нэпов покупать гроссбухи и тетради?
Всю писчебумажность, графленую и без граф,
продает Мосполиграф.
Чем искать граверов, мостовые пыля,
в Мосполиграфе заказывай печати и штампеля.
И конечно,
разумеется само собою,
в Мосполиграфе
покупай обои.
Разинь глаза и во все смотри,
запомни эти адреса три.
Вспомните -
у вас оборвались
обои в комнате.
Нечего
стоять разиней.
Новые купите
у нас в магазине.
Для коробок карамели «Наша индустрия»:
От «Фабричной карамели»
мы убытков не имели.
И налево и направо
всюду ей хвала и слава!
Ты возьми конфету эту
непременно за примету:
с каждым часом все известней
на ее обертках песни.
Эта новая затея
учит лучше грамотея.
Вытесняет сорт обычный
карамели вкус «Фабричной».
И деревня и завод
лучшей - эту назовет!
Для упаковки печенья «Зебра»:
Было зебре горячо
бегать только в Африке,
а теперь ее печет
Моссельпром на фабрике.
Поглядев на зебру ту,
меньшевик досадует:
не с него ли красоту
сняли полосатую?
Для кофе Мокко:
Далеко не ходите!
Во мгновенье ока
здесь
купите
кофе Мокко.
Для папирос «Посольские»:
Даже дети, расставшись с соскою,
курят
«Посольскую».
Новый выпуск. Лучшего качества.
Расхватывайте
начисто!
Для «Чаеуправления»:
Милый,
брось слова свои, -
что мне
эти пения?
Мчи
в подарок мне чаи
Чаеуправления.
Забудьте моду! К чёрту вздорную!
Одежду в Москвошвее требуй.
Простую, лёгкую, просторную.
...Одежду не найдёте проще -
Прекрасная и для занятий
И для гулянья с милым в роще.
Маяковский, по сути, представлял собой рекламное агентство полного цикла. Он сам находил клиентов, сам сочинял тексты, назначал цену, "пробивал" выполнение заказов на плакаты, даже предпринимал нечто вроде самостоятельных маркетинговых исследований. Рекламные плакаты и тексты в его исполнении шли как с конвейера. Реклама макарон, папирос, пива, галош, сосисок, книг, евпаторийской грязи - кажется, что ему было всё равно, что рекламировать. Гиперболизм, директивность, эпатажность присущи всем его рекламным произведениям.
Вот что писал в своих воспоминаниях А. Родченко о работе с Маяковским: