Варианты Chassez-Dechassez для Французских кадрилей эпохи Регентства

Mar 02, 2015 23:23

Оригинал статьи Susan de Guardiola Chassez-Dechassez Sequences for Regency-Era French Quadrilles
Перевод с английского Ксении Чумараевой.

Chassez, или движение направо и налево.
Термин, обычно используемый в кадрилях и контрдансах, означает движение в сторону по прямой, направо, либо налево от начальной позиции.
-- Thomas Wilson, The quadrille and cotillion panorama, 2-ое издание, 1822

В продолжение серии постов (ранее: Balancez и Traversez) о последовательностях шагов для различных фигур Французских кадрилей эпохи Регентства, я отобрала несколько вариантов для движения в сторону, которое обычно называют A droite et à gauche (направо и налево) или Chassez-dechassez. В этой фигуре два танцора, находящиеся друг напротив друга, движутся направо и обратно налево. Это движение есть в L'Été, второй фигуре Французских кадрилей, а также во многих версия фигуры Finale , включающей в себя L'Été. Вечный перфекционист Вилсон жаловался, что фигура названа неправильно, но, увы, безрезультатно,


…ведь они оба движутся направо и обратно на свои места, а не налево, как указано в названии фигуры. Название движения должно описывать ситуацию, в которой оно начинается. Например, направо или налево от места начала движения…
-- Ibid.

Описание шагов взято из следующих источников:

Anonymous.  Contre Danses à Paris 1818.  [Scotland], 1818.
Gourdoux-Daux, J.H.  Principes et notions élémentaires sur l'art de la danse.  Second edition.  Paris, 1811.
Goudoux-Daux, J.H., translated by V. Guillou.  Elements and Principles of the Art of Dancing.  Philadelphia, 1817.
Strathy, Alexander.  Elements of the Art of Dancing. Edinburgh, 1822.

Издание Guillou 1817-го считается переводом Gourdoux-Daux 1811-го, но в нем есть дополнения, отсутствующие во французской версии. Ниже эти два издания будут указываться отдельно, как "Gourdoux-Daux" и "Guillou"

Шаги
Анонимная рукопись Contre Danses à Paris 1818 утверждает, что «существует множество шагов для этого движения», однако в тексте приводятся лишь два варианта, один в словесном описании, а другой в виде диаграммы. Еще несколько последовательностей шагов можно найти в источниках, перечисленных выше. Это не полный список шагов того периода для этого движения, но его вполне достаточно для большинства танцоров.

В кадрилях используется также шаг под названием Chassé, который заставляет людей, далеких от танцев, поверить, что если в схеме написано «Chassez направо и налево», то это означает пройти на этих шагах, а вовсе не исполнить фигуру, к тому же шаг Chassé прекрасно подходит для данной фигуры. Однако для этого движения могут быть использованы и другие шаги, например, Glissade. «Chassez направо и налево» означает «Движение направо и налево».
-- Ibid.

Ниже приводятся сокращенные инструкции по исполнению шагов. Их следует воспринимать лишь как краткую справку, они не описывают все тонкости наклонов и подъемов, необходимые для достижения совершенства в танцах периода.

Chassé: после небольшого прыжка на левой ноге на затакт («и»), вынести правую ногу вперед («РАЗ»), подтянуть левую ногу сзади («и»), опять вынести правую ногу вперед («ДВА»). Этот шаг занимает целый такт (и-РАЗ-и-ДВА) и может начинаться также с левой ноги.

Glissade: проскользить одной ногой в сторону и подтянуть вторую ногу, закрываясь по III или V позиции. glissade dessous - вторая нога приставляется сзади; glissade dessus - спереди. Скольжение в сторону производится на затакт («и»), закрытие - на сильную долю такта («РАЗ»). Слова dessous и dessus практически неразличимы на письме и на слух, поэтому ниже я буду записывать их как «сзади» и «спереди».

Jeté: вытянуть одну ногу точно в сторону (воздушная II позиция), затем прыгнуть на нее, приставив сзади или спереди, при этом другую ногу поднять,  подтянув стопу к ведущей ноге так, чтобы носок смотрел строго вниз. Это резкое движение, отличное от плавного, округлого ronde de jambe, ноги выбрасываются наружу и вовнутрь. Полезно тренировать выбрасывание ноги в воздушную II позицию и обратно. Шаг начинается на слабую долю (затакт) и заканчивается на сильную долю такта.

Assemblé: вытянуть одну ногу точно в сторону (воздушная II позиция), затем в прыжке приставить ее сзади или спереди, приземляясь в III или V позицию, распределяя вес равномерно между обеими ногами. При приземлении ноги слегка сгибаются в коленях. Опять же, в этом движении ноги выбрасываются. Шаг начинается на слабую долю (затакт) и заканчивается на сильную долю такта.

Sissone: прыжок на одной ноге, при этом стопа другой ноги подтянута к этой ноге спереди(dessus) либо сзади(dessous) так, чтобы носок смотрел строго вниз. Sissone также исполняется со свободной ногой в воздушной II позиции, но такой вариант не используется ни в одной из приведенных последовательностей шагов. Прыжок начинается на слабую долю (затакт) и заканчивается на сильную долю такта.

Варианты A droite et à gauche или Chassez-dechassez
1. Самая простая последовательность шагов взята из описаний вариантов Balancez в Contre Danses. Примечание к пункту 13 гласит «часто используется для Chassez Dechassez в кадрильной фигуре L’Ete»

1 такт    Glissade назад вправо, glissade назад вправо
1 такт    Glissade назад вправо, assemblé правой назад
1 такт    Glissade назад влево, glissade назад влево
1 такт    Glissade назад влево, assemblé левой назад

Счеты: и РАЗ и ДВА и ТРИ, ЧЕТЫРЕ дважды

2. Диаграмма в Contre Danses изображает другую последовательность:

1 такт   Chassé (в сторону направо)
1 такт    Jeté левой вперед, assemblé правой вперед
1 такт    Glissade назад влево, glissade назад влево
1 такт    Glissade назад влево, assemblé левой назад

Счеты: и РАЗ и ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ и РАЗ и ДВА и ТРИ, ЧЕТЫРЕ

Не описано, как закрываются глиссады и ассамбле назад в движении налево. Я вывела последовательность по аналогии с предыдущим вариантом. Ассимметрия в этом варианте  - направо на chassé, а обратно налево на glissades, - типична для последовательностей шагов кадрильной техники.

3. Strathy вносит небольшую поправку в этот вариант, уменьшая количество глиссадов с трех до двух:

1 такт    Chassé (в сторону направо)
1 такт    Jeté левой вперед, assemblé правой вперед
1 такт    Glissade назад влево, glissade назад влево
1 такт    Jeté левой вперед, assemblé правой вперед

Счеты: и РАЗ и ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ дважды

Второе jeté начинается именно с левой ноги спереди, и левой же ногой опять вперед. Нога выбрасывается в сторону и возвращается обратно в ту же позицию. Эта нестыковка необходима, чтобы в конце движения ноги оказались в стандартной позиции - правая нога спереди, левая сзади.

4. Учебник Gourdoux-Daux 1811 предлагает вариацию варианта Strathy:

1 такт    Chassé (в сторону направо)
1 такт    Jeté левой вперед, jeté правой вперед
1 такт    Glissade назад влево, glissade назад влево
1 такт    Jeté левой вперед, assemblé правой вперед

Счеты: и РАЗ и ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ дважды

Единственное различие - во втором такте. Gourdoux-Daux предлагает сделать два jeté, а не jeté-assemblé. Эту связка чуть сложнее, чем стандартное jeté-assemblé. Ее преимущество в том, что она облегчает исполнение следующего глиссада, так как скользящая нога уже приподнята.

5. Любопытно, что в переводе Guillou этот вариант отстуствует. Вместо него  Guillou предлагает другую последовательность шагов - симметричную, вероятно собственного авторства:

1 такт    Chassé (в сторону направо)
1 такт    Jeté левой вперед, assemblé правой вперед
1 такт    Chassé (в сторону налево)
1 такт    Jeté правой назад, assemblé левой назад

Счеты: и РАЗ и ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ дважды

6. Заключительная последовательность есть как в оригинале Gourdoux-Daux, так и в переводе Guillou

1 такт    Sissone правой вперед, glissade правой вперед
1 такт    Glissade правой назад, assemblé правой назад
1 такт    Sissone левой вперед, glissade левой вперед
1 такт    Glissade левой назад, assemblé левой назад

Счеты: РАЗ и ДВА и ТРИ, ЧЕТЫРЕ дважды

Это интересный вариант. Каждое движение в сторону начинается с прыжка, свободная нога поднята спереди, носок смотрит вниз, а затем идет чередование глиссадов с закрытием вперед и назад.

Ампир, Переводы, 19 век, Кадриль

Previous post Next post
Up