Оригинал статьи Susan de Guardiola
Crossing Over Sequences for Regency-Era French QuadrillesПеревод с английского Ксении Чумараевой
Как и в случае с Balancez, существует множество вариантов последовательностей шагов, которые танцоры могут использовать для исполнения движения кадрильной техники Traversez, в котором дама и кавалер напротив меняются местами. Traversez присутствует в L'Été, второй фигуре Французских кадрилей, а также во многих версия фигуры Finale , включающей в себя L'Été. Ниже я привожу пять простых вариантов Traversez. Это не полный список всех шагов того периода для этого движения, но этого вполне достаточно для большинства танцоров.
Описание шагов взято из следующих источников:
Anonymous. Contre Danses à Paris 1818. [Scotland], 1818.
Gourdoux-Daux, J.H. Principes et notions élémentaires sur l'art de la danse. Second edition. Paris, 1811.
Goudoux-Daux, J.H., translated by V. Guillou.
Elements and Principles of the Art of Dancing. Philadelphia, 1817.
Strathy, Alexander.
Elements of the Art of Dancing. Edinburgh, 1822.
Издание Guillou 1817-го считается переводом Gourdoux-Daux 1811-го, но в нем есть дополнения, отсутствующие во французской версии. Ниже эти два издания будут указываться отдельно, как "Gourdoux-Daux" и "Guillou"
Contre Danses à Paris 1818 (далее просто Contre Danses) содержит описание трех последовательностей шагов, а также схемы движения с этими шагами.
Шаги
Ниже приводятся сокращенные инструкции по исполнению шагов. Их следует воспринимать лишь как краткую справку, они не описывают все тонкости наклонов и подъемов, необходимые для достижения совершенства в танцах данного периода.
Chassé: после небольшого прыжка на левой ноге на затакт («и»), вынести правую ногу вперед («РАЗ»), подтянуть левую ногу сзади («и»), опять вынести правую ногу вперед («ДВА»). Этот шаг занимает целый такт (и-РАЗ-и-ДВА) и может начинаться также с левой ноги.
Glissade: проскользить одной ногой в сторону и подтянуть вторую ногу, закрываясь по III или V позиции. glissade dessous - вторая нога приставляется сзади; glissade dessus - спереди. Скольжение в сторону производится на затакт («и»), закрытие - на сильную долю такта («РАЗ»). Слова dessous и dessus практически неразличимы на письме и на слух, поэтому ниже я буду записывать их как «сзади» и «спереди».
Jeté: вытянуть одну ногу точно в сторону (воздушная II позиция), затем прыгнуть на нее, приставив сзади или спереди, при этом другую ногу поднять, подтянув стопу к ведущей ноге так, чтобы носок смотрел строго вниз. Это резкое движение, отличное от плавного, округлого ronde de jambe, ноги выбрасываются наружу и вовнутрь. Полезно тренировать выбрасывание ноги в воздушную II позицию и обратно. Шаг начинается на слабую долю (затакт) и заканчивается на сильную долю такта.
Assemblé: вытянуть одну ногу точно в сторону (воздушная II позиция), затем в прыжке приставить ее сзади или спереди, приземляясь в III или V позицию, распределяя вес равномерно между обеими ногами. При приземлении ноги слегка сгибаются в коленях. Опять же, в этом движении ноги выбрасываются. Шаг начинается на слабую долю (затакт) и заканчивается на сильную долю такта.
Sissone: прыжок на одной ноге, при этом стопа другой ноги подтянута к этой ноге спереди(dessus) либо сзади(dessous) так, чтобы носок смотрел строго вниз. Sissone также исполняется со свободной ногой в воздушной II позиции, но такой вариант не используется ни в одной из приведенных последовательностей шагов. Прыжок начинается на слабую долю (затакт) и заканчивается на сильную долю такта.
Варианты Traversez
1. Этот вариант описывается в Contre Danses, Strathy (схемы + описание), Gourdoux-Daux, и Guillou. Он состоит из стандартной последовательности шагов кадрильной техники.
3 такта Три chassé (правой, левой, правой)
1 такт Jeté левой вперед, assemble правой вперед
Счеты: и РАЗ и ДВА и ТРИ и ЧЕТЫРЕ и РАЗ и ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ
По схемам в Contre Danses видно, что танцоры расходятся правыми плечами и плавно разворачиваются по часовой стрелке, чтобы перейти на противоположную сторону. Остаются лицом к сету, но чуть ближе к центру, чем соседний партнер, чтобы легче было исполнить следующее движение - направо-налево, - обычно следующее за Traversez. Для разнообразия можно на втором chassé (с левой ноги) повернуться боком, чтобы партнеры ненадолго оказались лицом друг к другу, прежде чем перейти к движению вперед на третьем chassé для завершения фигуры. Такая вариация не описывается ни в одном источнике, но сама идея поворота партнеров лицом друг к другу встречается в других вариантах этого движения, как видно из описаний ниже.
2. Чуть более трудоемкий вариант, упоминается в Strathy и в описаниях Contre Danses
1 такт Chassé (правой)
1 такт Glissade левой назад, assemblé левой назад
2 такта Повтор
Счеты: и РАЗ и ДВА и ТРИ, ЧЕТЫРЕ дважды
В этом варианте танцоры движутся вперед на chassé, затем делают четверть оборота направо (по часовой стрелке) на glissade и оказываются ненадолго лицом друг другу на assemblé. На втором chassé снова поворачиваются в противоположную сторону каре, делают полоборота на glissade для заключительного assemblé на месте.
3. Более сложная вариация второго варианта приводится в Gourdoux-Daux и Guillou:
1 такт Chassé (правой)
1 такт Jeté левой вперед, assemblé правой вперед
1 такт Sissone левой назад, glissade левой назад
1 такт Jeté левой вперед, assemblé правой вперед
Счеты: и РАЗ и ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, РАЗ и ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ
В этом варианте партнеры смотрят друг на другу чуть дольше. Они идут на chassé вперед, делают четверть оборота по часовой стрелке на jeté-assemblé, оставаясь лицом друг к другу. На sissone все еще смотрят друг на друга, затем раcходятся на противоположные места под углом к друг другу на glissade, где исполняются заключительные jeté (левая нога спереди в начале и в конце) и assemblé.
4. Наращивая уровень сложности, в переводе Guillou предлагается следующая последовательность, которой нет во французском оригинальном издании. В начале танцующие поворачиваются на четверть оборота влево (против часовой стрелки), таким образом начиная движение правым плечом.
1 такт Glissade правой вперед, glissade правой назад
1 такт Jeté правой назад, assemblé левой назад
1 такт Sissone левой назад, glissade левой вперед
1 такт Glissade левой назад, assemblé левой назад
Счеты: и РАЗ и ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, РАЗ и ДВА и ТРИ, ЧЕТЫРЕ
Это описание можно интерпретировать двумя способами.
Мне кажется более предпочтительным вариант, когда танцоры сходятся спинами и на втором такте поворачиваются сначала на четверть против часовой стрелки на jeté и еще на четверть на assemblé, оказываясь лицом друг к другу на sissone. Затем расходятся под углом на новые места двумя glissade, где делают заключительное assemblé. В альтернативной интерпретации танцоры сходятся на glissade лицом друг к другу, затем, отвернувшись друг от друга, делают оставшиеся шаги, поворачиваясь лицом только в самом конце.
Эту интерпретацию авторства Elizabeth Aldrich исполняют Cheryl Stafford and Thomas Baird в
этом видео. Они делают скорее jeté tendu, а не jeté dessous; версия с tendu полностью соответствует периоду, однако не она описывается в Gourdoux-Daux или Guillou. Но, даже не беря это во внимание, я придираюсь к реконструкции Aldrich скорее из-за того, что она изменяет траекторию шагов. Получается, что танцоры движутся вокруг друг друга против часовой стрелки, а не по часовой. Такое движение отличается от других вариантов шагов для этой фигуры, и кажется несовместимым с ними. Я лично считаю, что положение на sissone спиной к партнеру, а не лицом, не очень красиво выглядит и отличается по стилю от других вариантов.
В любом случае, этот вариант производит впечатление, хотя он может стать неприятным сюрпризом для партнера напротив (более чем неприятным, если вы решите исполнить версию Aldrich с движением против часовой стрелки, в то время как ваш партнер будет двигаться по часовой!). Понадобиться практика, чтобы грациозно выполнить полуповорот против часовой стрелки на jeté правой назад, assemblé левой назад. Однако заключительный расход на места на самом деле легче, чем в варианте 3, так как на него дается целых два glissade вместо одного.
5. И наконец, для тех, кому с трудом даются любые другие шаги кроме chassé и кому нужен совсем простой вариант, Contre Danses предлагает сделать четыре chassé.