Как французы поддерживали и поддерживают рождаемость, или урок русским пронаталистам

Jul 13, 2017 00:42

Франция известна как одна из немногих европейских стран с рождаемостью около 2 детей на женщину - это больше, чем, например, в Иране и в России. Как они этого добились? История длинная.



Французская семья, начало XXI века

Франция стала одной из первых стран мира, где начался демографический переход, т.е. снижение рождаемости, последовавшее за снижением смертности. Сначала богатые, а потом и бедные, поняли, что в условиях снижения смертности можно рожать меньше детей. Конечно, у них не было эффективно современно контрацепции, но даже примитивные "народные" методы помогли немного снизить количество рождений. Если в середине XVIII века среднее число рожденных детей на женщину было около 7 (показатель, близкий к естественному уровню рождамости без контроля и контрацепции), то уже в 1800 году женщина рожала в среднем 6 детей, в 1820 - около 5, а в начале XX века - всего 3 детей за всю жизнь. К примеру, в России в это время в средней семье было по 7-8 детей.



Фрнцузская семья, конец XIX века

Первая мировая обескровила Францию, почти как Великая Отчественная - СССР. И власти схватились за голову. Первым делом они запретили аборты, потом - контрацепцию: не только ее продажу, но и любую инормацию о том, как можно не забеременеть. Однако детей рождалось все меньше и меньше. В 20е-30е годы появилось немало бездетных семей. В основном это были образованные горожане среднего класса. Во Франции появилось движение "пронаталистов", которых поддерживало правительство, но к началу Второй мировой число рожденных женщиной детей снизилось до 2 - с учетом тогдашней смертности это было ниже уровня замещения поколений.
Вторая мировая разделила Францию на две части - половина досталась немцам, а еще на половине территории было создано подконтрольное оккупантам правительство. Маршал Петэн, возглавивший остаток Франции, был в своих наталистких настроениях близок к Гитлеру. Он подчеркивал важность многодетных семей, а также сделал День матерей национальным праздником. Но это не помогало, рождаемость стагнировала, что было неудивительно в териод оккупации и депортации части населения в концентрационные лагеря.



Плакат времен режима Виши, пример пронаталисткой политики маршала Петэна

Франция смогла преодолеть демографический кризис с 1945 года. Этому способствовало как стечение обстоятельств, так и обдуманная социальная политика.
Первым составляющим успеха стал так называемый "бэби-бум", коснувшийся многих стран-победителей. Франция потеряла мало солдат, и семьи после войны хотели наверстать упущенное и родить детей, появление которых было отложено из-за войны.
Вторым компонентом успеха стало продолжение пронаталисткой политики, но уже не с пропагандисткой, а с научной основой. Во Франции был создан Институт демографических исследований, а демографы заняли свое место в политике. К их советам стали прислушиваться.



Образцовая семья 50х годов

Третья причина успеха была неразрывно связана с первой. Демографы и социологи участвовали в разработке новой социальной политики, которая могла бы помочь семьям с детьми. Постепенно видоизменяясь, уже в современной Франции она приняла двоякую форму. С одно стороны, это поддержка финансовая. Целью стала не только помощь малоимущим, но и поддержка среднего класса. Налоговая система Франции учитывает количество детей в семье и снижает налоги с учетом каждого ребенка. Плюс детские пособия начиная со второго ребенка платятся абсолютно всем, невзирая на доход. Эти меры позволяют уменьшить разницу в доходах семе с детьми и без них, и помочь родителям сохранить свой уровень жизни.
Вторым аспектом соцполитики стала поддержка занятости женщин. При относительно коротком периоде оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком (3 месяца при рождении первенца, 6 месяцев - после появления второго и последующего детей), женщины во Франции имеют возможность отдать ребенка в ясли или няне. Например, около 40% маленьких французов посещают ясли. Общество не требует от женщины сидеть с ребенком до 3 лет, а государство еще и помогает финансово - при выходе на работу обоих родителей они могут получить гос. субсидию на частичную оплату услуг няни. Таким образом, женщина успевает и родить детей, и заработать себе пенсионный стаж, и сохранить независимость в рамках семьи. Показательно, что в соседней Германии, где женщина часто считается "плохой матерью", если не может посвятить себя ребенку в его дошкольный период, рождаемость намного ниже. Причина в том, что девушки, которых жизнь ставит перед выбором между карьерой и семьей, в современном обществе все реже выбирают семью. Поэтому французская модель совмещения ролей матери и профессионала показывает свою эффективность в долгосрочной перспективе.
Что же дальше ждет французскую рождаемость? Сейчас она немного ниже уровня замещения поколений, но остается одной из самых высоких в Европе. В целом, можно сказать, что в этой стране демографический переход завершился, и весьма успешно. Возможно, этот пример когда-нибудь заставит задуматься российские власти о том, как нужно грамотно строить демографическую политику в XXI веке.
П.С. На первой картинке семья не совсем обычная - интересно, поймет ли кто-нибудь, кто это? :)

Франция, демография

Previous post Next post
Up