мой день Учителя!

Oct 03, 2008 23:17


С ума сойти! Как я люблю такие дни! как я люблю, когда я много успеваю! И как же... как же это приятно, когда в подобный день ещё и происходит столько радостного!! Сегодня утром я ехала в лицей с намерением провести урок литературы в 8 гуманитарном классе по теме "Ирония в "Барышне-Крестьянке"". Половину предыдущей ночи я кромсала бумажки с игровым заданием для ребят, чтобы они у меня от этой "иронии" на уроке не уснули вповалку)) Ну, просто меня всё время тянет играть с детьми на уроках. Влияние мамы, её манеры вести урок и, конечно, просто собственная реакция на детей. Ну, а как иначе? Конечно, можно и нужно говорить "серьёзно и по делу", но с начинающими филологами, тем более, достаточно маленькими, 8-классниками... ну, хочется с ними играть! Хочется с помощью игры дать им понять, насколько важен тот или иной приём, что этот приём вообще из себя представляет. А как ещё лучше почувствовать как не через игру? (Вспоминаем Гессе, Хейзингу... :):)) Хализева, наконец!)

Да, я шла активно готовой к уроку, предвкушая некий шок бедных детей от моего урока)) Просто я знаю, что их постоянный учитель - милейшей души человек, очень интеллигентная, очень тактичная, очень профессиональная в своем деле женщина - Евгения Семёновна Абелюк - ведёт с ними уроки в плавной манере, ориентированной на очень заинтересованных в литературе детей. А я пока так не умею, мне хочется "шоу")))) Ну, не так уж давно я сама была восьмиклассницей. Мне хотелось, чтобы они у меня активно работали, чтобы у них был азарт, чтобы та детскость, которая в них ещё есть, выражающаяся в энергии, сейчас направилась бы в русло литературоведческого обсуждения. Со скоростью литерного поезда пересекая длиннющий коридор Дворца Пионеров, где располагается лицей, я вдруг встретила своих восьмиклассников, к которым шла: девочки гуляли мне навстречу. Одна идентифицировала меня (я уже вела у них мифологию и неоднократно сидела на уроках):
- Ой, здравствуйте, Елена Александровна! А Вы у нас сегодня будете вести?
- Буду, девочки, уже иду.
- Ура!
Пусть любой на её месте сказал бы "ура" из вежливости, но я была очень рада этому возгласу и тому, что она захлопала в ладоши. Тем более, это была моя любимица - очень сильная в литературоведении девчонка, отлично работающая на уроках. А такие поддержки всегда окрыляют!
Урок пролетел с огромной скоростью! Конечно, было несколько пассивных граждан, но эти господа мирно теснились молчаливыми тенями по углам класса))) А вот остальные (я занималась только с половиной класса - с 11 учениками, остальные были на русском языке) работали так активно, что в какой-то момент перестали поднимать руки и говорили наперебой. Я воспринимала эти голоса, вычленяла наиболее "согревший" меня ответ и просила этого человека повторить громко или сама формулировала его идею более ясно. Некоторые ребята, оказывается, пока ещё не привыкли работать с текстом. Забавный был диалог:
- Ребят, вы только не говорите мне фраз вроде: "Ну, он там где-то говорит о том-то". Если вы хотите сказать что-либо по тексту, сразу готовьте цитату в подтверждение, иначе наши беседы превратятся в голословные и ничем не подтверждённые, субъективные мысли. Это понятно? Хорошо. Теперь скажите мне: как Берестов-старший относится к Лизе?
Один рьяный мальчик, который очень любит отвечать быстро, почти не задумываясь (к чести его надо сказать, что обычно он говорит правильно и по делу - действительно, способный! Но иногда не попадает):
- Он считает её глупенькой!
- Хм... Он об этом говорит?
- Да.
- Где? Текстом подтвердите.
- Э-э-э-э-э...
- Ещё бы, такого там нет. Будьте осторожней, ребятки, все заключения должны основываться на тексте.
К концу урока некоторые очень неплохо освоились с книжками и зачитывали мне цитаты абзацами)) Хорошо, пусть так, лишь бы работали с текстом!
После "галопированного" урока, в течение которого народ, к моему удовольствию, встряхнулся, а местами даже зажёгся филологическим азартом, что повергло меня в восторг, выяснилось, что следующая половина группы уже рвётся на литературу. Я попросила провести второй урок литературы на ту же тему, но с оставшейся группой класса. Добрая Евгения Семёновна мне позволила!
Как же интересно вести одну и ту же тему в разных группах! Казалось бы: ведь я одно и то же рассказывала и спрашивала у людей из одного и того же класса (только поделенного в этот день на две группы), а слышала ответы с разной степенью обстоятельности, подробности и увлечения. Во второй группе "активистов" было побольше - 4-5 человек, успели мы столько же, и удовольствие я получила не меньшее! :) Кажется, я вампир... Я подзарядилась от этих уроков!!! Ух, как же хорошо!
Когда мой литерный, подзаряженный младенческой энергией восьмиклассников, следовал в обратном направлении по тому же коридору, я столкнулась с тремя 10-классницами.
Возглас: ОЙ!!!
Я не успела ещё определить, насколько эта реакция положительна или отрицательна, как прозвучал вопрос:
- А Вы у нас ещё будете что-нибудь вести?
О-о, вот этот вопрос для меня был очень важен. В 10 соц-эк я пришла в прошлую пятницу... Но урок не вела - читала лекцию про последний день жизни Лермонтова. Это было для меня счастье, а не урок. Во-первых, очень много значила для меня поддержка моих одногруппниц - Светы ( ritttka ), Милы и Оли, которые честно пришли за меня "болеть"! Во-вторых, я сейчас уже понимаю, что то внимание и те широко раскрытые глаза, которые я видела и чувствовала на занятии, когда вещала им о Лермонтове, - сходно с ощущением покорённого зала, когда стоишь на сцене и роль тебе удаётся. Я не играла с ними, как с 8-классниками (тут тема такая - не поиграешь), почти не спрашивала их ни о чём - я просто рассказывала, рассчитывая на то, что эмоциональность моего повествования, да и просто в определённом ракурсе поданные факты не могут их не заинтересовать. И я не ошиблась. Они слушали в полной тишине, абсолютно внимательно, и я почувствовала эту уникальную, удивительную "волну" внимания - я вдруг ощутила, что я сейчас владею этой аудиторией, что мне повезло, что тема их заинтересовала, что теперь я могу быть убеждена, что урок им если не запомнится, то впечатлит на какое-то время. Они не записывали за мной - но они СЛУШАЛИ. Слушали в полной тишине, а это дорогого стоит... Потом я поставила им кусочек моего пятигорского фильма, где сняты лермонтовские места Пятигорска (для тех, кто не знает - фоном там идёт инструментальная музыка).
- Вы смотрите, а я пока... Хотите я вам стихи почитаю?
- Да!
Я читала "Пророка", "Сон", "Выхожу..." наизусть, но держала в руках книгу. Смотрела поверх голов моих учеников (заметила это за собой в течение урока - я так и на сцене всегда делала, так все делают, я думаю - смотрят на зал, но поверх него, в какую-то точку дальше и выше лиц). А когда я взглянула на их лица, я вдруг заметила, что большая часть смотрит не на экран, а... на меня... Меня это поразило тогда. И я не могла поверить, что мне это удаётся, что удалось... Когда я закончила урок словами из пьесы Рощина: "Пусть толпа хочет представить мне его прозаическим, злым... - я говорю: "Читайте! Читайте, кто не слеп": одна возвышенность, романтическая чистота, чистое служение музам - вот его сущность". Ну, читайте - и вы всё поймёте, - моя верная группа поддержки начала аплодировать. Десятиклассники поддержали. И потом я услышала разноголосые "спасибо". Одна девочка подошла ко мне и сказала, что теперь она перечитает Лермонтова, которого до того не любила. Я переспросила: "Вы... серьёзно? Или хотите мне сделать приятное?" "Я очень честно" "Это лучший для меня комплимент, спасибо большое!" "Вам - спасибо". Михаил Юрьевич помог мне завоевать класс, помог... Тема была такая, что не заинтересоваться, полагаю, было бы сложно! И ощущения у меня были нереальные! Такой заряд!!! Выбежав тогда из лицея, я даже наушники не надела - меня и так переполняло какой-то сумасшедшей энергией, в Школу на свой спецкурс я неслась почти бегом!
Вы поймите меня правильно, друзья, я пишу это не для того, чтобы "хвастаться" - нет, зачем?! Я вообще не считаю это в полном смысле моей заслугой, поскольу тема такая, что, в самом деле, привлекает внимание. Я старалась - да. И я очень рада, что что-то удалось! Но просто мне бы очень хотелось, чтобы прочитав это, вы почувствовали моё состояние и, может быть, подзарядились от него немного?
Вот девочек из этого класса, которым я рассказывала о Лермонтове неделю назад, я и встретила сегодня в коридоре. От них услышала вопрос: "А Вы к нам придёте?"
- У вас в понедельник урок по "Шинели"?
- Да!
- Я приду.
- Ой, хорошо!
- Спасибо. Я приду, но, девушки, пожалуйста, организуйтесь так, чтобы прочитать текст, хорошо? - улыбаюсь. - Я приду вести у вас урок, а не лекцию. И если вы будете без текста, - делаю страшные глаза и почти смеюсь, - или не прочитаете "Шинель", я буду бить вас ногами.
Хохочут: - Тогда не приходите к нам.
- Поздно! Вы уже пригласили.
Разошлись, смеясь. КАК ПРИЯТНО, Господи! Я ХОЧУ РАБОТАТЬ!!!!!
А в Школе был интересный, благодаря моим ученикам, спецкурс - они работали, старались, задавали интересные вопросы. Их не нужно было даже раскачивать - большинство пришли уже активные, уже готовые, заинтересованные, со своим мнением! А потом, после занятия одна из моих учениц и моя добрая приятельница Таня подарила мне букет розочек и... поздравила с днём Учителя. Боже мой... неужели это со мной?
Закончился счастливый день двумя яркими событиями: после двухлетнего перерыва я наконец встретилась со Слонёнком ( gajanana) и мы гуляли по Москве 2 с лишним часа!!! Как раньше, как в Школе! А  потом, в одиннадцатом часу ночи, уже вернувшись домой, я пила с мамой и братом горячий шоколад и болтала про сегодняшний день. С ума сойти - у меня был день Учителя! Мой день Учителя... я чувствую себя счастливой! Очень! И я очень-очень надеюсь, что эти отрывочные, непоследовательные "выкладки" вызовут у вас позитивные ощущения - мне ужасно хочется, чтобы вы тоже были так же рады и довольны!

Пользуясь случаям, поздравляю всех моих знакомых учителей и практикантов с профессиональным праздником!!!!
Previous post Next post
Up