Мелодии Петербурга. Бумага Arches Grain Fin 300 г/м², 56х76. 2002.
К 2001 году я уже скучал от изобразительного реализма. Скука была не от лени, а от большого количества работ за плечами, которые начинали походить друг на друга. К тому же, амбиции художника-самоучки, заставляли находиться в постоянном поиске.Всё началось с простой пробы кисти. В случайном штрихе я увидел «иероглиф», похожий на мост.
Проба кисти.
Меня увлекла возможность создания узнаваемого художественного образа с помощью иероглифа, эмоционально адекватного реальному объекту. Иероглиф воспринимается как движение, даже в своей конечной статике. Движение порождает эмоцию. Иероглиф нельзя вырисовывать, можно только написать - решительно и точно. Моё желание «как сделать - что бы ничего не делать», получило новый импульс, и я принялся изобретать китайский велосипед. Тем более, что уже были наработки, пусть и не столь осознанные.
Дворцовый мост. 38х56, 2001 (?)
Главным было найти степень обобщения объекта (образа), на основе чего можно создать эстетический объект (иероглиф), отличный от действительности, но несущий её ощущение. Первый вариант «Мелодий» с Петропавловкой, не содержал ничего, что хотелось получить. Я постоянно сбивался на то, что делал обычно. Однако, готовясь к выставке «300 лет Петербурга», решил вернуться к задуманной композиции в желаемом исполнении.
Во-первых, именно Петропавловская крепость со своим собором есть главный символ Петербурга, как по расположению и графической выразительности, так и по праву первородства. А во-вторых - очень хотелось отличиться. Готовясь к выставкому, написал за три дня три новых варианта. Ситуацию осложняла самоцель работы без предварительного рисунка. Помимо банальной тренировки, в каждой такой попытке находил что-то полезное:
Существенно поднялась точка обзора, что явилось более эмоциональным композиционным ходом;
Определилась компоновка: уменьшенный центр "зависший" в небоводном пространстве, и непрописанные края;
Появились дифференцированная динамика листа, обобщение и стилизация форм;
Утвердилась техника а-прим в один сеанс, как неизбежный инструмент решения подобных задач;
Сложилась охристо-серебристая гамма, получившая позже дальнейшее развитие.
Самым сложным оказался выход моста на первый план. Требовалась воля, чтобы отказаться от парапета.
Исходя из найденного, я заложил ещё один лист. Результатом остался доволен, не смотря на то, что лукавый всё же подтолкнул меня к некоторым досадным оплошностям. Также, не покидало ощущение несоответствия формата листа, прежде всего, по размерам. Дело не только в том, что композиция стремилась быть более удлинённой по горизонтали. Элементарно не хватало масштабности. А о больших размерах бумаги, я тогда только задумывался. И то, в 2002 году, империал ещё считался для акварели крупным форматом.
По тем временам, работа получилась весьма «авангардной», и мало кто тогда в России использовал подобные акварельные приёмы письма. На зрителей она производила совсем нескромное впечатление, а для меня стала серьёзным прорывом в новой технике. Думаю, она и до сих пор остаётся одной из моих «визитных карточек».
Касательно названия. Почему именно «мелодии», а не «мелодия»? Первично работа называлась «Мелодии Петербурга. Лист №1». Но серии, как таковой, не случилось. Я был тогда на творческом подъёме, и последовавшие за ней листы приобрели самостоятельное значение.