Мой кот Моня. 30х23, 2001.
В середине 90-х прошлого столетия, я научился писать кошек акварелью. Изначально, смысл был не совсем коммерческий. Мною руководила жажда совершенствования акварельного мастерства. Как говаривал мой приятель, Олег Померанцев(1): «Какой из тебя художник, если, ты даже кота написать не можешь?» Честно говоря, сам Олег, котов рисовать не умел, что, впрочем, не мешало быть ему классным акварелистом.
Смешно сказать, интернет тогда отсутствовал, и в качестве «глобального» референса, как сейчас стало модным говорить, я юзал имевшуюся у меня иллюстрированную книгу про кошек.
Понятно, котиков и тогда любили без всякого интернета, а потому, мои труды даром не пропадали. Однажды, я даже получил заказ на изображение памяти безвременно усопшей кошки, так любимой хозяевами. Мои акварельные котики глядели на прохожих из окон Строгановского дворца(2), кочевали с передвижными выставками по Северной Англии, а за тем, добрались до Елисейских полей.
Котов, и прочих домашних животных, у меня отродясь не водилось, из-за моего отношения к ним, как потенциальным источникам инфекций. Однако жена смотрела на этот вопрос более широко, и в доме появился пушисто-полосатый зверь. Котёнок был маленький, с хвостиком меньше мизинца, за то, с большой буквой «М» во весь лоб. Ну, не Макдональдсом его называть? В рассуждении: «должен быть в семье, хоть один еврей?», нарекли его Менахемом Смоктуновским. Такую фамилию он заработал по малолетней привычке сосать кончик собственного хвоста. Впрочем, полным именем его представляли только гостям, а в быту называли его более разнообразно. Будничный «Моня-Мончик», в зависимости от ситуации, мог иметь статус почтенного «Мо», хитрого «Мусиевича», и даже грозного «Мусидзы».
Однако вернёмся к Елисейским полям. Как-то, мне позвонила мадам Натали(3) и спросила, не могу ли я делать «крышных кошек». Это по французки, а по-нашему, просто дворовых. Такая установка меня нисколько не озадачила. Если пуритане туманного Альбиона предпочитали породистых домашних котов, то блудливым детям Мулен Ружа, надобно что-то более близкое по духу.
Мой кот Моня имел «дворянское происхождение», но совсем не обладал «крышным» шармом - был мелок, жирён, и стерилизован.
Однако, и в домашнем болоте водились парижские черти. Мусиевич умел ох-мурр-ять соседских кошек, не покидая хозяйского балкона на шестом этаже, что однажды, сыграло с ним скверную шутку. До сих пор он безответственно флиртовал с отечественными мурками, и вдруг, его потянуло на экзотику. Чего он там нашептал сфинксу с восьмого этажа(!) соседней парадной(!), для меня осталось не совсем понятным. Египетская принцесса, по фантастической траектории, свалилась в объятья Мончика в своём естественном неглиже. От такого откровенного предложения, Мончик мгновенно дал дёру, и забился в самый дальний угол квартиры. Страждущая юная дама ходила по комнатам, и громко требовала обещанного плезира. Испросив всех выше живущих соседей, я не сразу догадался, что эта царственная особа, живёт в соседнем подъезде.
Менахем снова вышел на балкон только на следующий день, и снова вылетел оттуда пулей. Маловероятно, что это вернулась давешняя египтянка. Я выглянул наружу. Из всех соседних окон, на наш балкон, не отрываясь, зырили, иначе не скажешь, разномастные коты. Особенно старался рыжий мордатый британец. Я даже начал беспокоится: не вывалится он из окна?
Вот такая история в стиле Мопассана. Но это только литература, а мадам Натали нужна была акварель. Как бы то ни было, Мончик послужил моделью для серии акварелей, названной впоследствии «Мой кот Моня», которая, в прямом смысле, разошлась по миру. К примеру, «Бойцы противомушиной обороны», осели аж в Мексике, в музее Гуати Рохо(4). Мексиканцам была непонятна игра слов, и неизвестен тот факт, что Монька, кроме мух, ни чего ловил. От чего картина получила другое название «Los guerreros contra ratones», что примерно означает «Войны против мышей». Глядя на устремлённые вверх мордочки котов, можно полагать, что мыши будут атаковать с неба.
Бойцы Противомушиной Обороны ("Los guerreros contra ratones"). , 46х63, 2002. Картина находится в коллекции мексиканского Национального музея акварели.
Головная акварель серии - «Кошачья нирвана», была выставлена в далёком 2001 году, на эпохальной выставке «Мексика - Россия. Акварель» (ЦВЗ «Манеж», СПб). Достаточно сказать, что эта была первая международная выставка акварели в России. Помню свой испуг, когда я решился выставить подобное кошачье «мелкотемье», таком представительном формате.
Кошачья нирвана.56х76. 2001.
Работы серии носили разный характер. Но в целом, всё сводилось к «частному исследованию, частного кота». Случай с акварелью «Энтомолог», весьма показателен. «Знатоки» обвинили меня в неправильной динамике фигуры животного. Передняя часть тела тормозит перед рассматриваемым объектом, а всё остальное складывается гармошкой, продолжая движение. Любому кошатнику знакома подобная динамика. Позже, выяснилось, что критики являлись собаководами. И я, лишний раз убедился, что мир делится на кошатников, и недобитых собачников.
Энтомолог. 38х56, 2002.
Котов я писал, исключительно по-сырому, ставя перед собой задачу, закончить работу в один сеанс, независимо от размеров листа. Считая, не без оснований, что это придаёт особую ценность акварели. Чтобы, по возможности, оградить себя от ошибок, заранее продумывал режиссуру исполнения. От работы к работе накапливались способы нанесения цветовых пятен, и движений кисти, в зависимости от фактуры листа, и его влажности на данный момент. Особенно мне нравился проворот на месте толстой плоской колонковой кисти, наполненной густой краской, по почти «остывшей» от воды бумаге. Таким образом, выполнялся кончик хвоста. Это была «точка» в работе. Что наглядно видно в «Бойцах» и «Нирване».
1- Олег Игоревич Померанцев (1949 -2012) - акварелист, архитектор.
2 - Дворец Строгановых - расположен на Невском проспекте. Ныне принадлежит Русскому музею. В середине 90-х, на первом этаже здания, располагалась частная галерея.
3 - Натали Болдырев - владелица галереи в славном городе Париже.
4 - El Museo Nacional de la Acuarela Alfredo Guati Rojo (Мексика. Мехико) - первый в мире музей акварели. Открыт в 1967 году.
Некоторые работы серии:
Токсикоман. 35х42, 2002.
Мо смотрит «Планету животных».26х36, 2002.
Спящий Мо. 29х22, 2001.
Мо на моём стульчике. 2002.
38х56
35х42
38х36
Окно на кухне. 60х40, 2002. Коллекция З. В. Петровой.
Наполеон на острове св. Елены. 36х35, 2005.